Как белорусские банки поднимают село
Белорусские банки продолжают оказывать поддержку закрепленным за ними сельхозпредприятиям. Отчет Нацбанка, к примеру, свидетельствует об увеличении вклада центробанка Беларуси в уставные фонды подшефных сельхозпредприятий. Представители агросектора, естественно, крепкому банковскому плечу рады и не горят желанием утратить эту поддержку. А такая вероятность есть.
Нацбанк и непрофильные активы
Недавно обнародованный отчет Национального банка за 2010 год свидетельствует, что центральный банк Беларуси продолжал оказывать поддержку подшефным сельхозпредприятиям.
В результате, участие Нацбанка в уставных фондах сельхозпредприятий увеличилось за прошлый год на 859,1 млрд. рублей — до 2,74 трлн. рублей. Средства Нацбанка пошли на реструктуризацию задолженности по кредитам, которую имеют хозяйства.
Как пояснили БелаПАН в ОАО «Агрокомбинат «Мачулищи», которое объединяет подчиненные Нацбанку сельхозпредприятия, поддержка центробанка имеет важное значение для развития хозяйств. Однако скоро этой поддержки у хозяйств может не оказаться, так как Беларусь взяла обязательства перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС очистить баланс Нацбанка от непрофильных активов.
Согласно условиям привлечения кредита из Антикризисного фонда, до конца октября должен быть принят указ, по которому непрофильные активы Нацбанка не позднее февраля 2012 года должны перейти в государственную собственность.
Однако в «Агрокомбинате «Мачулищи» считают, что ничего менять не нужно.
«Агрокомбинату лучше, чтобы все осталось так, как было раньше… Если одна организация занимается управлением 12-15 предприятими, то контроль и результат будет обеспечен. А если передадут хозяйства в коммунальную собственность, то ничего положительного это не даст», — подчеркнул в интервью БелаПАН представитель администрации агрокомбината.
С другой стороны, отмечают банкиры, ситуация, когда на балансе Национального банка находятся сельхозактивы — нонсенс.
«Это не соответствует современной практике. Тот факт, что у вашего центробанка на балансе находятся совершенно не свойственные для него активы, означает, что у вас существует эмиссионное кредитование экономики. Задача центробанка должна состоять в том, чтобы рефинансировать банковскую систему и надзирать за ней», — подчеркнул в беседе с корреспондентом БелаПАН начальник аналитического отдела департамента казначейских операций и финансовых рынков Сбербанка России Николай Кащеев.
Уже бывший глава Нацбанка Петр Прокопович в начале этого года отмечал, что эмиссионная поддержка сельхозпредприятий принесла положительный эффект.
«Да, мы на определенном периоде времени использовали наши эмиссионные белорусские рубли, чтобы сделать предприятия современными, конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов», — сказал Петр Прокопович, отвечая в январе этого года во время пресс-конференции на вопрос БелаПАН.
Процесс поиска инвесторов для сельхозактивов Нацбанка начался еще при руководстве Прокоповича. Предполагалось уже в феврале 2011 года продать два хозяйства, принадлежащие Нацбанку.
«Буквально в феврале будут проданы акции наших двух молокоперерабатывающих предприятий. Мы не только вернем те деньги, которые вложили, но еще и заработаем», — говорил Петр Прокопович в январе этого года.
Однако до сих пор хозяйства, принадлежащие Нацбанку, так и не были проданы инвесторам.
«Мы изучаем вопрос продажи предприятий, Нацбанк также этим занимается. Встречались с инвесторами, проводили переговоры, но пока еще ни одно предприятие мы не продали», — сообщили БелаПАН в администрации ОАО «Агрокомбинат «Мачулищи».
В инвестиционных кругах указывают причины, которые затрудняют приход инвесторов на сельхозпредприятия Нацбанка. Как пояснил БелаПАН эксперт, знакомый с условиями продажи непрофильных активов Нацбанка, поддержка центробанка привела к тому, что балансовая стоимость сельхозактивов существенно выросла. А покупать по этой стоимости сельхозпредприятия нет смысла.
«Если сравнивать общий объем средств, который был направлен, и сегодняшние производственные показатели сельхозпредприятий, то совершенно очевидно: вложенные туда деньги не вернуть», — подчеркнул собеседник БелаПАН, представляющий сторону инвесторов.
«Беларусбанк» хочет создать агрохолдинг
Наряду с Нацбанком еще одним крупным собственником сельхозактивов является «Беларусбанк». В отличие от Нацбанка, хозяйства которого объединены в агрохолдинг, крупнейший коммерческий банк Беларуси в этом направлении только движется.
Сельхозактивы в собственности «Беларусбанка» появились в 2004 году. Тогда банк, выполняя указ президента, приобрел три убыточных хозяйства.
В последующем количество сельхозактивов, которыми владеет «Беларусбанк», увеличивалось. В 2005 году «Беларусбанк» стал собственником хозяйство «Тетерино», в 2006 году — банку на «финансовое оздоровление» было передано шкловское сельхозпредприятие «Городец». А в 2008 году «Беларусбанк» получил убыточное хозяйство «Ржавка». Правда, название последнего сельхозпредприятия руководству банка не понравилось — переименовали «Ржавку» в «Новатор».
За годы, которые банк занимается сельхозактивами, хозяйства получили от «Беларусбанка» 159 млрд. рублей в виде кредитов и еще 186 млрд. рублей — в виде вклада в уставные фонды. Финансовые ресурсы, вложенные в сельхозактивы, по информации банка, позволили увеличить производство продукции, выручку, производительность труда.
На ближайшую пятилетку «Беларусбанк» поставил перед своими хозяйствами амбициозную задачу — в разы увеличить выручку, производство молока и мяса, на 70% — производство зерна.
По данным БелаПАН, к 2015 году «Беларусбанк» планирует на базе сельхозпредприятий создать агрохолдинг, который сможет выходить на международный рынок заимствований. Реализация этой стратегической задачи приведет к тому, что оценку подшефным хозяйствам «Беларусбанка» должны будут давать зарубежные инвесторы. Вот тогда мы реально и узнаем, могут ли банкиры эффективно заниматься не только финансами, но и сельским хозяйством.
Дмитрий ЗАЯЦ