«Хороших» путей выхода из кризиса у властей уже не осталось
Итак, президент вновь потребовал от правительства заморозить цены. Не столь давно, каких-то две недели назад, он уже давал такое распоряжение, и Совмин расширил список социально значимых товаров, стоимость которых регулируется государством. Еще одно совещание по ценам глава государства экстренно провел 8 июня, сразу же после состоявшейся накануне массовой акции протеста автомобилистов, возмущенных очередным подорожанием топлива. В результате 9 июня розничные цены на дизтопливо и бензин были снижены на 13-22%.
«Люди только-только очухались от удара — на тебе, как обухом по голове, второй раз. Только люди пришли в себя — на тебе третий раз, и это, мне докладывают, не последний», — возмущался Лукашенко. И даже сравнил министров с «детьми малыми»: «От вас спички в доме надо прятать, ибо дом сожжете».
Глава государства предостерег правительство от «резких движений в ценообразовании»: «Если где-то нужна была корректировка цен, это необходимо было делать плавно и аккуратно. Люди должны были иметь возможность привыкнуть к любому движению». Он категорически запретил «любое движение свыше 3-5% по ценам» без его ведома и не исключил, что «придется откручивать» назад цены не только на топливо, но и на другие группы товаров. Но пока других «откруток» не последовало.
По последним данным Белстата, с начала года инфляция в Беларуси достигла 20,2 процента, причем в мае она составила 13,1 процента. Годовой прогноз по инфляции увеличен до 33-39 процентов, но с нынешними ее темпами Минэкономики скоро придется снова садиться за калькуляторы.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в мае не росли, однако это — вопрос ближайших месяцев: подорожание услуг ЖКХ до конца текущего года предусмотрено антикризисным планом правительства.
Как отмечают аналитики, Совет министров оказался в ситуации, когда, с одной стороны, дальнейший рост цен грозит ростом недовольства населения, а с другой — регулирование цен государством противоречит условиям предоставления стабилизационных кредитов.
Ведь и Антикризисный фонд ЕврАзЭС, с которым соглашение о кредите уже подписано, и МВФ, с которым ведутся переговоры о займе, требуют либерализации экономики, в том числе отказа от административного регулирования ценообразования.
По мнению финансового аналитика Сергея Чалого, «хороших вариантов решения экономических проблем у властей уже не осталось», а совещание 8 июня «демонстрирует, что президент не очень представляет, какова на самом деле реальная картина», считает Чалый.
Во-первых, отмечают эксперты, непонятно, откуда взят обозначенный президентом курс доллара на конец года («не то 5000, не то 4500»). Во-вторых, заявление главы государства о том, что либерализация на потребительском и валютном рынках только ухудшит ситуацию, полностью противоречит антикризисным планам правительства.
Бывший глава Национального банка Станислав Богданкевич прогнозирует, что экономический кризис в Беларуси, вероятнее всего, будет затяжным и грозит обнищанием большому числу граждан.
Наименее болезненный выход из кризиса, по его мнению, возможен лишь в случае, если правительству удастся:
1. Продать активы госпредприятий на 2,5-3 млрд. долларов;
2. Получить кредит МВФ;
3. Создать благоприятные условия для привлечения в страну прямых иностранных инвестиций.
«В этом случае ситуацию можно будет стабилизировать, но падения уровня жизни населения избежать не удастся в любом случае. Все внешние займы, прямые инвестиции и увеличение экспорта помогут лишь более спокойно, без больших стрессов, перейти на более низкий уровень жизни народа», — считает экс-глава Нацбанка.
Он убежден, что нынешний букет финансово-экономических проблем является результатом «непрофессиональной экономической политики, которую проводило и продолжает проводить руководство страны».
Рядовые граждане тоже понимают, что кризис пришел всерьез и надолго. Так, опрос, проведенный БелаПАН 9 июня, сразу после административного снижения цен на топливо, выявил более чем прохладную реакцию автовладельцев на этот пиар-ход властей. «Сегодня опустили, а через пару дней опять поднимут», «От нас ничего не зависит», «Зарплаты остались прежними» — так реагировали водители на просьбу прокомментировать административное снижение цены на бензин.
Согласно данным майского (2011 года) опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс), нынешние доходы не позволяют нормально питаться 9,7 процента опрошенных белорусов, «едва позволяют» — 40,3 процента. Приобретать одежду и обувь — 24,2 и 51,3 процента соответственно. Половина респондентов (50,6 процента) полагают, что серьезные проблемы с иностранной валютой в стране – это результат плохой экономической политики белорусских властей. И две трети (!) выступают за проведение рыночных реформ.
Так что теперь белорусские власти подталкивают на путь реформ не только Россия с Международным валютным фондом, но и общественное мнение в собственной стране.
Ирина ЛЕВШИНА, Дмитрий КОПАЛЬ