Цены - вверх, жизненный уровень - вниз
Как и обещал вице-премьер Беларуси Сергей Румас, правительство обнародовало свою программу по выходу из кризиса. Напомним, что вчера по итогам заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам Он заявил: «Я буду просить премьер-министра снять гриф "для служебного пользования" с этого документа». По его ловам , большинство пунктов этого документа уже известны, они цитировались, обсуждались. Поэтому, как считает вице-премьер, здесь нет никакой секретности, мы не должны закрывать этот документ от общественности.
Вчера поздно вечером 3 июня на сайте правительства появился этот документ, который официально называется «План действий Правительства Республики Беларусь по обеспечению сбалансированного развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля». И действительно, в нем нет ничего секретного, а от себя добавим, что в нем нет почти ничего и интересного.
Как и говорил Сергей Румас, большинство пунктов этого документа уже известны. Мало того. Многие пункты плана уже реализованы. Прибавило это стабилизации на валютном рынке или нет? Думаю, что в ответе на этот вопрос белорусы будут как никогда единогласны в своем мнении. Что касается непосредственного содержания самого плана, то оно разбито на шесть разделов.
Первый раздел посвящен мерам по социальной защите населения.
Так помимо уже проведенного с первого июня перерасчета трудовых пенсий (в среднем на 13%), пенсии будут пересчитаны также с 1 августа и с 1 ноября 2011 г.. Конкретный процент повышения не указан. Перерасчет будут произведен исходя из средней заработной платы работников за II и III кварталы соответственно.
Из интересно в этом разделе можно отметить норму "по обеспечению введения безналичных жилищных субсидий в составе государственной адресной социальной помощи для граждан, у которых доля расходов на жилищно-коммунальные услуги (при нормативном потреблении) в совокупном доходе семьи превышает 20 процентов для городских и 15 процентов для сельских жителей". Если исходить из того, что коммунальные расходы на двухкомнатную квартиру в Минске для семьи из четырех человек составляет сумму около 100 тыс. рублей, то для получения субсидии совокупный доход такой семьи не должен превышать 500 тыс. рублей. С конкретными размерами этих субсидий Минжилкомхоз, Минэнерго и Минтруда должны определиться к 10 июня нынешнего года.
Также до 1 июля Минэкономики,Минфин и Минтруда должны разработать механизм по «предоставлению права юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям привлекать по трудовым (гражданско-правовым) договорам работников, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемым по инициативе нанимателя, без учета особенностей, предусмотренных трудовым законодательством для работы по совместительству, и ограничений, установленных для заключения таких договоров индивидуальными предпринимателями».
Проще говоря, нам обещают отмену ограничений по времени работы по совместительству (не более 0,5 ставки) и отмену ограничений для индивидуальных предпринимателей по найму рабочей силы, которая временно не работает.
Из интересно можно также отметить увеличение с 1 июля размеров стипендий для безработных, направленных на обучение органами по труду, занятости и социальной защите.
Второй раздел плана, который по идее должен был быть первым, посвящен мерам по реализации финансовой политики государства. Цитировать его не имеет особого смысла, так как практически все меры сводятся к сокращению финансирования государственных программ. Исключение составляют лишь молочные фермы. Финансирование их строительства в 2011 году останется в объемах, определенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 апреля 2011 г. № 490, правда "с дополнительным привлечением средств коммерческих банков с возмещением части процентов за их пользование". Видимо, главную надежду на поступление валюты в страну правительство возлагает на молочную отрасль.
Третий раздел программы предусматривает меры по защите внутреннего потребительского рынка, которые предусматривают:
- устранение диспаритета цен с сопредельными государствами;
- оптимизацию ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия в целях их поэтапного сближения с уровнем ставок, действующих в РФ;
- обеспечение постоянного мониторинга розничных цен на потребительские товары и принятие соответствующих мер реагирования по фактам недобросовестного ценообразования в торговле;
- определение перечней операторов по созданию стабилизационных фондов товаров, пользующихся повышенным спросом;
- повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию с учетом паритетного роста цен на продовольственные товары на розничном рынке
- обеспечение снижения торговых надбавок за счет развития конкуренции и насыщения внутреннего рынка потребительскими товарами.
Если к этому добавить раздел программы, предусматривающей "меры по устранению ценовых диспропорций в реальном секторе экономики в связи с ростом цен на импортируемые энергоносители, сырье и материалы", то вывод напрашивается однозначный. Белорусов-потребителей ждет повышение цен на все и вся, а белорусов-бизнесменов постоянное давление госорганов, которое должно создать видимость государственной озабоченности ростом цен.
Меры по регулированию ситуации на валютном рынке предусматривают, прежде всего, расширение сферы применения иностранной валюты в расчетах за товары, работы и услуги (оплата топлива на автозаправочных станциях, услуг гостиниц и придорожного сервиса, туристических услуг, услуг образования, купля-продажа недвижимости, продажа автомобилей). Даже налоги планируется разрешить платить валютой.
И последний раздел программы посвящен мерам по наращиванию экспорта. В принципе, нормы, положенные в основу этого раздела уже не одну пятилетку звучат с высоких белорусских трибун. Из относительно новенького можно отметить только подготовку предложений об организации лицензионного производства продукции известных мировых производителей (франчайзинг).
Есть также новенькое из хорошо забытого старенького: "установление контроля продаж товаров белорусского производства непосредственно организациями-производителями в целях продвижения товаров в национальной розничной сети на основе мерчендайзинга".
Ранее это называлось «устранение необоснованного посредничества». Государство с этим боролось с 1998 года, и столько же бизнес-сообщество добивалось, чтобы государство перестало с этим бороться. Можно сказать, что бизнес почти этого добился. И вот снова эти пляски начнутся сначала.