Чем больше государство будет давить на рынок, тем выше взлетят цены
Правительство сверхоперативно выполнило требование президента остановить цены. Такое распоряжение Александр Лукашенко дал на совещании 27 мая, грозя министрам отставкой. На следующий день Совмин принял постановление № 676. Документ утверждает дополнительный перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики. Эксперты указывают на антирыночный характер постановления и предупреждают: оно произведет обратный эффект.
Впрочем, у главы государства свое представление о рыночных механизмах. «Всякий рост цен с сегодняшнего дня должен жесточайшим образом пресекаться — вот и вся рыночная мера», — заявил он на совещании.
По словам Лукашенко, рост цен «возможен только с разрешения губернаторов и премьер-министра».
Правительству обещана отставка, если оно «не обеспечит стабильность в стране».
Глава государства также распорядился снять напряжение на потребительском рынке: «Поставьте всех на военные рельсы. Не хватает обуви — тридцать часов работайте, не хватает одежды — пятьдесят часов работайте. Привлекайте людей и не создавайте в стране непонятный ажиотаж».
Больше других «виновными» в торговом ажиотаже, по версии Лукашенко, оказались СМИ. Впрочем, досталось и всему белорусскому народу.
«Как мне было стыдно за белорусский народ, когда я приехал в Казахстан и меня все спрашивали, что происходит в Беларуси, почему пустые полки в магазинах, — заявил Лукашенко. — Мне стыдно было впервые за свою долголетнюю президентскую историю за часть людей, которые создали этот ажиотаж. Ведь нас воспринимают как дикарей. А они (СМИ. — И.Л.) еще специально это подкручивают».
Глава государства призвал сограждан «прекратить в своих квартирах создавать склады»: «Надо, например, один килограмм мяса — купите, но не покупайте десять килограммов. Не потому, что этого не хватает: мы не успеем завезти в магазин в три раза больше, чем было вчера».
Может сложиться впечатление, что «плохие министры» не информируют главу государства о ценовой динамике в торговле.
А она впечатляет. По данным Белстата (при том что официальную статистику многие считают приукрашенной), за четыре с половиной месяца с начала года потребительские цены выросли более чем на 15%. В апреле в Беларуси был отмечен самый высокий за последние восемь лет рост цен — 4,5% по отношению к марту. Для сравнения: в Украине аналогичный показатель был на уровне 1,3%, Казахстане — 0,5%, России — 0,4%.
Продукты питания за апрель подорожали на 5,5%. Цены на овощи выросли на 24,2%, на растительное масло — на 22,4%, на фрукты — на 15,7%. Только в мае на 20% подорожал бензин (в третий раз с начала года), почти на 40% выросли цены на сахар.
В таких условиях, да еще с учетом 56-процентной девальвации рубля, вряд ли можно упрекать белорусов в том, что они, пытаясь сэкономить, закупают товары и продукты впрок.
Выполняя требование главы государства, Совет министров постановлением от 28 мая № 676 утвердил дополнительный перечень социально значимых товаров, «на которые может вводиться временное регулирование цен сроком до 90 дней».
В список включены: живая и свежемороженая рыба (кроме деликатесных видов), соленая сельдь, твердые и мягкие сыры из коровьего молока, перловая, ячневая, овсяная крупы, овсяные хлопья без вкусовых и иных добавок, свежие огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны, апельсины, кофе, чай, поваренная пищевая соль (кроме морской), субпродукты из говядины и свинины первой и второй категорий, из мяса кур и цыплят, вареные колбасы, сосиски, кровяные и ливерные колбасы, синтетические моющие средства.
Кроме того, установлено, что до 1 июля не могут повышаться цены (тарифы) на ряд социально значимых товаров (работ, услуг).
В свою очередь, Министерство экономики приняло постановление «О торговых надбавках на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Министерством экономики Республики Беларусь в течение срока не более 90 дней».
Документ устанавливает предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей или ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами Беларуси, на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться министерством.
Кроме того, как заявил 3 июня заместитель министра экономики Андрей Тур, подготовлен проект указа по сдерживанию роста цен.
«В нем очень четко определены понятия сговора, недобросовестной конкуренции и доминирующего положения на рынке, придание возможности антимонопольным органам осуществлять мониторинг и контроль», — подчеркнул Андрей Тур.
Независимые аналитики отмечают: власти в очередной раз демонстрируют, что заявления о либерализации экономики для них — лишь популистские декларации.
Что касается конкретно ценообразования, то, напоминают эксперты, не далее как в феврале был принят указ президента № 72, который свел к минимуму список товаров и услуг, регулируемых государством ввиду их особой социальной значимости.
Комментируя тогда указ, руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин назвал его «значительным прогрессом в решении одного из самых болезненных для белорусских предпринимателей вопросов — свободы ценообразования».
При этом он подчеркивал, что указ опоздал лет этак на 15. Ценообразование в Беларуси давно стало «сложной и запутанной процедурой, требующей бесконечных калькуляций и согласований», отмечал Балыкин.
«Президент наконец-то сделал реальный шаг в сторону либерализации экономики и отменил необходимость составления калькуляций и согласования цен», — говорил экономист.
Комментируя последние события, Балыкин заявляет: расширение госрегулирования в торговле вызовет обратный эффект — приведет к росту цен и дефициту товаров.
«Это абсолютно не рыночное решение, которое не даст ничего хорошего ни населению, ни бизнесу, — утверждает эксперт. — Торговым организациям при ограничении надбавок выгоднее продавать более дорогой товар. Его цену можно накрутить, пропустив через цепочку легальных и нелегальных посредников. В ответ государство может ввести какие-то санкции, но риски штрафных санкций опять-таки будут заложены в цену товара».
Он напомнил, что чиновники уже неоднократно «вводили разного рода монополии — то на рыбу, то на сахар».
«И каждый раз цены росли. Хотя мотивы всегда были благими: необходимость насыщения рынка товарами и снижения цен», — говорит Балыкин.
Таким образом, отметил он, чем больше государство будет давить на рынок, тем выше взлетят цены.
«Если же давление государства вдруг окажется эффективным и рост цен удастся приостановить, то может появиться дефицит — ведь товаров на рынке больше не станет, а от идеи печатать деньги белорусские власти, похоже, отказываться не собираются. А где дефицит — там и черный рынок, коррупция», — заметил эксперт.
Подобные меры не только влекут негативные последствия для внутреннего рынка, но и пугают зарубежных инвесторов, подчеркнул Балыкин.
«Мне эти решения напоминают печально известное постановление Совмина № 991, которым фактически запрещалось посредничество (это постановление потом было отменено). Государство, с одной стороны, объявляет либерализацию, а с другой — своими действиями всех пугает. Оно, как только появляются проблемы, берет в руки дубинку и начинает бить по головам», — заметил лидер бизнес-ассоциации.
«Лучший регулятор цен — это невидимая рука рынка, о которой говорил еще Адам Смит. Государству, для того чтобы действительно снизить цены, нужно просто проводить грамотную макроэкономическую политику и не накачивать экономику пустыми деньгами, всячески укреплять доверие к национальной валюте. Тогда население не будет стремиться избавляться от денег, вкладывая зарплату в товары», — резюмировал Сергей Балыкин.
Ирина ЛЕВШИНА