Чтобы молоко приносило много валюты, в него надо вложить немало рублей
Чтобы молоко приносило много валюты, в него надо вложить немало рублей
Недавно в Минске проходил Белорусский молочный форум, в котором участвовали представители крупнейших молокоперерабатывающих предприятий. Обсуждалась одна из главных задач, которую поставило правительство перед отраслью, — увеличение экспорта.
Цель эта примечательна по той причине, что белорусская "молочка" является одним из основных поставщиков валюты в страну. По данным Института мясо-молочной промышленности, в 2010 году Беларусь продала на экспорт молочной продукции на 1,3 млрд. долларов. К концу пятилетки страна должна вдвое увеличить экспортную выручку на этом направлении.
С учетом хронического дефицита валюты в Беларуси эта задача очень актуальна.
Следует отметить, что белорусские молочные предприятия за последние 10 лет достигли заметных результатов в части расширения поставок продукции на экспорт.
"В 2010 году по сравнению с 2000-м экспорт сухого обезжиренного молока увеличился в 6,8 раза, сухого цельного молока — в 78,5 раза, сливочного масла — в 8,7 раза. Экспорт сыра и творога вырос за 10 лет в 18,3 раза, казеина — в 2,9 раза", — сообщила заведующая сектором экономических исследований Института мясо-молочной промышленности Мария Климова.
Однако столь бурный рост экспорта молочной продукции имеет особенности, которые настораживают. За последние 10 лет Беларусь увеличила экспортные поставки молочных товаров в страны СНГ в 30,5 раза. В то же время в страны вне СНГ (точнее в Западную Европу) Беларусь за этот период не только не увеличила поставки, но и сократила их почти в 10 раз.
Можно смело утверждать, что рост экспорта белорусской молочной продукции в 2000-2010 годах был связан главным образом с российским рынком сбыта. Туда наша страна за десятилетие нарастила поставки молочной продукции в 27,3 раза.
Одновекторность белорусской торговли на молочном рынке таит в себе, по крайней мере, две угрозы. Первая состоит в том, что на российском рынке белорусской продукции могут, как уже бывало, поставить заслон. Тем более что Россия в ближайшие годы собирается активно развивать собственное производство сыров — а именно они составляют основу белорусского молочного экспорта.
"Это говорит о том, что объемы реализации белорусской молочной продукции на российском рынке через три-четыре года могут уменьшиться", — отмечает Мария Климова. Эксперт рекомендует белорусским производителям уже сейчас серьезно задуматься об этой перспективе и заняться поиском новых рынков сбыта.
Однако расширять географию поставок не так просто. Дело в том, что Беларусь серьезно уступает по качеству сырья (сырого молока) странам ЕС, которые, в свою очередь, также являются крупными экспортерами молочной продукции.
"Наше сырое молоко уступает по качеству молоку из стран ЕС. В белорусском молоке ниже содержание как жира, так и белка. В то же время содержание этих двух компонентов прямым образом влияет на выход и качество товарной продукции", — отмечает Мария Климова.
Содержание жира в белорусском молоке — около 3,6%, а в странах ЕС — 3,9-4,1%. По содержанию белка белорусское молоко также серьезно уступает (3% в Беларуси против 3,4% в странах ЕС).
Сравнивая выход товарной продукции с тонны белорусского и немецкого молока, эксперты Института мясо-молочной промышленности пришли к выводу, что потери Беларуси на качестве молока существенны.
"Мы теряем 20 долларов с тонны переработанного молока при производстве масла и 50 долларов при производстве сыров", — говорит Климова.
Выход из ситуации эксперт видит в улучшении качества белорусского сырья, что, в конечном счете, позволит повысить выход готовой товарной продукции с тонны переработанного молока.
Для повышения качества белорусского молока требуется решить ряд задач — улучшить кормовую базу, провести модернизацию молочно-товарных ферм. Все это требует средств, и немалых.
На программу развития молочной отрасли, утвержденную в конце 2010 года, требуется изыскать в ближайшие пять лет 31,5 трлн. рублей, в том числе для строительства молочно-товарных ферм — 21,6 трлн. рублей (в ценах 2009 года). В переводе на твердую валюту получается, что только на строительство молочно-товарных ферм Беларуси нужно 7 млрд. долларов.
Кто может выделить такие ресурсы для модернизации отрасли? Государство, которое сегодня слезно просит у России кредит для поддержания экономики? Может быть, инвесторы готовы вложить такие средства в развитие молочной отрасли Беларуси?
Кстати, Александр Лукашенко на февральском совещании призывал молочную компанию "Данон-Юнимилк" инвестировать в страну миллиард долларов ("пусть "Данон" миллиард вложит…").
На днях, однако, министр сельского хозяйства и продовольствия Михаил Русый сообщил, что компания "Данон-Юнимилк" планирует инвестировать в Беларусь 24 млн. евро (35 млн. долларов). Заметьте, речь идет о десятках миллионов долларов, а не о миллиарде.
В общем, французские инвесторы себе на уме — не спешат делать так, как советует белорусский президент. Вопрос о том, где молочная отрасль найдет ресурсы для модернизации, остается открытым.