Чтобы молоко приносило много валюты, в него надо вложить немало рублей

Источник материала:  
14.05.2011 10:52 — Новости Экономики


На Беларусь приходится 5% мирового экспорта молочной продукции. Однако в Минске считают, что этого показателя недостаточно и ставят перед молочной отраслью амбициозную задачу — удвоить экспорт продукции в ближайшие пять лет. Между тем профильные эксперты констатируют, что Беларусь испытывает серьезные проблемы с сырьем, и будущее экспорта во многом зависит от того, как страна сможет эти проблемы решить.

Чтобы молоко приносило много валюты, в него надо вложить немало рублей

Недавно в Минске проходил Белорусский молочный форум, в котором участвовали представители крупнейших молокоперерабатывающих предприятий. Обсуждалась одна из главных задач, которую поставило правительство перед отраслью, — увеличение экспорта.

Цель эта примечательна по той причине, что белорусская «молочка» является одним из основных поставщиков валюты в страну. По данным Института мясо-молочной промышленности, в 2010 году Беларусь продала на экспорт молочной продукции на 1,3 млрд. долларов. К концу пятилетки страна должна вдвое увеличить экспортную выручку на этом направлении.

С учетом хронического дефицита валюты в Беларуси эта задача очень актуальна.

Следует отметить, что белорусские молочные предприятия за последние 10 лет достигли заметных результатов в части расширения поставок продукции на экспорт.

«В 2010 году по сравнению с 2000-м экспорт сухого обезжиренного молока увеличился в 6,8 раза, сухого цельного молока — в 78,5 раза, сливочного масла — в 8,7 раза. Экспорт сыра и творога вырос за 10 лет в 18,3 раза, казеина — в 2,9 раза», — сообщила заведующая сектором экономических исследований Института мясо-молочной промышленности Мария Климова.

Однако столь бурный рост экспорта молочной продукции имеет особенности, которые настораживают. За последние 10 лет Беларусь увеличила экспортные поставки молочных товаров в страны СНГ в 30,5 раза. В то же время в страны вне СНГ (точнее в Западную Европу) Беларусь за этот период не только не увеличила поставки, но и сократила их почти в 10 раз.

Можно смело утверждать, что рост экспорта белорусской молочной продукции в 2000-2010 годах был связан главным образом с российским рынком сбыта. Туда наша страна за десятилетие нарастила поставки молочной продукции в 27,3 раза.

Одновекторность белорусской торговли на молочном рынке таит в себе, по крайней мере, две угрозы. Первая состоит в том, что на российском рынке белорусской продукции могут, как уже бывало, поставить заслон. Тем более что Россия в ближайшие годы собирается активно развивать собственное производство сыров — а именно они составляют основу белорусского молочного экспорта.

«Это говорит о том, что объемы реализации белорусской молочной продукции на российском рынке через три-четыре года могут уменьшиться», — отмечает Мария Климова. Эксперт рекомендует белорусским производителям уже сейчас серьезно задуматься об этой перспективе и заняться поиском новых рынков сбыта.

Однако расширять географию поставок не так просто. Дело в том, что Беларусь серьезно уступает по качеству сырья (сырого молока) странам ЕС, которые, в свою очередь, также являются крупными экспортерами молочной продукции.

«Наше сырое молоко уступает по качеству молоку из стран ЕС. В белорусском молоке ниже содержание как жира, так и белка. В то же время содержание этих двух компонентов прямым образом влияет на выход и качество товарной продукции», — отмечает Мария Климова.

Содержание жира в белорусском молоке — около 3,6%, а в странах ЕС — 3,9-4,1%. По содержанию белка белорусское молоко также серьезно уступает (3% в Беларуси против 3,4% в странах ЕС).

Сравнивая выход товарной продукции с тонны белорусского и немецкого молока, эксперты Института мясо-молочной промышленности пришли к выводу, что потери Беларуси на качестве молока существенны.

«Мы теряем 20 долларов с тонны переработанного молока при производстве масла и 50 долларов при производстве сыров», — говорит Климова.

Выход из ситуации эксперт видит в улучшении качества белорусского сырья, что, в конечном счете, позволит повысить выход готовой товарной продукции с тонны переработанного молока.

Для повышения качества белорусского молока требуется решить ряд задач — улучшить кормовую базу, провести модернизацию молочно-товарных ферм. Все это требует средств, и немалых.

На программу развития молочной отрасли, утвержденную в конце 2010 года, требуется изыскать в ближайшие пять лет 31,5 трлн. рублей, в том числе для строительства молочно-товарных ферм — 21,6 трлн. рублей (в ценах 2009 года). В переводе на твердую валюту получается, что только на строительство молочно-товарных ферм Беларуси нужно 7 млрд. долларов.

Кто может выделить такие ресурсы для модернизации отрасли? Государство, которое сегодня слезно просит у России кредит для поддержания экономики? Может быть, инвесторы готовы вложить такие средства в развитие молочной отрасли Беларуси?

Кстати, Александр Лукашенко на февральском совещании призывал молочную компанию «Данон-Юнимилк» инвестировать в страну миллиард долларов («пусть «Данон» миллиард вложит…»).

На днях, однако, министр сельского хозяйства и продовольствия Михаил Русый сообщил, что компания «Данон-Юнимилк» планирует инвестировать в Беларусь 24 млн. евро (35 млн. долларов). Заметьте, речь идет о десятках миллионов долларов, а не о миллиарде.

В общем, французские инвесторы себе на уме — не спешат делать так, как советует белорусский президент. Вопрос о том, где молочная отрасль найдет ресурсы для модернизации, остается открытым.



Дмитрий ЗАЯЦ

←В первом квартале более 10% организаций в Беларуси были официально убыточны

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика