Не менее 223 инновационных предприятий и производств создадут в Беларуси за пять лет
Как ранее сообщал «Ежедневник» проект госпрограммы уже предоставлялся главе правительству, но был отправлен на доработку.
В доработанный вариант, согласно поручениями правительства, в главу 2 "Приоритетные задачи и направления инновационного развития" дополнительно включен раздел "Формирование и развитие высокотехнологичного сектора национальной экономики", предусматривающий развитие высокотехнологичных отраслей, базирующихся на технологиях V и VI технологических укладов (индустрия информационных технологий, авиакосмическая промышленность, фармацевтическая промышленность, микробиологическая промышленность, индустрия биотехнологий, приборостроение и электронная промышленность, наноиндустрия, ядерная энергетика).
Как сообщает пресс-служба Совета министров, раздел "Приоритетные задачи и направления научно-технического, технологического и инновационного развития" дополнен важнейшими инновационными проектами, направленными на реализацию приоритетных направлений научно-технической деятельности в Беларуси.
Глава 3 "Формирование эффективной национальной инновационной системы" по сравнению с предыдущей редакцией содержит разделы, предусматривающие конкретные системные меры по созданию экономических, организационных и правовых условий, механизмов интенсивного инновационного развития Беларуси.
Так, в сфере совершенствования системы нормативного правового регулирования для активизации инновационной деятельности предусматривается создание системы законодательства, комплексно и на основе единых принципов регулирующей отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности. В проект заложено и совершенствование механизмов финансирования и поддержки инновационного развития, а также организация в Беларуси венчурной деятельности, в том числе формирование эффективного механизма венчурного финансирования и привлечения средств частного капитала для финансирования венчурных проектов. Всего этого раньше не было, что в принципе делало инновационное развитие невозможным.
В сфере повышения эффективности системы управления научно-технической и инновационной деятельностью предусматривается дальнейшее формирование вертикальных и горизонтальных структур системы управления научно-технической и инновационной деятельностью.
Так предусмотрено создание общественно-консультативного совета при ГКНТ с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, инновационной инфраструктуры и их объединений. Будут также сформированы структурные подразделения в органах государственного управления, облисполкомах и Мингорисполкоме, которые непосредственно должны будут отвечать за инновационное развитие отраслей и регионов. Кроме того, планируется создание республиканских отраслевых и региональных структур по коммерциализации интеллектуальной собственности, а также создание венчурных фондов и других подобных организаций.
Совершенствованию системы финансирования научно-технической и инновационной деятельности уделено в новом проекте особое внимание.
Так с целью повышения эффективности исследований и разработок предусматривается создание многовекторной системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности с использованием новых финансовых механизмов (фондовых, кредитных, страховых, венчурных). Для защиты вложений планируется разработка эффективной системы страхования инновационных рисков на основе создания специализированных страховых организаций или других механизмов.
С целью повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее инвестиционной привлекательности предусматривается решение вопросов охраны прав на объекты интеллектуальной собственности отечественных субъектов в условиях Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В проекте оговорено, что к 2015 году произойдет существенное увеличение удельного количества подаваемых белорусскими субъектами заявок на выдачу патентов на изобретения, относящиеся к V и VI технологическим укладам (в целом до 20 процентов).
Будут сокращены к 2015 году и сроки рассмотрения заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания до 18 месяцев.
Отдельно оговорено развитие инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности, включая службы организаций по интеллектуальной собственности, института оценщиков объектов интеллектуальной собственности, патентных поверенных и других аналогичных организаций.
С целью стимулирования инноваций в Беларуси проект предусматривает оптимизацию налоговой системы, развитие системы налогового стимулирования деятельности организаций по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности как важного фактора повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В сфере поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, государственно-частного партнерства предусматривается создание благоприятной институциональной среды для развития малого и среднего инновационного предпринимательства, создание и развитие инновационной инфраструктуры, а также создание условий для привлечения финансовых средств частных организаций, банков и других финансовых организаций.
В Государственной программе намечено выполнение 223 важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь.
Создание новых и модернизация действующих предприятий и производств в 2011–2015 годах будет осуществляться также в рамках программ развития закрепленных за заказчиками видов экономической деятельности или регионов. Предполагается выполнение более 900 проектов, в том числе планируется создать около 20 новых предприятий, 200 новых производств и модернизировать примерно 140 предприятий в результате реализации ГКЦНТП и ГНТП.
Как считают в правительстве, реализация программы инновационного развития позволит увеличить удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции – до 20 – 21 процента. Увеличить долю инновационно активных организаций в общем количестве организаций не менее чем 40 процентов. Увеличить внутренние затраты на научные исследования и разработки – до 2,5 – 2,9 процента от ВВП. Увеличить объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) – до 7 950 миллионов долларов, объем промышленного производства в 2015 году по сравнению с 2010 годом в 1,54–1,60 раза. Также реализация госпрограммы даст снижение импортоемкости промышленного производства до 30 процентов, материалоемкости произведенной продукции на 5–7 процентов по сравнению с 2010 годом, энергоемкости ВВП не менее чем на 29 процентов по сравнению с 2010 годом.