ИСТОРИЯ В СТЕКЛЕ. НАШЕ ВРЕМЯ

Источник материала:  
ИСТОРИЯ В СТЕКЛЕ. НАШЕ ВРЕМЯ

Рост конкуренции за продуктовый прилавок заставил модернизироваться многие предприятия перерабатывающей отрасли. Необходимость идентифицировать товар на магазинной полке, забитой под завязку конкурентным продуктом, дала толчок и развитию отечественной упаковки. Национальные товары «оделись» в современную, европейского кроя, «одежку».
Взять, к примеру, продукцию, «упакованную» в стекло. Белорусские консервы, пиво, алкоголь обрели оригинальные дизайнерские решения благодаря разнообразию форм, цвета, объему тары и этикетке. Не похожая на других, броская упаковка — одна из черт сильного бренда. А ведь еще недавно ее качество было слабой стороной продукции «made in Belarus».
Определились и главные игроки рынка упаковки. На рынке стеклотары, например, национальным лидером стала группа предприятий, в составе акционеров которой — австрийская компания ATEC GROUP. Сегодня о становлении и месте заводов компании в стекольной отрасли рассказывает Председатель наблюдательного совета ATEC GROUP Александр Муравьев.

От Елизово до Гомеля, через Лиду

— ATEC GROUP работает на белорусском рынке с 2002 года. Сегодня компания представлена на нем различными предприятиями. В стеклотарной отрасли — это, прежде всего, производственные предприятия, такие как СЗАО «Стеклозавод «Елизово» (Елизово Осиповичского района), СЗАО «Белевротара» (Лида), СЗАО «Гомельский стеклотарный завод» (Гомель).
Первым стартовал проект модернизации стеклозавода «Елизово» — предприятия с традициями: стеклозаводу «Елизово» через 2 года исполняется 100 лет. Нами он был отстроен практически заново. От старого завода остались, пожалуй, только стены да люди. С тех пор, как в 2003 году запустили первую стекловаренную печь, в Елизово в десятки раз выросли объемы производства и экспорта продукции, а ее номенклатура с 4 наименований выросла до 105. Елизово и сегодня остается лидером по объемам производства стеклотары в стране.
— Что было самым трудным на первоначальном этапе?
— Трудности становления многих производств схожи. Так было и в нашем случае: на рынке нас никто не ждал. На запуск каждого производства и вывод новой продукции на рынок в промышленных масштабах потребовалось до 2 лет.
Анализируя рынок сбыта, в качестве потенциальных потребителей мы видели не только перерабатывающие предприятия Беларуси, но и находящиеся в близлежащем зарубежье. Так что производство каждого завода ATEC GROUP изначально создавалось экспортоориентированным.
Чтобы предложить переработчикам конкурентный по цене и качеству товар, сделали ставку на современные энергосберегающие технологии. В основу выбора стекловаренных печей и другого оборудования положили европейские стандарты, требующие применения наименее энергозатратных и наиболее эффективных технологий. Это позволило стеклозаводам уже на старте оказаться на полшага впереди конкурентов. Теперь на трех заводах ATEC GROUP ежегодно производятся сотни тонн современной стеклотары. Только в 2010 году они произвели около 500 млн единиц стеклотары различных видов.

Ориентация – экспорт

— Учитывая то, что заводы ATEC GROUP выпускают стеклотару европейского образца, много ли экспортируете продукции, в частности, в Евро­союз?
— Полностью удовлетворяя запросы партнеров на внутреннем рынке, поставляем 40—45% стеклотары за границу. Весь экспорт ориентирован на индивидуальную тару клиента, за исключением ряда консервных предприятий СНГ, куда идем с массовой тарой. Заводы-потребители расположены почти в 20 странах ЕС: Польше, странах Балтии, Венгрии, Бельгии, Нидерландах, Болгарии, Румынии, Албании, Израиле, а также в странах СНГ. Несмотря на то, что логистическая составляющая поставок в ЕС в последнее время утяжелилась за счет повышения таможенной пошлины до 5%, экспортная выручка всех трех заводов растет. За 2003—2010 гг. она составила более 100 млн долларов США.
— Беларусь — член Таможенного союза. Какие экономические преимущества видят предприятия ATEC GROUP и их партнеры в таком перспективном сообществе?
— Для многих наших европейских коллег вход Беларуси в состав Таможенного союза и создание Единого экономического пространства стало хорошим знамением. Вот и на прошлой неделе в офисе ATEC GROUP состоялась встреча с клиентом, производящим стеклянную бутылку в одной из стран ЕС. Он готов перенести производство своей продукции к нам, в Беларусь. Изготовленную на заводах ATEC GROUP стеклотару производитель намерен отправлять в страны Таможенного союза. Идет проработка «за» и «против» проекта по совместному производству стеклотары, с последующей поставкой ее на экспорт.
— А хватит ли сырья? Что для изготовления стеклотары закупается в стране, а что импортируется?
— Сырья хватит. Из местного сырья мы используем песок, который в тоннаже шихты занимает 60%. Соду закупаем в Украине, России, США, полевой шпат и искусственный мел — в России. Приобретаем за границей и гранулированный переработанный стеклобой, экспорт которого составляет 40% от наших потребностей в нем. Пока в Беларуси не удается набрать его нужное количество, и качество по причине недостаточно хорошо отлаженных технологий сбора и переработки стеклобоя. Всего на закупку сырья, оборудования и запасных частей идет чуть меньше половины валютной выручки.

Ставка на супервайзера. Расчет на коллектив

— Конкурируя с другими производителями, не переходят ли друг другу дорогу заводы ATEC GROUP?
— Нет, не переходят. Все три завода имеют общую стратегию развития, единую систему управления технической, технологической, финансовой и сбытовой политикой, а также единые системы менеджмента качества, подготовки кадров. Вместе с тем, каждым из предприятий сформирована собственная продуктовая линейка, позволяющая всем вместе закрывать товарные ниши пивоваренной, алкогольной и консервной отраслей страны, выполнять заказы зарубежных партнеров.
Изначально модели снабженческой стратегии, сбытовой, финансовой политики были отработаны на одном из предприятий. Потом его опыт был перенесен на другие заводы группы. В результате на стеклозаводах ATEC GROUP создана четкая система управления и производства, имеющая «флажки», за которые нельзя выходить. Внутри «флажков» специалисты и управленцы уполномочены принимать любые творческие решения. Таким образом, хорошо чувствуя рынок, они не дублируют друг друга, работая согласно общей стратегии развития компании.
— Наладить импортозамещающее, экспортоориентированное, инновационное производство сразу на трех предприятиях без хорошей команды специалистов — задача для инвестора не из простых. Удалось ли сформировать такие команды на каждом из них?
— Здесь, на мой взгляд, было бы более уместно говорить о единой команде всей стеклотарной группы компании. Основы кадровой политики в свое время мы отработали в Елизово, где специалисты «ковались» поколениями, многие вышли из заводских династий. Гомельский стеклотарный укомплектовали специалистами из Гомеля, в том числе и с Гомельского стеклозавода, на месте одного из цехов которого и было построено наше предприятие.
За прошедшие годы стеклозаводами ATEC GROUP подготовлены кадры, прекрасно вписавшиеся в международную систему разделения труда. Мы продолжаем набирать выпускников вузов Беларуси, хорошо знающих технологию наших предприятий. Растим из них управленцев, выдвигая в 28 — 30 лет на должности начальников цехов и производств.
Ключевыми фигурами стекло­тарной подотрасли ATEC GROUP, учитывая единство ее стратегий
снабжения, производства и сбыта, остаются супер­вайзеры. Супер­вайзер технических решений, под началом которого реализуются все новые проекты, — директор СЗАО «Стеклозавод Елизово» В. И. Рыбак. В технологиях стекловарения последнее слово за супервайзером — директором Гомельского стеклозавода И. М Александровичем. Главным экспертом стеклоформовочных машин является В. И. Желобкович. Супервайзер по снабжению предприятий материальными ресурсами — И. И. Трифонов.
За соответствие наших производств и выпускаемой продукции евростандартам отвечает группа Елизовского бюро менеджмента качества под руководством Г. А. Белячковой. Учитывая экспортную ориентацию стеклозаводов ATEC GROUP, все три предприятия имеют сертификаты европейской системы стандартизации ИСОО 9001-2009, НАССР. Это означает, что технические и производственные характеристики производимой заводами продукции отвечают требованиям евростандартов. Что ежегодно подтверждают проверки международной аудиторской группы из Австрии.

Лидеры выбирают эксклюзив

— Александр Александрович, а как вы оцениваете уровень развития отечественных отраслей — потребителей стеклотары? Какая из групп продуктового рынка развивается более динамично, в том числе и в стеклоупаковке?
— Наиболее яркую идентификацию брендов мы наблюдаем в ликеро-водочной и пивоваренной отраслях. С приходом в последнюю инвестиций международных компаний здесь развернулась серьезная конкуренция за потребителя. В ходе борьбы за его предпочтения используются самые разные рыночные инструменты, в том числе и такой, как фирменный стиль стеклотары. Заводы ATEC GROUP смогли снабдить и производителей пива и ликероводочной отрасли современной стеклотарой, соответствующей требованиям и самих производителей, и их инвесторов.
— Выпускают ли заводы ком-пании стеклотару для соков и безалкогольных напитков: минеральной и питьевой воды, в которой, говорят, данная продукция дольше сохраняет потребительские качества?
— Большинство отечественных производителей минеральной, питьевой воды и соковой продукции медленно переходит на упаковку в стеклянную тару. Однако некоторые из заводов уже выбрали стекло. В прошлом году для минеральной воды «Боровая» по запросу компании «Беларусьторг» изготовили оригинальную бутылку 0,33 л.
Производим и соковую стеклотару. Правда, пока она больше востребована за рубежом. Оригинальные стеклоизделия изготавливаем по заказу партнеров из стран СНГ. Ожидаем предложений от белорусских производителей воды, безалкогольных напитков и соков. Если у клиентов не найдется сформировавшегося образа их продукта, поможем его разработать.

Твист-офф для малыша и кейтеринга

— А что могут предложить заводы ATEC GROUP для консервной отрасли? Как оцениваете успехи белорусских переработчиков в переходе на технологии твист-офф?
— Уже многие заводы данной отрасли провели техперевооружение и упаковывают овощные и фруктовые продукты под крышку твист-офф. Однако пока тара консервных заводов не носит ярко выраженного характера. За исключением, пожалуй, двух брендовых производителей, таких как СП «Санта Бремор» и ОДО «АБС». Прогрессивными рыночными технологиями выделяется и компания-изготовитель детского питания из Волковыска ОАО «Беллакт». На мой взгляд, у стеклянной тары для консервной промышленности хорошие перспективы. Стекло является важным элементом рекламы продукта. Рука покупателя тянется к тому продукту, который имеет более привлекательный товарный вид и упаковку. Качественная продукция белорусского производства должна иметь содержательное оформление.
— Когда, на ваш взгляд, консервная отрасль откажется от трехлитровой и другой банки «под открывалку»?
— Не все переработчики Беларуси модернизировали производства. Для них изготавливаем стеклотару под традиционную металлическую СКО-крышку. Если говорить о стеклотаре крупного формата, то она, на мой взгляд, полностью не уйдет. Например, крупный формат консервной продукции Евросоюза предназначен для кейтеринга. Там закладка овощных и фруктовых консервов, салатов, майонезов в большие банки адресуется кафе, ресторанам, закусочным, системам гособеспечения. Для таких крупных проектов используется оригинальная тара — под конкретного потребителя.
Заводами ATEC GROUP также разработаны комплекты банок 3—4 литра для одной из немецких компаний, размещающей в Польше заказы на производство консервов для нужд военных. От наших традиционных банок эта выгодно отличается системой укупорки твист-офф, а также широким горлышком, в которое проходит рука взрослого.
Уверен, что такие банки нового дизайна объемом от 1,5 до 4 литров, производимые стеклозаводами ATEC GROUP, найдут место и в консервной отрасли Беларуси, общепите страны.


Тамара МАРКИНА
←Покупка по карману. Производители, продавцы и импортеры получат больше свободы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика