Держим хвост трубой
18.04.2011
—
Новости Экономики
Белорусское государство готово отдать российскому «Газпрому» контроль в ОАО «Белтрансгаз», которым сейчас стороны владеют на паритетной основе. О том, что такая работа ведется, со ссылкой на источник, близкий к переговорам о продаже предприятия, сообщило агентство «Прайм-ТАСС».
«Обсуждаются параметры этой возможной сделки. Однако конкретики в этом переговорном процессе пока мало», - заявил приближенный к сделке. В частности, пока неясно, с какой долей в предприятии готовы расстаться власти. Сообщается лишь, что предложение было сделано за рамками переговоров о подписании контракта на поставку российского газа в Беларусь в 2012-14гг.
Прежде допуск поставщика газа к белорусскому газотранспортному активу напрямую увязывался с ценообразованием на газ для Беларуси. Заключенный в конце 2006г. российско-белорусский газовый контракт предусматривал, что на 2007-10гг. для Беларуси действуют цены, сформированные исходя из европейских (за вычетом таможенных пошлин и транспортных издержек) с применением понижающих коэффициентов. За этот период «Газпром» за $2,5 млрд. должен был выкупить 50% «Белтрансгаза», выплачивая ежегодно по $625 млн. Исправно выполняя это обязательство, газовый холдинг стал основным источником поступлений от приватизации в белорусский бюджет. Поэтому неудивительно, что в 2011г., когда нехватка инвалюты достигла апогея, стал вопрос о продаже «Газпрому» дополнительного пакета акций.
Но за последние пять лет у «Газпрома» поубавилось причин стремиться к контролю над белорусским активом, поскольку с запуском газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» в обход Беларуси Россия станет менее уязвимой для непредсказуемых действий белорусского партнера по газовой трубе. Не исключено, что обеспечивать бесперебойный и довольно дешевый транзит газа по белорусской территории будет проще рыночными методами (при несговорчивости белорусов газовый поток можно будет просто перенаправить по другому маршруту), чем покупкой контроля в российско-белорусском газотранспортном СП.
Впрочем, у покупки «Газпромом» «Белтрансгаза» могут быть не только экономические, но и внешнеполитические мотивы: так Россия руками газового монополиста поддержала бы испытывающий трудности белорусский бюджет.
Предложение по продаже контроля российской МТС в одноименной белорусской дочке (белорусский мобильный оператор принадлежит российской компании на 49%) показало, что из подобных приватизационных сделок белорусское государство намерено выжимать максимум. Так, в МТС Беларусь готова продать сразу 51%, причем аж за $1 млрд. Тон белорусской стороны почти ультимативен: если российский инвестор откажется, то пакет предложено выставить на международные торги. Очевидно, что и за «Белтрансгаз» правительство выставит немалый ценник, хотя действовать будет осторожнее, учитывая серьезное значение цены на газ для белорусской экономики.
О том, от какого предложения «Газпром» не смог бы отказаться, корреспондент «БелГазеты» беседовала с директором Фонда национальной энергетической безопасности (РФ) Константином СИМОНОВЫМ.
- Заинтересован ли «Газпром» в увеличении доли в «Белтрансгазе»?
- С одной стороны, это хорошая сделка. Тем самым «Газпром» получил бы возможность полностью управлять этим активом, был бы сформирован совет директоров в соответствии с желаниями «Газпрома». Иметь 100-процентное участие в «Белтрансгазе» важно с точки зрения минимизации транзитных рисков. С другой стороны, если быть откровенным, то управление активами на белорусской территории все равно связано с необходимостью решать проблемы с белорусским правительством. Политический фактор никуда не исчезнет. В случае чего Беларусь найдет инструменты вмешательства в работу компании. Поэтому говорить о том, что это будет полноценный актив, нельзя.
Многое будет зависеть от цены. Но в принципе идея продать «Газпрому» контроль хорошая. Нужно будет только устранить два нюанса: понять, во-первых, сколько будет стоить компания, во-вторых, насколько будут ограничены возможности руководства РБ политически вмешиваться в работу компании, даже не имея там акций.
- Какую цену за контроль над «Белтрансгазом» российский акционер сочтет справедливой?
- Оценка 100% «Белтрансгаза» в $5 млрд., которая была дана, когда покупались первые 50% компании, на мой взгляд, несколько высоковата. Здесь определенные подвижки в сторону снижения стоимости могут произойти.
- На стоимость актива может повлиять строительство альтернативных газопроводов в обход Беларуси?
- Безусловно. Пропускная способность двух веток «Северного потока» составляет 55 млрд. куб. м, четыре нитки «Южного потока» - это еще 63 млрд. куб. м. Как мы понимаем, на такой объем поставки российского газа в Европу вряд ли будут увеличены. Значит, придется сокращать транзит либо через территорию Украины, либо через Беларусь. Здесь у России появляются возможности для некоторого выбора, альтернатива, которой раньше не было. Теперь и Беларусь, и Украина должны предлагать России определенные выгодные условия, чтобы сохранять транзит газа по своей территории. И тот факт, что первая нитка «Северного потока» уже достраивается - это аргумент в пользу снижения стоимости «Белтрансгаза». Если Беларусь предложит 100-процентное участие в «Белтрансгазе», то тут уже у «Газпрома» появится возможность сказать: «Хорошо. Беларусь нам кажется более комфортным путем транзита. Значит, убираем потихоньку Украину».
- Иными словами, предложение, сделанное «Газпрому», - не столько попытка пополнить заметно просевшие валютные запасы страны поступлениями от приватизации, сколько мера по обеспечению стабильных доходов газотранспортного предприятия?
- Это может быть комплексным решением. И то, и другое имеет место. Судя по публикациям в нашей прессе, экономическая ситуация в белорусской экономике не такая блестящая. Значит, есть необходимость пополнить бюджет. Но не стоит думать, что идея продать трубу возникла только по этим соображениям. Задача сохранения транзита крайне значима. Если Украина не понимает важность сохранения транзита российского газа, то отрадно, что Беларусь начинает это понимать.
- Какой пакет акций может быть продан «Газпрому»?
- По большому счету, «Газпрому» нужно докупить 1% акций. Но ясно, что Беларусь не заинтересована продавать только 1%.
- Беларусь, теряя контроль (а возможно, и выходя из предприятия), вероятно, поставит перед инвестором определенные условия…
- Не исключаю, что будет поднята тема «золотой акции». Это основной риск. Для «Газпрома» главная задача - сделать так, чтобы белорусская сторона не имела возможности волюнтаристски вмешиваться в работу компании. Это касается и тарифов на прокачку, и стоимости газа для Беларуси. Эти вопросы надо очень четко оговорить. Собственник, управляющий активом, должен понять, какова будет степень вмешательства Беларуси, которая собственником уже являться не будет.
- Стоимость газа - очень чувствительная для всей белорусской экономики тема, так что едва ли белорусское государство даст российскому монополисту карт-бланш в определении тарифов…
- «Газпром», предлагая Украине слияние с «Нафтогазом», говорил, что в этом случае и промышленность, и население Украины могли бы получать газ по внутрироссийским ценам. Не исключаю, что если «Белтрансгаз» станет 100-процентной дочкой «Газпрома», то аналогичные условия могут быть предложены и Беларуси с учетом того, что у нас создано единое таможенное пространство. Этот вариант вполне реален. Но не забывайте, что формирование внутрироссийских цен с 2015г. все равно перейдет на принцип net-back по отношению к Европе (доход «Газпрома» от поставок 1 куб. м газа российским и европейским потребителям сравняется. - «БелГазета»).
- Как может быть решен вопрос формирования тарифов на транзит газа?
- Нужно зафиксировать четкую, долгосрочную, объективную формулу. Например, привязать тариф к стоимости транзита в Европе. И Беларусь не должна иметь права постоянно ее менять по своей прихоти.
СПРАВКА «БелГазеты».Константин Симонов окончил отделение политологии философского факультета и экономический факультет МГУ. В 1999г. там же защитил кандидатскую диссертацию по теме «Политический анализ в системе прикладной политологии». Магистр политической науки Манчестерского университета. С 2003г. - гендиректор Центра политической конъюнктуры России. В 2006г. создал и возглавил Фонд национальной энергетической безопасности. Автор книг «Русская нефть», «Энергетическая сверхдержава», «Глобальная энергетическая война».