Объединение МАЗа и КамАЗа не означает устранение российской компанией белорусского конкурента - Ковалев
Источник материала: БелТА
10.03.2011 12:16
—
Новости Экономики
10 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Объединение МАЗа и КамАЗа в холдинг не означает, что российская компания таким путем устранит белорусского конкурента. Об этом заявил сегодня во время видеобрифинга декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев, передает корреспондент БЕЛТА.
Высказываются мнения, что российское ОАО "КамАЗ" не обладает средствами и ресурсами для приобретения пакета акций ОАО "МАЗ", а создание холдинга - это банальное желание устранить конкуренцию со стороны белорусского производителя. "Я не думаю, что это стремление устранить конкурента", - ответил на это Михаил Ковалев. Он пояснил, что МАЗ производит не только грузовые автомобили, но и автобусы, другие виды автотехники. Однако, отметил ученый, в любом случае все нужно очень тонко просчитывать.
"То, что объединение предполагается не путем инвестиций, а путем обмена акций, - это типичная мировая практика, так происходит объединение крупных предприятий", - сказал Михаил Ковалев. Другое дело, что очень дискуссионным будет вопрос оценки КамАЗа. Эту российскую компанию сегодня оценивают по нынешним котировкам примерно в $2 млрд. "У МАЗа котировок нет, а разными косвенными методами россияне оценивают его (на мой взгляд, заниженно) примерно в $500-700 млн. Я думаю, что потенциал МАЗа больше и оценивать его надо выше при определении пропорций обмена акциями", - высказал мнение ученый.
"Если мы объединим усилия, если создадим такой мощный холдинг, состоящий, возможно, не только из двух автомобильных заводов, но и из моторных, и других вспомогательных предприятий, то получится дорогостоящая корпорация, которая легко будет заимствовать деньги на внешних рынках. И я думаю, что главная цель КамАЗа - именно это, чтобы под небольшие проценты заимствовать деньги на внешних рынках", - считает декан экономического факультета БГУ.
Он назвал еще один положительный фактор объединения двух крупных автокомпаний. "В таком холдинге мы сможем снова объединить нашу науку, как это было в советские времена, содержать общие институты, которые будут разрабатывать новые технологии, новации и для МАЗа, и для КамАЗа", - подчеркнул Михаил Ковалев.
Есть единственное препятствие на пути к такому объединению, считает ученый. Практически контрольный пакет акций КамАЗа принадлежит российскому государству в виде корпорации "Ростехнологии". И у белорусского ОАО "МАЗ" 100% акций принадлежит государству. "Мы пока не создали соответствующую структуру или комитет по управлению государственными пакетами акций в акционерных обществах", - констатировал ученый. А на уровне государств сложнее договориться, чем частным структурам, потому что политики вмешиваются в процесс, добавил ученый.
В то же время совладельцем КамАЗа является "Даймлер Крайслер" (бренд "Мерседес"). Эта компания имеет большой рыночный опыт как положительных объединений, так и отрицательных. "Есть сведения, что это именно "Даймлер Крайслер" настаивает на объединении с целью резко улучшить свои позиции среди других компаний", - сказал Михаил Ковалев.
Высказываются мнения, что российское ОАО "КамАЗ" не обладает средствами и ресурсами для приобретения пакета акций ОАО "МАЗ", а создание холдинга - это банальное желание устранить конкуренцию со стороны белорусского производителя. "Я не думаю, что это стремление устранить конкурента", - ответил на это Михаил Ковалев. Он пояснил, что МАЗ производит не только грузовые автомобили, но и автобусы, другие виды автотехники. Однако, отметил ученый, в любом случае все нужно очень тонко просчитывать.
"То, что объединение предполагается не путем инвестиций, а путем обмена акций, - это типичная мировая практика, так происходит объединение крупных предприятий", - сказал Михаил Ковалев. Другое дело, что очень дискуссионным будет вопрос оценки КамАЗа. Эту российскую компанию сегодня оценивают по нынешним котировкам примерно в $2 млрд. "У МАЗа котировок нет, а разными косвенными методами россияне оценивают его (на мой взгляд, заниженно) примерно в $500-700 млн. Я думаю, что потенциал МАЗа больше и оценивать его надо выше при определении пропорций обмена акциями", - высказал мнение ученый.
"Если мы объединим усилия, если создадим такой мощный холдинг, состоящий, возможно, не только из двух автомобильных заводов, но и из моторных, и других вспомогательных предприятий, то получится дорогостоящая корпорация, которая легко будет заимствовать деньги на внешних рынках. И я думаю, что главная цель КамАЗа - именно это, чтобы под небольшие проценты заимствовать деньги на внешних рынках", - считает декан экономического факультета БГУ.
Он назвал еще один положительный фактор объединения двух крупных автокомпаний. "В таком холдинге мы сможем снова объединить нашу науку, как это было в советские времена, содержать общие институты, которые будут разрабатывать новые технологии, новации и для МАЗа, и для КамАЗа", - подчеркнул Михаил Ковалев.
Есть единственное препятствие на пути к такому объединению, считает ученый. Практически контрольный пакет акций КамАЗа принадлежит российскому государству в виде корпорации "Ростехнологии". И у белорусского ОАО "МАЗ" 100% акций принадлежит государству. "Мы пока не создали соответствующую структуру или комитет по управлению государственными пакетами акций в акционерных обществах", - констатировал ученый. А на уровне государств сложнее договориться, чем частным структурам, потому что политики вмешиваются в процесс, добавил ученый.
В то же время совладельцем КамАЗа является "Даймлер Крайслер" (бренд "Мерседес"). Эта компания имеет большой рыночный опыт как положительных объединений, так и отрицательных. "Есть сведения, что это именно "Даймлер Крайслер" настаивает на объединении с целью резко улучшить свои позиции среди других компаний", - сказал Михаил Ковалев.
БелТА (оригинал новости)