Директивная эволюция. Как масштабная либерализация экономики отразится на работе предпринимателей, кошельках населения и развитии всей экономики

Источник материала:  
Директивная эволюция.
Как масштабная либерализация экономики отразится на работе предпринимателей, кошельках населения и развитии всей экономики

Налоговая нагрузка снизится, административных барьеров станет меньше, условия получения земельных участков и строений упростятся. Эти и другие эволюционные изменения, как планируется, принесет подписанная Президентом Беларуси под занавес минувшего года Директива № 4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь”.

Долгожданный компромисс

Директива, как сообщает пресс-служба главы государства, содержит девять разделов, каждый из которых сфокусирован на устранении существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности. Наименования этих разделов сформулированы в виде концептуальных системных требований ко всем государственным органам и организациям, общественным объединениям и гражданам страны.“Конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо”, — эти слова в Директиве настраивают на большие перемены. Беларуси нужны значительные инвестиции, новые предприятия, рабочие места. Отечественные товары и услуги должны стать более конкурентоспособными, востребованными на внутреннем и внешнем рынке.Ключевую роль в решении этих и других задач могут сыграть предприниматели, которые из-за всевозможных ограничений не могли работать в полную силу. Поэтому все с таким нетерпением и ожидали принятия либерализационной директивы, которая рождалась на протяжении многих месяцев в жарких спорах. Одни выступали за широту охвата, другие — за предельную конкретику. В итоге получился некий компромиссный вариант.

Цены отпустят, а барьеры уберут

“Проблема регионального протекционизма решается, — обозначает один из факторов, сдерживающих развитие свободной конкуренции, председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец. — Но кардинального перелома мы пока не видим. Нам необходим антимонопольный орган, который никак не будет зависеть от местных органов власти”.Директива № 4 предписывает “не допускать установления межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ (оказании услуг)”. Если с самоуправством местных чиновников действительно удастся разобраться, то тогда, как рассчитывают эксперты, для предпринимателей расширится рынок сбыта, а для рядовых покупателей — ассортимент товаров и услуг.Возможно, обострение конкуренции заставит производителей и продавцов снижать цены. Директива устанавливает, что в вопросах ценообразования они получат больше свободы. Правда, это не должно обернуться вседозволенностью. Документ предписывает “сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения”.

Не наказывать, а стимулировать

“По мере улучшения делового климата нужно постепенно выводить из тени тех, кто, например, торгует на рынках, занимается авторемонтом в гаражах, предоставляет услуги по строительству и ремонту. Нужно снижать налоговую нагрузку, тогда  налоговая база будет расширяться”, — считает председатель совета директоров ГК “Интеллект” Сергей Варивода.Директивой намечается поэтапное снижение налоговой нагрузки, расширение применения упрощенной системы налогообложения. Кроме того, смягчается наказание за незначительные нарушения.“Если предприниматель с умыслом не платит налоги и таможенные пошлины, то его, безусловно, нужно наказывать, — соглашается Сергей Варивода. — Но у нас же конфискация собственности  допускалась и за правонарушения, не связанные с прямым ущербом государству. Предприниматели — не преступники, мы добропорядочные граждане, тот самый средний класс, который лежит в основе развития любого цивилизованного общества”.

От общего — к частному

“Директива № 4 — очень важное политическое решение, которое было принято с учетом пожеланий предпринимательских ассоциаций, — отмечает председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. — Но теперь предстоит большая работа по выработке механизмов осуществления изменений”. Например, нужно прописать упрощенные процедуры выкупа предпринимателями арендуемых помещений, приобретения пустующих объектов.В Директиве рассмотрен широкий круг вопросов, поэтому, возможно, придется готовить и принимать десятки и сотни нормативных правовых актов. На разработку детального плана действий Совмину отвели три месяца. Но в любом случае механизм перемен запущен, начался новый этап совершенствования условий ведения бизнеса.Любой предприниматель, возможно, был бы рад работать без контроля и без уплаты налогов. Но тогда государство, в частности, не смогло бы эффективно финансировать социальную сферу, реализовывать важные проекты. Поэтому приходится государству и бизнесу искать компромисс. От того, удастся ли договориться, достичь золотой середины, во многом зависит, в частности, вырастет ли вклад малого и среднего бизнеса в отечественную экономику до 30 процентов, как это предусмотрено программой развития нашей экономики на ближайшие пять лет, а также насколько богаче станет выбор товаров и услуг, как изменится покупательная способность наших зарплат и пенсий.

←Литва ищет консультанта для строительства СПГ-терминала

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика