Белорусскую «нефтянку» засекретили
В Минске на этой неделе проходила большая конференция по нефтепереработке. Вначале организаторы мероприятия пригласили представителей СМИ. Однако накануне конференции журналистам, в том числе и приехавшим из других стран, было отказано в допуске. Почему «нефтянку» в Беларуси стараются держать подальше от глаз общественности?
Конференция по нефтепереработке собрала в Минске представителей крупных игроков нефтяного рынка, причем не только из Беларуси, но и со всего мира.
Организаторы конференции обещали публике ответы на многие злободневные вопросы: как российские пошлины повлияли на функционирование нефтяного сектора Беларуси?; существуют ли действительно жизнеспособные альтернативы поставок сырой нефти в нашу страну?
Однако почему-то накануне конференции было принято решение, что знать ответы на эти вопросы журналистам вовсе не обязательно. Прессе доступ на конференцию был закрыт. Что же «засекретили» от общественности? И почему?
По данным Naviny.By, в первой сессии конференции выступали представители администрации белорусских НПЗ, руководства «Белнефтехима». В формате докладов они донесли до аудитории проекты, которыми живут сегодня нефтеперерабатывающие заводы.
Проекты эти предусматривают модернизацию белорусских НПЗ и направлены на повышение глубины переработки нефти. Задача эта крайне актуальная с учетом того фактора, что времена дешевой нефти для белорусских НПЗ закончились, и сегодня необходимо повышать эффективность переработки.
Поднималась и транзитная тема. Неслучайно на конференции присутствовали представители прибалтийских портов. Объяснение тут простое: порты стран Прибалтики участвуют как в процессе доставки белорусских нефтепродуктов на внешние рынки, так и в транзите венесуэльской нефти в Беларусь.
Обеспечение регулярных поставок венесуэльской нефти в Беларусь является сегодня приоритетной задачей белорусского правительства. Поэтому прорабатываются разные, в том числе и достаточно неординарные, варианты доставки углеводородного сырья.
Как удалось выяснить Naviny.By, в настоящее время изучается даже возможность поставок в страну венесуэльской нефти… речным путем. Проект предполагает использование реки Днепр для доставки венесуэльской нефти из Украины в Беларусь. По предварительным расчетам, такая транспортировка будет стоить дешевле, нежели доставка углеводородного сырья железнодорожным транспортом. Предполагается, что благодаря использованию реки Днепр удастся поставлять в Беларусь ежегодно около 1 млн. тонн венесуэльской нефти.
Наряду с логистическими вопросами поднимались на конференции в Минске и условия торговли белорусскими нефтепродуктами. На сегодняшний день процесс приобретения отечественных нефтепродуктов связан для покупателей с немалыми рисками.
После санкций со стороны Вашингтона белорусская сторона вместо доллара стала использовать европейскую валюту в торгах нефтепродуктами. Однако, ввиду резких колебаний курса евро, данное обстоятельство накладывает на покупателей белорусской продукции немалые ценовые риски. Тем более что белорусские нефтепродукты контрагент получает не сразу, а лишь через месяц после заключения сделки по их приобретению.
Еще одно неудобство для покупателей связано с тем, что белорусская сторона поставляет нефтепродукты только по факту полной предоплаты. Контрагентов это обстоятельство, мягко говоря, не всегда устраивает.
В Минске эту проблему понимают, но сделать ничего не могут. Причина тривиальна: белорусские нефтепереработчики испытывают нехватку средств для закупки сырья. Соответственно, отгружать нефтепродукты в долг они не хотят.
Важных нюансов, касающихся белорусской нефтепереработки, немало. Однако журналистов от «нефтяной» тематики стараются в Беларуси держать подальше.
В соседней же Украине, которая в последнее время активно вовлечена в совместные с Беларусью нефтепроекты, с доступом к тематической информации на порядок проще. В стране работает несколько консалтинговых компаний, которые анализируют и распространяют данные, касающиеся всей нефтяной отрасли.
В Беларуси все иначе. В дела нефтеперерабатывающей промышленности общественность стараются особо не посвящать. Этому есть вот какое объяснение.
Влияние нефтепереработки на экономику Беларуси очень высокое. По данным за 2009 год, вклад двух нефтеперерабатывающих заводов Беларуси в общий объем промпроизводства составил около 20%. Кроме этого, белорусские нефтепереработчики в последние годы входили в топ-10 ведущих налогоплательщиков страны. Поэтому государству важно обеспечить положительную динамику нефтеперерабатывающего бизнеса. Даже если для этого нужно «придушить» любопытство журналистов.
При этом как-то забывается, что гармоничное развитие белорусской экономики возможно только в случае, если нефтепереработка станет таким же рядовым бизнесом, как и все остальные. Потому что ситуацию, когда от успехов одной нефтепереработки, как говорит президент, зависит независимость страны, вряд ли можно считать нормальной.
Дмитрий ЗАЯЦ