Слухи не обвалят рубль
04.10.2010
—
Новости Экономики
В ближайшие месяцы рынок наличной валюты Беларуси подвергнется очередному испытанию на прочность.
Это уже традиция: в периоды важных для будущего страны событий рынок всегда охватывает лихорадка.
Решение об увеличении средней заработной платы в РБ до 500 USD в месяц накануне выборов президента Беларуси вызвало довольно неоднозначную реакцию в обществе: многие люди опасаются, что дополнительные доходы будут компенсироваться ростом цен и девальвацией белорусского рубля после выборов. Такие ожидания распространились настолько широко, что даже президент Беларуси Александр Лукашенко высказал свое мнение по этому поводу.
Во время празднования "Дажынак" в Лиде 25 сентября он заявил: "Мы не собираемся национальную валюту в угоду кому-то девальвировать. Надо будет, как и в прошлые времена, заранее мы скажем об этом. И вообще мы коридор определяем на целый год, и на будущий мы тоже его объявим, если мы будем девальвировать или укреплять рубль".
В то же время он сказал, что "сегодня мы не собираемся обваливаться, если этого не захотят люди, не начнут паниковать", отметив при этом, что в стране достаточно золотовалютных резервов, чтобы рассчитаться с людьми, если они захотят забрать свои вклады.
Нарастание беспокойства среди населения по поводу стабильности белорусского рубля и сохранности вкладов в банках происходит в Беларуси далеко не впервые. Практически каждое обострение внешней или внутренней ситуации в стране сопровождается ростом спроса на валюту и изъятием некоторыми вкладчиками своих денег из банков. Но, как правило, масштабы этих процессов сравнительно невелики.
На всякий случай.
Предыдущие выборы президента Беларуси, состоявшиеся в марте 2006 года, также сопровождались увеличением спроса со стороны населения на иностранную валюту. Но тогда объем покупки валюты населением начал существенно превышать объемы ее продажи банкам чуть ли не за год до даты выборов (см. график 1) и был вызван, скорее всего, подъемом доходов населения. А в сам выборный месяц наблюдался рост чистой покупки валюты до 98,3 млн. USD, что было примерно в 1,5 раза выше сложившегося на тот момент среднего уровня для данного параметра.
Следующий всплеск спроса на иностранную валюту произошел в конце 2006-го - начале 2007 года. Он был вызван, по-видимому, обострением напряженности в отношениях Беларуси с Россией и переходом к новому способу формирования цены на российский газ для Беларуси. Это событие обеспокоило граждан страны гораздо сильнее, чем президентские выборы, и в январе 2007 года население купило валюты у банков на 184,2 млн. USD больше, чем продало. Но затем ситуация нормализовалась.
В конце 2007 года особого обострения отношений Беларуси с Россией не произошло, имевший место спор по поводу раздела экспортных нефтяных пошлин между странами, похоже, населению остался непонятным, поэтому и скачок спроса на иностранную валюту оказался незначительным.
А в 2008 году население вообще начало продавать валюты больше, чем покупать, что было вызвано, по-видимому, внешними причинами, а именно: увеличением нестабильности на международном валютном рынке, а также вполне неплохой доходностью рублевых депозитов.
Но это продолжалось всего несколько месяцев. Грянул мировой кризис. Начиная с октября население наращивало закупки валюты и в декабре, последнем месяце перед девальвацией, в чистом виде приобрело 710,2 млн. USD. Вот это действительно был ажиотаж. Но надо сказать, что и основания для этого были довольно серьезные - казалось, что мир катился в пропасть: в США, Европе и России падали объемы производства, росла безработица, белорусские товары прктически никто не покупал, а курс российского рубля стремительно падал.
Закупки валюты населением продолжались и после девальвации в январе 2009 года, но уже не столь активно, а в марте жители Беларуси снова стали больше валюты продавать, чем покупать.
С тех пор ситуация на рынке наличной валюты пришла в состояние некоторого неустойчивого равновесия, в котором происходили довольно существенные колебания спроса и предложения.
С начала 2010 года наблюдалось превышение продажи валюты населением над покупкой, однако в последние месяцы ситуация изменилась на противоположную.
Вкладчики перевели средства.
Ситуация с банковскими вкладами населения в критические моменты истории Беларуси была более спокойной, чем с наличной валютой. Это, впрочем, вполне объяснимо: люди, которые хранят деньги в банках, более склонны доверять экономике страны. На выборы президента в марте 2006 года вкладчики вообще никак не отреагировали (см. график 2).
Но газовый белорусско-российский конфликт уже не остался незамеченным. Величина рублевых депозитов населения (здесь и далее в расчет берутся депозиты без учета переводных) снижалась два месяца подряд (в декабре 2006-го и в январе 2007 года). А сумма валютных депозитов в то же время росла более быстрыми темпами, то есть население просто переложило свои вклады из национальной валюты в иностранную, оставив их в банках.
Конфликт, связанный с разделом экспортных нефтяных пошлин в конце 2007-го - начале 2008 года, вызвал меньший эффект, и рост рублевых депозитов хотя и замедлился на пару месяцев, но снижения их величины не произошло.
Мировой финансовый кризис конца 2008 года вызвал совсем другую реакцию. В октябре упала величина депозитов населения в иностранной валюте, тогда как сумма вкладов в белорусских рублях продолжала возрастать. По-видимому, это было вызвано неуверенностью населения в стабильности доллара США в связи с охватившей мир паникой: кризис начался в США, и тогда еще казалось, что он может сильно ударить по американской валюте. Но уже в ноябре многие вкладчики сообразили, что кризис ударит скорее по белорусскому рублю, в результате чего вновь повторился традиционный кризисный сценарий: валютные вклады возросли, рублевые - упали.
После девальвации этот процесс продолжался еще пару месяцев, а затем рублевые вклады вновь начали прирастать быстрее валютных. За весь период кризиса населением было переведено рублевых вкладов в валютные на сумму порядка 1 млрд. USD, в результате чего сумма депозитов в иностранной валюте оказалась намного выше суммы депозитов в белорусских рублях.
Проблемы будут, но катастрофа маловероятна.
Прошлый опыт позволяет спрогнозировать, что же произойдет в ближайшие месяцы на рынке наличной валюты страны.
Ситуация сейчас складывается уникальная, так как в наличии могут оказаться все три фактора, вызывающие беспокойство у населения: выборы президента, обострение отношений с Россией, а также возможное ухудшение финансовой ситуации в стране и условий сбережений (рост дефицита внешней торговли, снижение золотовалютных резервов, увеличение инфляции, снижение ставок по рублевым депозитам и т. п.).
Можно ожидать, что по мере приближения дат повышения заработной платы, президентских выборов, а также предновогодних переговоров с Россией по поводу цен на газ будет возрастать спрос на валюту со стороны самых осторожных слоев населения, пугающихся самого факта появления проблем. Это приведет, по-видимому, к превышению объемов покупки валюты населением над объемами продаж на несколько десятков миллионов долларов в месяц. При этом начнется постепенный перевод средств частью вкладчиков из рублевых депозитов в валютные.
Если выборы и возможные переговоры по газу будут проходить в напряженной обстановке, то можно ожидать, что число вкладчиков, желающих перевести рублевые сбережения в валютные, вырастет, и чистые продажи валюты банками населению увеличатся до 100-200 млн. USD в месяц.
Но основная масса населения и вкладчиков не начнет предпринимать меры до тех пор, пока не появятся явные признаки ухудшения экономической и финансовой ситуации в стране. В этом случае у Нацбанка могут возникнуть проблемы, связанные с обеспечением текущей ликвидности банков, так как спрос на валюту может превысить предложение уже на несколько сотен миллионов долларов в месяц. Однако принципиальной угрозы финансовой системе страны это не несет, так как спрос будет нарастать постепенно, а у Национального банка резервы составляют около 6 млрд. USD. Хотя, конечно, могут быть проблемы с обеспечением валютой обменных пунктов. Только если состояние финансов Беларуси будет ухудшаться на протяжении нескольких месяцев, объем скупки валюты населением может достичь величин порядка миллиарда долларов, да и то эти средства в основном останутся в банковской системе.
В любом случае, судя по прошлому опыту, поведение населения, похоже, не относится к числу факторов, которые могут дестабилизировать финансовую систему страны. Тревожные настроения могут привести к снижению золотовалютных резервов Беларуси и к потере части банковских активов, но в некритических объемах.
Так что стабильность на валютном рынке страны, по-видимому, будет зависеть от дефицита внешнеторгового баланса Беларуси, финансирование которого требует обеспечения постоянного притока валюты в страну. А вот с этим действительно есть проблемы, так как признаков улучшения ситуации во внешней торговле в необходимой для обеспечения финансовой стабильности страны степени не видно. От того, как они будут решаться, зависят и курс рубля, и поведение населения.
Это уже традиция: в периоды важных для будущего страны событий рынок всегда охватывает лихорадка.
Решение об увеличении средней заработной платы в РБ до 500 USD в месяц накануне выборов президента Беларуси вызвало довольно неоднозначную реакцию в обществе: многие люди опасаются, что дополнительные доходы будут компенсироваться ростом цен и девальвацией белорусского рубля после выборов. Такие ожидания распространились настолько широко, что даже президент Беларуси Александр Лукашенко высказал свое мнение по этому поводу.
Во время празднования "Дажынак" в Лиде 25 сентября он заявил: "Мы не собираемся национальную валюту в угоду кому-то девальвировать. Надо будет, как и в прошлые времена, заранее мы скажем об этом. И вообще мы коридор определяем на целый год, и на будущий мы тоже его объявим, если мы будем девальвировать или укреплять рубль".
В то же время он сказал, что "сегодня мы не собираемся обваливаться, если этого не захотят люди, не начнут паниковать", отметив при этом, что в стране достаточно золотовалютных резервов, чтобы рассчитаться с людьми, если они захотят забрать свои вклады.
Нарастание беспокойства среди населения по поводу стабильности белорусского рубля и сохранности вкладов в банках происходит в Беларуси далеко не впервые. Практически каждое обострение внешней или внутренней ситуации в стране сопровождается ростом спроса на валюту и изъятием некоторыми вкладчиками своих денег из банков. Но, как правило, масштабы этих процессов сравнительно невелики.
На всякий случай.
Предыдущие выборы президента Беларуси, состоявшиеся в марте 2006 года, также сопровождались увеличением спроса со стороны населения на иностранную валюту. Но тогда объем покупки валюты населением начал существенно превышать объемы ее продажи банкам чуть ли не за год до даты выборов (см. график 1) и был вызван, скорее всего, подъемом доходов населения. А в сам выборный месяц наблюдался рост чистой покупки валюты до 98,3 млн. USD, что было примерно в 1,5 раза выше сложившегося на тот момент среднего уровня для данного параметра.
Следующий всплеск спроса на иностранную валюту произошел в конце 2006-го - начале 2007 года. Он был вызван, по-видимому, обострением напряженности в отношениях Беларуси с Россией и переходом к новому способу формирования цены на российский газ для Беларуси. Это событие обеспокоило граждан страны гораздо сильнее, чем президентские выборы, и в январе 2007 года население купило валюты у банков на 184,2 млн. USD больше, чем продало. Но затем ситуация нормализовалась.
В конце 2007 года особого обострения отношений Беларуси с Россией не произошло, имевший место спор по поводу раздела экспортных нефтяных пошлин между странами, похоже, населению остался непонятным, поэтому и скачок спроса на иностранную валюту оказался незначительным.
А в 2008 году население вообще начало продавать валюты больше, чем покупать, что было вызвано, по-видимому, внешними причинами, а именно: увеличением нестабильности на международном валютном рынке, а также вполне неплохой доходностью рублевых депозитов.
Но это продолжалось всего несколько месяцев. Грянул мировой кризис. Начиная с октября население наращивало закупки валюты и в декабре, последнем месяце перед девальвацией, в чистом виде приобрело 710,2 млн. USD. Вот это действительно был ажиотаж. Но надо сказать, что и основания для этого были довольно серьезные - казалось, что мир катился в пропасть: в США, Европе и России падали объемы производства, росла безработица, белорусские товары прктически никто не покупал, а курс российского рубля стремительно падал.
Закупки валюты населением продолжались и после девальвации в январе 2009 года, но уже не столь активно, а в марте жители Беларуси снова стали больше валюты продавать, чем покупать.
С тех пор ситуация на рынке наличной валюты пришла в состояние некоторого неустойчивого равновесия, в котором происходили довольно существенные колебания спроса и предложения.
С начала 2010 года наблюдалось превышение продажи валюты населением над покупкой, однако в последние месяцы ситуация изменилась на противоположную.
Вкладчики перевели средства.
Ситуация с банковскими вкладами населения в критические моменты истории Беларуси была более спокойной, чем с наличной валютой. Это, впрочем, вполне объяснимо: люди, которые хранят деньги в банках, более склонны доверять экономике страны. На выборы президента в марте 2006 года вкладчики вообще никак не отреагировали (см. график 2).
Но газовый белорусско-российский конфликт уже не остался незамеченным. Величина рублевых депозитов населения (здесь и далее в расчет берутся депозиты без учета переводных) снижалась два месяца подряд (в декабре 2006-го и в январе 2007 года). А сумма валютных депозитов в то же время росла более быстрыми темпами, то есть население просто переложило свои вклады из национальной валюты в иностранную, оставив их в банках.
Конфликт, связанный с разделом экспортных нефтяных пошлин в конце 2007-го - начале 2008 года, вызвал меньший эффект, и рост рублевых депозитов хотя и замедлился на пару месяцев, но снижения их величины не произошло.
Мировой финансовый кризис конца 2008 года вызвал совсем другую реакцию. В октябре упала величина депозитов населения в иностранной валюте, тогда как сумма вкладов в белорусских рублях продолжала возрастать. По-видимому, это было вызвано неуверенностью населения в стабильности доллара США в связи с охватившей мир паникой: кризис начался в США, и тогда еще казалось, что он может сильно ударить по американской валюте. Но уже в ноябре многие вкладчики сообразили, что кризис ударит скорее по белорусскому рублю, в результате чего вновь повторился традиционный кризисный сценарий: валютные вклады возросли, рублевые - упали.
После девальвации этот процесс продолжался еще пару месяцев, а затем рублевые вклады вновь начали прирастать быстрее валютных. За весь период кризиса населением было переведено рублевых вкладов в валютные на сумму порядка 1 млрд. USD, в результате чего сумма депозитов в иностранной валюте оказалась намного выше суммы депозитов в белорусских рублях.
Проблемы будут, но катастрофа маловероятна.
Прошлый опыт позволяет спрогнозировать, что же произойдет в ближайшие месяцы на рынке наличной валюты страны.
Ситуация сейчас складывается уникальная, так как в наличии могут оказаться все три фактора, вызывающие беспокойство у населения: выборы президента, обострение отношений с Россией, а также возможное ухудшение финансовой ситуации в стране и условий сбережений (рост дефицита внешней торговли, снижение золотовалютных резервов, увеличение инфляции, снижение ставок по рублевым депозитам и т. п.).
Можно ожидать, что по мере приближения дат повышения заработной платы, президентских выборов, а также предновогодних переговоров с Россией по поводу цен на газ будет возрастать спрос на валюту со стороны самых осторожных слоев населения, пугающихся самого факта появления проблем. Это приведет, по-видимому, к превышению объемов покупки валюты населением над объемами продаж на несколько десятков миллионов долларов в месяц. При этом начнется постепенный перевод средств частью вкладчиков из рублевых депозитов в валютные.
Если выборы и возможные переговоры по газу будут проходить в напряженной обстановке, то можно ожидать, что число вкладчиков, желающих перевести рублевые сбережения в валютные, вырастет, и чистые продажи валюты банками населению увеличатся до 100-200 млн. USD в месяц.
Но основная масса населения и вкладчиков не начнет предпринимать меры до тех пор, пока не появятся явные признаки ухудшения экономической и финансовой ситуации в стране. В этом случае у Нацбанка могут возникнуть проблемы, связанные с обеспечением текущей ликвидности банков, так как спрос на валюту может превысить предложение уже на несколько сотен миллионов долларов в месяц. Однако принципиальной угрозы финансовой системе страны это не несет, так как спрос будет нарастать постепенно, а у Национального банка резервы составляют около 6 млрд. USD. Хотя, конечно, могут быть проблемы с обеспечением валютой обменных пунктов. Только если состояние финансов Беларуси будет ухудшаться на протяжении нескольких месяцев, объем скупки валюты населением может достичь величин порядка миллиарда долларов, да и то эти средства в основном останутся в банковской системе.
В любом случае, судя по прошлому опыту, поведение населения, похоже, не относится к числу факторов, которые могут дестабилизировать финансовую систему страны. Тревожные настроения могут привести к снижению золотовалютных резервов Беларуси и к потере части банковских активов, но в некритических объемах.
Так что стабильность на валютном рынке страны, по-видимому, будет зависеть от дефицита внешнеторгового баланса Беларуси, финансирование которого требует обеспечения постоянного притока валюты в страну. А вот с этим действительно есть проблемы, так как признаков улучшения ситуации во внешней торговле в необходимой для обеспечения финансовой стабильности страны степени не видно. От того, как они будут решаться, зависят и курс рубля, и поведение населения.