В Беларуси не хватает бывших в употреблении автопокрышек

Источник материала:  
22.09.2010 09:59 — Новости Экономики
Лозунг "Отходы - в доходы!" пока мало отражает реалии национальной экономики. В Беларуси сегодня перерабатывается только 15% вторичных ресурсов, а в европейских странах - более 50%. Однако на этом фронте не без перемен. Одно из перспективных направлений – переработка старых покрышек.

Отечественный рынок покрышек оценивается специалистами примерно в 1 млн штук в год. Ежегодно на свалку отправляется общей сложностью около 60 тыс. тонн отбегавших свое колес – от легковушек, грузовиков, сельхозтехники. Но на крупнейшем белорусском предприятии по производству шин – ОАО "Белшина" - восстановлением бывшей в употреблении авторезины не занимаются. Как говорят специалисты, это достаточно тяжелый и дорогостоящий проект. Каждая шина – это высокотехнологичный продукт, в который входит почти 300 различных компонентов, и наладить их реанимацию в промышленных масштабах с экономической точки зрения немалый риск. "Но мы занимаемся вопросом утилизации старых покрышек, - рассказывает начальник техуправления "Белшины" Виктор Ключенников. - Для этого предприятием организованы специальные рейдовые бригады, которые собирают старую резину по всей стране. Вторсырье отправляется на цементные заводы — одни из самых энергоемких в республике, на которых в последнее время технология сжигания автомобильных шин применяется здесь достаточно широко".

Производители "серого вещества", действительно, с охотой взялись осваивать альтернативное черное топливо. На волковыском ОАО "Красносельскстройматериалы" и на ПРУП "Белорусский цементный завод" в Костюковичах уже несколько лет работают специальные печи, сжигающие старую резину. Подобную утилизацию сложно назвать неперспективной. Технологии, аналогичные белорусским, применяются в Германии, Японии, во Франции и других странах мира - в печи резиновый мусор подается как целиком, так и в уже измельченном виде.

Кстати, еще в 2004 году в Беларуси на базе гродненского НПП "Экологическая Альтернатива" заработало новое производство по утилизации и переработке автопокрышек мощностью 5 тыс. тонн в год. Предприятие использует способ механического дробления, который является экологически чистым. Конечным продуктом является высококачественная резиновая крошка и порошки, а также текстильный и металлический корд. Получившееся сырье не пропадает - спрессованный текстиль, к примеру, стал незаменимым материалом в изготовлении спортивного инвентаря, особенно боксерских мешков, груш, а резиновая крошка имеет очень широкую область применения - это незаменимый материал при производстве дорожных отбойников, напольных покрытий для промышленных зданий, сельскохозяйственных построек, спортивных и игровых комплексов.

Добавленная в асфальт, она повышает его износостойкость в несколько раз. Говорят, в Великобритании даже научились смешивать крошку с красителями и делать из получившейся резины крупногабаритные детские игрушки: качалки, качели.

Кстати, предприятия, занимающиеся и реставрацией бэушной авторезины, существуют и в нашей стране. В частности, бобруйское ОАО "Шиноремонт" считается самым крупным в республике заводом по восстановлению и ремонту автошин импортного и отечественного производства. Хотя, по признанию руководителя предприятия, в месяц здесь "реанимируют" всего-навсего 180-200 штук покрышек. Восстановленная резина мало чем отличается от аналогичной, только что сошедшей с конвейера. Но, несмотря на то, что восстановленные покрышки способны сэкономить деньги любого автопарка, сырья у предприятия откровенно не хватает. "В советские годы до многих предприятий был доведен план по сдаче старой резины в утиль, а сегодня найти подходящую для восстановления покрышку очень сложно. Во-первых, резину обычно стараются эксплуатировать до того момента, пока она совсем не прохудится, а такие покрышки восстановлению уже не подлежат. А во-вторых, ради трех-четырех шин вряд ли какое предприятие решится гонять технику – проще выкинуть на свалку. Вот и приходится искать сырье для переработки своими силами. Доходит до того, что забираемся в те "запасы", которые предназначаются для сжигания на цементных заводах, и вручную перебираем", — рассказывает Виталий Буткевич.

Мировой опыт показывает: износившийся протектор составляет чуть больше 20% от веса и стоимости шины. Остальные же почти 80% могут служить еще несколько лет. Впрочем, такое может быть только у тех хозяев, которые привыкли считать и ценить деньги. Проблемой переработки старой резины занимаются и белорусские ученые. Недавно специалисты Института тепло- и массообмена НАН Беларуси разработали интересную установку — печь, позволяющую перерабатывать резину с получением из нее нефти. По словам ученых, из двух шин для легкового автомобиля получается в среднем 5 литров углеводорода. Европейские специалисты поначалу не верили, что такое возможно. Но после того, как белорусы получили патенты в США и Евросоюзе и показали устройство в работе, сомнений не осталось. Вместо них посыпались заказы. Сначала Тайвань предложил смонтировать такую установку на одном из своих крупнейших заводов. Но самое серьезное предложение поступило от французской авиакомпании "Airbus". Дело в том, что белорусское изобретение перерабатывает не только шины, но и обшивку самолетов. Французы купили лицензию и уже заказали одну пробную установку. Сумма первого контракта пока не разглашается.
 

←Даходы ад

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика