Ученые НАН Беларуси исследовали потребительский рынок
В итоге масштабного маркетингового исследования белорусские ученые сделали вывод, что динамика показателей потребительского рынка создает в Беларуси благоприятную ситуацию для развития торговых сетей. В Минске цены в магазинах "Евроопт" оказались привлекательнее в среднем на 29,9% по сравнению с основными игроками рынка.
Сравнение цен производилось в марте, апреле и мае, в выборку включались только те продовольственные товары, которые присутствовали во всех сравниваемых магазинах города по итогам масштабного исследования сектора розничной торговли, сообщает корреспондент БЕЛТА.
В Беларуси торговый ритейл начал развиваться с большим опозданием, что связано с медленными темпами приватизации торговых объектов. Однако сетевой ритейл становится одной из самых привлекательных сфер вложения капиталов в Беларуси. За несколько последних лет этот сегмент изменился до неузнаваемости.
Несмотря на последствия глобального экономического кризиса, в 2009 году общий объем розничного товарооборота в Беларуси (через все каналы реализации) составил Br55913 млрд., что в сопоставимых ценах на 3% больше, чем в 2008 году. В докризисные годы рост был еще более впечатляющим: в 2007 году - 14,8%, в 2008 году - 19,2%. По мере послекризисного восстановления экономики он, очевидно, возобновится.
В то же время кризис сказался на предпочтениях потребителей. Так, в минувшем году в структуре продаж продовольственных товаров сократились объемы реализации товаров высокого ценового сегмента и деликатесной продукции: консервов и пресервов из рыбы и морепродуктов (96% к уровню 2008 года), соков (99,1%), колбасных изделий и копченостей (99,8%), масла животного (99,8%), коньячных напитков и бренди (41,4%). Одновременно увеличился объем продаж растительного масла и макаронных изделий (в 1,3 раза), круп (в 1,2 раза), маргаринов, рыбы и морепродуктов, безалкогольных напитков, мясных консервов, мяса и птицы, сахара, кондитерских изделий (на 1,2-4%).
Ценовой фактор в целом подталкивает покупателей к выбору в пользу сетевых магазинов. Однако преимущества в этой ситуации получают торговые сети, предлагающие наиболее приемлемые цены на самые популярные группы товаров.
Анализ маркетинговой и ценовой политики основных сетевых магазинов в Минске и областных центрах, выполненный учеными Института экономики НАН, показал, что наиболее благополучно по этому показателю дела обстоят у сети ООО "Евроторг" (более известного потребителю по своей торговой марке "Евроопт").
Так, в Минске цены в магазинах "Евроопт" оказались привлекательнее в среднем на 29,9% по сравнению с основными игроками рынка, в Гомеле - на 26,5%, в Гродно - на 13,7%, в Могилеве - на 19,5%, в Бресте - на 25%, в Витебске - на 18,5%.
По мнению экспертов рынка, активное развитие сетевой торговли будет идти не только в столице, но и в регионах. Более того, именно региональная экспансия в неизбалованные сервисом и ассортиментом областные центры сулит максимальные перспективы.
Научно-исследовательская работа "Маркетинговое и экономическое исследование ценовой политики сетевых продовольственных магазинов в Республике Беларусь" была проведена Институтом экономики НАН Беларуси в первом полугодии 2010 года. Сравнение цен производилось в марте, апреле и мае, в выборку включались только те продовольственные товары, которые присутствовали во всех сравниваемых магазинах города.