Полагаясь на конъюнктуру

Источник материала:  
Полагаясь на конъюнктуруОбщий объем доходов от транзита (без учета транзита нефти и природного газа) в Беларуси к 2015 году составит, согласно пессимистическим прогнозам, 2,4 млрд. USD - 2,6-2,7% ВВП. Это даже меньше, чем в кризисном 2009 году, когда этот показатель составлял 2,8%.
Эти данные содержатся в Стратегии развития транзитного потенциала на 2011-2015 годы, которая утверждена постановлением Совета министров № 1181 от 9 августа 2010 года.

Столь низкие ожидания от своего главного потенциала - транзита, - кажутся абсолютно нелогичными.

Казалось бы,  более жесткие условия импорта российских энергоносителей должны заставить правительство менять экономические приоритеты. Практика говорит о том, что транзит является одним из наиболее эффективных видов экспорта услуг, а инвестиции в эту сферу отличаются быстрой отдачей. Поэтому разумно делать ставку на развитие транзитного потенциала, а не энергоемких предприятий и отраслей.

На более эффективное использование основного стратегического ресурса страны нацелена и принятая 2 года назад программа развития транзитного потенциала. Почему же в таком случае Беларусь не ждет роста транзитных дивидендов?

Между ЕС и АТР.

Правительственные эксперты объясняют "мертвый сезон" на ниве транзита несколькими причинами.

Согласно прогнозу развития мировой экономики, основным местом финансовых и товарных потоков мира становится сейчас "треугольник" США - Европа - Азия. Объем торгового оборота в нем превышает 600 млрд. USD в год, а объем контейнерных перевозок - 6 млн. единиц.

Беларусь, благодаря своему географическому положению и создаваемой транзитной инфрастуктуре, может стать своего рода торговым мостом между странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Ведь из 9 панъевропейских транспортных коридоров три предусматривают заход на территорию Беларуси - коридор № II (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород), коридор № IХ (Хельсинки - Санкт-Петербург/Москва - Киев - Кишинев) и его ответвление - коридор № IХВ (Калининград/Клайпеда - Вильнюс - Минск - Киев - Кишинев).

Однако по каким транспортным коридорам на самом деле пойдет поток транзитных грузов между ЕС и государствами АТР, пока до конца не ясно. Эксперты считают, что во многом это будет зависеть от политики ЕС и США в отношении России и государств АТР, прежде всего Китая.

От того, в чью пользу разрешится геополитический торг, предметом которого являются маршруты движения основных товарных потоков, в конечном итоге зависит развитие перевозок по направлению Запад - Восток, а значит, и транзита через Беларусь.

Беларусь, конечно же, заинтересована в том, чтобы основные торговые пути между Западом и Востоком пролегали через территорию России по Транссибирской магистрали. В то же время странам Центральной Азии, Кавказа и Украине, которых поддерживают ЕС и США, наоборот, выгодно, чтобы они проходили по альтернативному маршруту - транспортному коридору Европа - Кавказ - Азия (коридор ТРАСЕКА - Transport Corridor Europe Caucasus Asia).

Что же касается транзита через территорию России, то он оценивается сейчас менее чем в 1% от товарооборота между ЕС и государствами АТР. Используется лишь 5-7% транзитного потенциала России, а основные объемы перевозок между ЕС и государствами АТР выполняются морским транспортом по Суэцкому каналу и железнодорожным транспортом по коридору ТРАСЕКА.

Белорусская сторона в своих прогнозах исходит из того, что ЕС и США заинтересованы сохранить существующие транспортные коридоры. Именно по этой причине она не прогнозирует в 2011-2015 годах заметного роста транзитных перевозок через территорию страны в направлении Запад - Восток.

ТРАСЕКА ждет Беларусь.

Между тем такая пассивная позиция Беларуси, прежде всего в отношении транспортного коридора ТРАСЕКА, неоправданна.

В начале этого года в Минске прошло заседание круглого стола, посвященного транспортной политике ЕС и Беларуси. На нем эксперт проекта ЕС "Интеграция трансъевропейских транспортных сетей и пункты пересечения границы в Беларуси и Украине" Вадим Турдзеладзе заявил, что Евросоюз заинтересован в создании в Беларуси эффективной транспортной сети и в интеграции ее в транзитную систему Европы.

Эксперт проекта ЕС обратил внимание на существующий потенциал возможностей для Беларуси в рамках проектов сотрудничества с ЕС. Подчеркивалось, что Беларусь может присоединиться к региональной программе по развитию и управлению транспортными потоками ТРАСЕКА, которая включает транспортные маршруты, идущие из Центральной Азии и Закавказья через Украину.

"Затем эти маршруты поворачивают на Польшу. По-видимому, они поворачивают на Польшу, вместо того чтобы идти далее на север, к Балтике, только по той причине, что Беларусь не участвует в этом проекте", - подчеркнул В. Турдзеладзе.

Беларусь в прошлом году стала членом программы ЕС "Восточное партнерство". Причем все 5 стран - участниц "Восточного партнерства" уже являются участниками программы ТРАСЕКА. Почему Беларусь не торопится к ней присоединиться (общий бюджет программы ТРАСЕКА составляет 170 млн. EUR, ежегодный - от 10 до 15 млн. EUR), непонятно.

Российские риски.

Основной транзитный грузопоток из России в направлении Европы через Беларусь сейчас составляют энергоносители и продукция металлургических предприятий. Но спрос на эту российскую продукцию на мировых рынках в последнее время снижается, в результате Беларусь теряет доходы от транзита.

Например, в 2009 году в Европе упал спрос на российский природный газ и в результате заметно снизились объемы его транзита через территорию Беларуси. А строительство Россией второй очереди нефтепровода "Балтийская трубопроводная система" (БТС-2), газопроводов "Северный поток" и "Южный поток", а также наращивание мощностей ее портов Приморск, Усть-Луга, Высоцк на Балтийском море обернется для Беларуси еще большей потерей доходов от транзита.

Например, с 2012 года, после ввода нефтепровода БТС-2, объем транзита российской нефти через территорию Беларуси снизится как минимум на 25% по сравнению с уровнем 2009 года.

То же самое произойдет и с объемами транзита российского газа через территорию страны в связи с реализацией проектов по строительству газопровода "Северный поток", первую нитку которого планируется построить в 2011 году (мощность - 27,5 млрд. куб. м в год), вторую - в 2012 году (мощность - 27,5 млрд. куб. м в год), а также газопровода "Южный поток" в 2015 году (его мощность составит 63 млрд. куб. м в год).

Кроме того, Россия в последние годы стремится переориентировать основной поток транзитных грузов на свои порты. Хотя в ближайшую пятилетку сделать это вряд ли удастся, нет сомнений, что по мере строительства новых портовых терминалов и развития железнодорожной инфраструктуры в РФ объем транзитных перевозок через территорию Беларуси будет снижаться.

Определенные макроэкономические риски для транзита, по мнению правительственных прогнозистов, несет с собой и создание Таможенного союза. Если в ТС сохранятся неравные условия для субъектов хозяйствования, падение транзитного грузопотока через Беларусь неизбежно.

Надежда на ТЛЦ.

Отметим, что белорусское правительство не хочет соглашаться с ролью пассивного наблюдателя за транзитными грузопотоками. По крайней мере, развитие транзита и повышение транзитной привлекательности страны все чаще называют в числе основных приоритетов страны.

На это нацелена Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, предусматривающая создание 18 транспортно-логистических центров и 10 таких центров РУП "Белтаможсервис" (в том числе 22 центра планируется оборудовать на II и IX панъевропейских транспортных коридорах).

Именно с реализацией этой программы связан оптимистичный сценарий Стратегии развития транзитного потенциала на ближайшую пятилетку. Ее авторы считают, что если Беларусь сможет стать страной, привлекательной для транзита, и если влияние внешних рисков на объемы перевозок грузов через территорию страны будет щадящим, то доля доходов от транзита (без учета доходов от транзита нефти и стоимости услуг по транзиту природного газа) через 5 лет может составить около 9,9% ВВП.

Справка "БР"

В 2009 году Беларусь ухудшила свои позиции по индексу логистики, согласно которому оценивается уровень развития логистической отрасли. В рейтинге, составляемом по результатам исследований, проводимых Всемирным банком, Беларусь по сравнению с 2007 годом передвинулась с 74-го на 110-е место.

По показателю "торговля через границу", который характеризует уровень административных барьеров при проведении экспортно-импортных операций, Беларусь в рейтинге ВБ в прошлом году переместилась со 134-го на 129-е место среди 183 стран.

Беларусь ставит задачу по таким показателям, как "индекс логистики" и "торговля через границу", войти в число 50 ведущих стран мира.


←Идея жива

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика