«Тормоза» сидят в министерствах
24 августа на заседании президиума Совета министров, где рассматривались итоги реализации Программы развития малых и средних городских поселений в первом полугодии 2010 года, премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский заявил, что в стране созданы привлекательные условия для развития бизнеса, однако в малых и средних городских поселениях темпы его развития недостаточны.
«Придорожный сервис как не шел, так и не идет, сервис услуг как не шел, так и не идет. Надо разбираться», – признал премьер.
Для решения проблемы Сергей Сидорский предложил чиновникам вести на местах более активный диалог с представителями бизнеса по поводу препон, мешающих развитию деловой активности. Премьер-министр также потребовал от чиновников проанализировать нормативно-правовую базу.
«Ежедневник» решил миновать длительный процесс разбирательств и поинтересовался у председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимира Карягина, в чем, на его взгляд, причина проблем развития и продвижения бизнеса в регионах.
– Сегодня районные администрации в большинстве своем не являются тормозом для новых начинаний. Мне часто приходится бывать в регионах. Там много прогрессивных людей. Они показывают письма, которые отправляют и в министерства, и в правительство. То есть люди озабочены развитием бизнеса. Во всяком случае, мне не приходилось сталкиваться с тем, чтобы на районном уровне был тормоз в развитии предпринимательства. Наоборот, там сегодня очень заинтересованы в развитии частного бизнеса, наполняемости благодаря этому местного бюджета, а также обеспечении занятости работников. Сдерживающим же фактором является наша законодательная, нормативная база. А также отсутствие инициативы в министерском звене, на уровне центрального руководства. Чтобы минимизировать эти барьеры, сейчас идет очень активная работа в Министерстве экономики по подготовке президентской Директивы №4.
– На ваш взгляд, из-за чего бизнес в регионах не развивается?
– Программа развития малых и средних городских поселений создала стимулирующий механизм для местных предпринимателей, но не для предпринимателей из крупных городов и столицы. Мы об этом говорили. Необходима горизонтальная интеграция бизнеса между крупными и малыми городами. Нет какого-то единого механизма взаимодействия, одинаковых правил игры. Маленькая страна – и такое множество барьеров и препятствий.
– Но почему в провалах чиновников поручают разбираться чиновникам? Почему не спрашивают напрямую у бизнеса? Вот госконтроль исследует, из-за чего зарплата на многих предприятиях меньше 200 долларов…
– Как будто не ясно почему. Высокое налогообложение. Большая налоговая нагрузка на каждый выплаченный работнику рубль создает невыгодный, а главное, несправедливый механизм выплат. Естественно, отсюда следуют попытки уклонения от налогов. Но ведь надо причины этого искоренять, а не следствие. И где логика? Только был объявлен мораторий на проверки, затем включили механизм уточненных проверок, потом вышел нормативный акт по ведомственным проверкам, теперь комиссия, в которую не пригласили деловое сообщество, занимается поиском зарплаты в конвертах. Какое-то постоянное шараханье из стороны в сторону. Это лихорадит бизнес. Даже в проверках нет стабильности.
– А в результате Директивы №4 она появится?
– Надеемся, что после принятия директивы и определения механизмов ее реализации что-то удастся сдвинуть в достаточно короткие сроки. Но не надо искать крайних. Нужен системный комплексный подход во взаимодействии бизнеса и власти. Причем между ними необходим не просто диалог, а сотрудничество.