Размышление о будущем
Поэтому, например, в СССР постоянно сравнивали объемы производства с показателями 1913 года, но никогда с дореволюционным уровнем не сравнивали доходы семей рабочих и советских служащих. В первом случае можно было выпукло показать преимущества нового строя, во втором - у рабочих и служащих, естественно, возникал вопрос: "За что боролись?".
Но и без статистических выкладок многие знали ответ на него: "За что боролись, на то и напоролись!". В смысле выгнали за границу или пустили в распыл настоящих хозяев фабрик и заводов, а новый, коллективный хозяин в лице Политбюро хозяйствовать по-умному не умеет.
"Парад младенцев".
В нашей жизни такой вопрос и аналогичный ответ тоже порой возникают будто бы из ничего, из воздуха, будто бы сами по себе. На уровне персональных ощущений и коллективного опыта. А в текущей статистике сравнения в таких пикантных случаях, как правило, ограничиваются периодом нынешнего года к соответствующему периоду прошлого. То есть проникновению в глубь стремительно проживаемого времени рядовому пользователю статистика не помогает.
Но есть источники, есть официальные сведения, зафиксированные в прессе. В частности, в старых газетах можно почитать об инициативе Мингорисполкома устроить во время торжеств по случаю Дня независимости 2006 года своеобразный парад младенцев. Предполагалось после завершения военного парада направить для прохождения перед президентско-правительственной трибуной в общей колонне трудящихся и представителей гражданского общества молодых женщин с детскими колясками.
Представьте себе атмосферу тех дней. Недавно закончились "элегантной победой" очередные президентские выборы, и благодарный народ тут же откликнулся на это дело жизнеутверждающим подвигом, которого от него давно уже все ждали. Дело в том, что установление президентской республики в Беларуси случилось одновременно с начавшимся по объективным причинам демографическим спадом. Разумеется, ни правительство, ни президент в этом не были повинны. Но фон для власти создавался неблагоприятный. И когда в 2006 году закономерно наметилось некоторое демографическое оживление, его встретили с энтузиазмом. В первую очередь работники идеологических служб, вполне уже институционально оформленные, которым было поручено поднимать на щит все новое и передовое и обличать отсталое и реакционное.
В общем, обычный статистический, можно сказать, арифметический случай, как и в прежние времена, приобрел партийно-политическую окраску.
Вот что "БР" писал об этом 4 года назад: "В интервью БЕЛТА начальник управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Беларуси Александр Цыбин отметил, что темпы рождаемости в нашей стране в январе - июле 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. увеличились на 4,6%, темпы смертности за этот же период снизились на 2,1%. За семь месяцев нынешнего года в Беларуси родилось 53.829 младенцев. В январе - июле прошлого года эта цифра составила 51.440 новорожденных".
В комментарии чиновник указал, что эта положительная тенденция является "первым симптомом того, что белорусские демографические ножницы начинают приходить в равновесие". Если она в дальнейшем будет сохраняться, то примерно через 5 лет рождаемость в Беларуси может начать превышать смертность.
По его мнению, причиной роста рождаемости стало прежде всего улучшение социально-экономической ситуации в стране. А кроме того, формирование положительного образа беременной женщины у белорусок, меры, предпринятые государством для обеспечения демографической безопасности в нашей стране. Как пример он назвал разработку проекта Национальной программы демографической безопасности на 2006-2010 годы. Основными целями ее станут снижение заболеваемости и смертности населения, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, а также оптимизация миграционных процессов.
Когда старшие хотят поставить на место младших, то обычно говорят: тебя в то время еще и в проекте не было. То есть даже в родительских помыслах. А у нас получалось государство, помышляющее о всех и проектирующее всех.
Эта специальная оговорка специалиста, который наверняка понимал, о каких на самом деле непредсказуемых процессах идет речь, была обычной отработкой социального заказа. Его смысл можно сформулировать без затей: всякое лыко в строку, если лыко на пользу власти.
Но, как говорится, не прошло и полгода, как все возвратилось на круги своя. Действие концепции завершается, президентский цикл с астрономической точностью подходит к очередному всебелорусскому собранию народных ходоков-уполномоченных, а демографический вектор повернулся вспять.