Августовские аномалии
16.08.2010
—
Новости Экономики
Ограничить 10% от цены приобретаемых товаров планируется размер вознаграждения, выплачиваемого торговым организациям.Август, похоже, становится роковым месяцем для белорусского бизнеса. В августе прошлого года увидело свет печально знаменитое постановление Совмина № 991, фактически запретившее посредническую деятельность. В августе текущего года появились сведения о возможности введения новых ограничений для розницы.
Как сообщил 10 августа на заседании президиума Совмина председатель концерна "Белгоспищепром" Иван Данченко, Минторг подготовил проект указа "О некоторых вопросах регулирования торговли", ограничивающего размер вознаграждения 10% от цены приобретенных товаров. Проект указа также предусматривает, что тарифы на услуги определяются исходя из размера экономически обоснованных затрат и уровня рентабельности не более 25%.
По информации БЕЛТА, "Белгоспищепром" просит поддержать внесенный проект указа, подчеркнул И. Данченко.
Он также заявил, что борьба отечественных производителей пива с импортной продукцией на внутреннем рынке вынуждает их снижать цены, отстаивать буквально каждую полку, каждое место в торговых объектах, делать различные маркетинговые ходы. "Мы боремся до того, что сами себя делаем убыточными", - сказал И. Данченко.
По его мнению, в ближайшее время работу предприятий пивоваренной отрасли на внутреннем рынке необходимо упорядочить. "Конкуренция - это хорошо, но когда в торговой сети беспредел, страна теряет деньги", - заявил глава госконцерна.
Вот так, просто и безапелляционно. И, как всегда, с заботой о деле государевом. Впрочем, не будем открывать дискуссию по вопросу о необходимости господдержки отечественного производителя. Намного интереснее проанализировать возможные последствия появления указа.
Скажем прямо, даже сам факт обсуждения проекта подобного указа негативно сказывается на имидже Беларуси. В последнее время наши чиновники так много говорят о либерализации, повышении инвестиционной привлекательности и прочих замечательных вещах. Но ведь такой указ противоречит самой идее экономической либерализации.
Кроме ущерба имиджу, указ нанесет удар и по отечественным производителям. Парадокс? Отнюдь!
Судите сами. Обойти планируемые ограничения не просто, а очень просто. Можно банально изменить назначение платежа и брать деньги за что-нибудь другое. Можно вообще не брать денег на счет торгующей организации, а создать некую аффилированную (связанную) структуру, которая и будет взимать сопутствующие платежи. С формальной точки зрения все будет довольно чисто: торговлей и сопутствующими услугами занимаются разные организации, а кто и о чем договорился, практически недоказуемо.
Если же эту аффилированную структуру еще и расположить за пределами нашего государства, то все будет шито-крыто.
И кто проиграет от ограничений? Иностранный производитель? Нет! Он как платил торговле, так и будет платить. А вот отечественный производитель оплачивать счета "зарубежных маркетологов" едва ли сможет.
Административными же методами заставить торговцев покупать белорусский товар и выкладывать его на привлекательные места едва ли возможно. То есть заставить купить это, конечно, можно, а вот заставить продать нельзя.
Добавим, что реальное появление упомянутого указа приведет к еще большему расцвету серых схем в торговле.
Так что государство, если оно действительно желает добра белорусским производителям, должно воспользоваться проверенным рецептом - либерализацией.
Необходимо создавать условия для появления новых ритейлеров, прихода в Беларусь крупных торговых сетей. Усиливающаяся конкуренция сделает торговцев более покладистыми. Необходимо также делать отечественный товар более конкурентоспособным как по цене, так и по качеству. Пока же, к сожалению, подобных веяний не наблюдается.
И, наконец, последнее. Власть, похоже, не желает учиться на собственных ошибках. Прошлогоднее правительственное постановление № 991 действовало меньше недели, зато шуму было: Оправдываться пришлось самому президенту, который назвал виноватого - некоего "деятеля", бросившего документ на стол премьер-министру и уехавшего в отпуск.
На этот раз речь идет об указе президента, поэтому снова такая "отмазка" не пройдет. И чем же можно объяснить новую чиновничью инициативу? Наверное, только аномальной жарой.
Как сообщил 10 августа на заседании президиума Совмина председатель концерна "Белгоспищепром" Иван Данченко, Минторг подготовил проект указа "О некоторых вопросах регулирования торговли", ограничивающего размер вознаграждения 10% от цены приобретенных товаров. Проект указа также предусматривает, что тарифы на услуги определяются исходя из размера экономически обоснованных затрат и уровня рентабельности не более 25%.
По информации БЕЛТА, "Белгоспищепром" просит поддержать внесенный проект указа, подчеркнул И. Данченко.
Он также заявил, что борьба отечественных производителей пива с импортной продукцией на внутреннем рынке вынуждает их снижать цены, отстаивать буквально каждую полку, каждое место в торговых объектах, делать различные маркетинговые ходы. "Мы боремся до того, что сами себя делаем убыточными", - сказал И. Данченко.
По его мнению, в ближайшее время работу предприятий пивоваренной отрасли на внутреннем рынке необходимо упорядочить. "Конкуренция - это хорошо, но когда в торговой сети беспредел, страна теряет деньги", - заявил глава госконцерна.
Вот так, просто и безапелляционно. И, как всегда, с заботой о деле государевом. Впрочем, не будем открывать дискуссию по вопросу о необходимости господдержки отечественного производителя. Намного интереснее проанализировать возможные последствия появления указа.
Скажем прямо, даже сам факт обсуждения проекта подобного указа негативно сказывается на имидже Беларуси. В последнее время наши чиновники так много говорят о либерализации, повышении инвестиционной привлекательности и прочих замечательных вещах. Но ведь такой указ противоречит самой идее экономической либерализации.
Кроме ущерба имиджу, указ нанесет удар и по отечественным производителям. Парадокс? Отнюдь!
Судите сами. Обойти планируемые ограничения не просто, а очень просто. Можно банально изменить назначение платежа и брать деньги за что-нибудь другое. Можно вообще не брать денег на счет торгующей организации, а создать некую аффилированную (связанную) структуру, которая и будет взимать сопутствующие платежи. С формальной точки зрения все будет довольно чисто: торговлей и сопутствующими услугами занимаются разные организации, а кто и о чем договорился, практически недоказуемо.
Если же эту аффилированную структуру еще и расположить за пределами нашего государства, то все будет шито-крыто.
И кто проиграет от ограничений? Иностранный производитель? Нет! Он как платил торговле, так и будет платить. А вот отечественный производитель оплачивать счета "зарубежных маркетологов" едва ли сможет.
Административными же методами заставить торговцев покупать белорусский товар и выкладывать его на привлекательные места едва ли возможно. То есть заставить купить это, конечно, можно, а вот заставить продать нельзя.
Добавим, что реальное появление упомянутого указа приведет к еще большему расцвету серых схем в торговле.
Так что государство, если оно действительно желает добра белорусским производителям, должно воспользоваться проверенным рецептом - либерализацией.
Необходимо создавать условия для появления новых ритейлеров, прихода в Беларусь крупных торговых сетей. Усиливающаяся конкуренция сделает торговцев более покладистыми. Необходимо также делать отечественный товар более конкурентоспособным как по цене, так и по качеству. Пока же, к сожалению, подобных веяний не наблюдается.
И, наконец, последнее. Власть, похоже, не желает учиться на собственных ошибках. Прошлогоднее правительственное постановление № 991 действовало меньше недели, зато шуму было: Оправдываться пришлось самому президенту, который назвал виноватого - некоего "деятеля", бросившего документ на стол премьер-министру и уехавшего в отпуск.
На этот раз речь идет об указе президента, поэтому снова такая "отмазка" не пройдет. И чем же можно объяснить новую чиновничью инициативу? Наверное, только аномальной жарой.