Сворачиваем на Одессу?
28.06.2010 14:20
—
Новости Экономики
Через 2 года Беларусь может присоединиться к проекту Одесса - Броды - альтернативной нефтяной трубе, которую планируют достроить в направлении Европы.
Напомним, нефтепровод Одесса - Броды, строительство которого завершилось в 2001 году, изначально планировался для прокачки каспийской нефти в Европу. Однако Украина в течение двух лет безуспешно пыталась привлечь нефть для транспортировки в европейском направлении, но так и не смогла этого сделать.
В результате в конце июня 2004 года правительство Украины разрешило российским компаниям использовать трубопровод для транспортировки нефти в реверсном (обратном) направлении. В таком режиме он работает до сих пор: сейчас российская нефть транспортируется по этой трубе из Бродов в Одессу и далее в Европу - танкерами через черноморские проливы.
Но уже через 2 года Украина как раз планирует перевести нефтепровод Одесса - Броды в аверсный (прямой) режим работы
"Два года, мы считаем, - реальный срок. Можно будет рассматривать возможность перевода этой системы в аверсный режим", - заявил замминистра топлива и энергетики Украины Игорь Кирюшин 17 июня в Одессе на VII Конференции "Нефтепереработка, нефтетранзит и нефтетрейдинг в странах СНГ и Балтии".
В связи с этим И. Кирюшин подчеркнул, что Украина работает над этим вопросом при активном участии Беларуси, в частности концерна "Белнефтехим".
Следует отметить, что экс-президент Украины Виктор Ющенко в последние 2 года настойчиво пытался форсировать запуск нефтепровода Одесса - Броды в европейском направлении. Это, в свою очередь, вызывало резкое недовольство РФ, поскольку реверсное использование трубы гарантировало транспортировку российской нефти на экспорт в объеме около 9 млн т. У России просто не хватало мощностей своей нефтетранспортной системы, чтобы "забрать" эту нефть из украинской трубы.
Теперь же Украина собирается переориентировать свой трубопровод в европейском направлении, не конфликтуя с Россией.
Как заявил украинский замминистра, наступает время, когда Россия не будет негативно относиться к аверсному режиму работы нефтепровода Одесса -Броды.
Украинское правительство собирается в ближайшее время подготовить проект межправительственного соглашения с РФ о сотрудничестве в сфере транспортировки нефти, а в июле - подписать его. Отметим, что данный документ рассчитан на 5 лет. Но при этом, как предполагается, новое межправительственное соглашение будет содержать гарантии поставок российской нефти по трубе Броды - Одесса лишь на 2 года.
Срок гарантий, который хочет заложить Украина в межправительственное соглашение с РФ, - 2 года - назван не случайно.
Дело в том, что через 2 года ситуация в нефтетранспортной сфере может измениться кардинальным образом и России уже не понадобится украинская труба.
К тому времени Россия собирается построить "Балтийскую трубопроводную систему-2" - нефтепровод, альтернативный белорусской "Дружбе".
Реализация проекта, который, как заявляли российские чиновники, позволит РФ путем диверсификации направлений поставок нефти избавиться от капризов транзитных стран, находится под особым патронатом премьер-министра Владимира Путина.
Под "капризными странами-транзитерами" имеется в виду прежде всего Беларусь. Ведь окончательное решение о строительстве БТС-2 в России было принято после нефтяной "войны" с Беларусью в начале 2007 года.
Отметим, что строительство БТС-2 началось в июне 2009 года и идет с опережением графика, в результате чего трубопровод мощностью 50 млн т может быть сдан уже в I квартале 2012 года, хотя ранее сроком завершения проекта назывался III квартал.
Что ждет в сложившейся ситуации белорусский нефтепровод "Дружба"? Пока он остается важнейшим транзитным коридором РФ. Через гомельскую "Дружбу" осуществляется примерно треть поставок российской нефти в Европу.
Однако с вводом в эксплуатацию БТС-2 ситуация может принципиально измениться. Для заполнения его потребуется сырье, и не исключено, что его заберут у "Дружбы".
Правда, еще летом прошлого года ситуация выглядела для белорусской нефтетранспортной системы более оптимистично.
В то время Россия собиралась перенаправить в БТС-2 19 млн т нефти за счет прекращения поставок в украинские порты Южный и Одесса, 12 млн т планировалось зарезервировать из ресурсов "Сургутнефтегаза" за счет снятия этих объемов с экспортных направлений. Еще 10 млн т предполагалось получить путем увеличения транзита нефти из Казахстана, 7 млн т - в связи с прекращением поставок в польский порт Гданьск, еще 2 млн т - за счет сокращения железнодорожных поставок от нефтеперекачивающей станции Унеча в направлении Беларуси.
Получалось, что белорусская труба после запуска БТС-2 не сильно пострадает.
Однако есть сомнения, что именно эта весьма комфортная для Беларуси схема наполнения БТС-2 будет реализована на практике через два года.
Уже очевидно, что на БТС-2 будет переброшена нефть с украинского направления, в том числе из трубопровода Одесса - Броды. Что будет с планами поставок казахстанской нефти в новую российскую трубу, неясно. Казахстан сейчас активно занимается строительством трубопроводной системы для поставок своего сырья в Китай. С учетом же скромного роста добычи нефти в РФ, а также запущенного в конце 2009 года в эксплуатацию трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) сырья для БТС-2 может не хватить. Загружать новую трубу придется, скорее всего, из "Дружбы".
Таким образом, запуск БТС-2 несет в себе серьезные риски не только для белорусского нефтяного транзита, но в случае обострения политических отношений с Москвой - и для загрузки отечественных НПЗ.
Это и вынуждает официальный Минск всерьез задуматься об альтернативных маршрутах поставки нефти в страну. В этом смысле нефтепровод Одесса -Броды, который Украина собирается перевести в режим для транспортировки каспийской нефти в европейском направлении, - подходит для Беларуси наилучшим образом. В случае подключения к нему белорусского нефтепровода "Дружба" страна получит альтернативный коридор для поставок нефти по новому транспортному коридору.
Украина, Польша, Литва и другие страны давно приглашают Беларусь принять участие в достройке трубопровода Одесса - Броды в европейском направлении. Однако пока белорусская сторона оставалась здесь сторонним наблюдателем.
Напомним, нефтепровод Одесса - Броды, строительство которого завершилось в 2001 году, изначально планировался для прокачки каспийской нефти в Европу. Однако Украина в течение двух лет безуспешно пыталась привлечь нефть для транспортировки в европейском направлении, но так и не смогла этого сделать.
В результате в конце июня 2004 года правительство Украины разрешило российским компаниям использовать трубопровод для транспортировки нефти в реверсном (обратном) направлении. В таком режиме он работает до сих пор: сейчас российская нефть транспортируется по этой трубе из Бродов в Одессу и далее в Европу - танкерами через черноморские проливы.
Но уже через 2 года Украина как раз планирует перевести нефтепровод Одесса - Броды в аверсный (прямой) режим работы
"Два года, мы считаем, - реальный срок. Можно будет рассматривать возможность перевода этой системы в аверсный режим", - заявил замминистра топлива и энергетики Украины Игорь Кирюшин 17 июня в Одессе на VII Конференции "Нефтепереработка, нефтетранзит и нефтетрейдинг в странах СНГ и Балтии".
В связи с этим И. Кирюшин подчеркнул, что Украина работает над этим вопросом при активном участии Беларуси, в частности концерна "Белнефтехим".
Следует отметить, что экс-президент Украины Виктор Ющенко в последние 2 года настойчиво пытался форсировать запуск нефтепровода Одесса - Броды в европейском направлении. Это, в свою очередь, вызывало резкое недовольство РФ, поскольку реверсное использование трубы гарантировало транспортировку российской нефти на экспорт в объеме около 9 млн т. У России просто не хватало мощностей своей нефтетранспортной системы, чтобы "забрать" эту нефть из украинской трубы.
Теперь же Украина собирается переориентировать свой трубопровод в европейском направлении, не конфликтуя с Россией.
Как заявил украинский замминистра, наступает время, когда Россия не будет негативно относиться к аверсному режиму работы нефтепровода Одесса -Броды.
Украинское правительство собирается в ближайшее время подготовить проект межправительственного соглашения с РФ о сотрудничестве в сфере транспортировки нефти, а в июле - подписать его. Отметим, что данный документ рассчитан на 5 лет. Но при этом, как предполагается, новое межправительственное соглашение будет содержать гарантии поставок российской нефти по трубе Броды - Одесса лишь на 2 года.
Срок гарантий, который хочет заложить Украина в межправительственное соглашение с РФ, - 2 года - назван не случайно.
Дело в том, что через 2 года ситуация в нефтетранспортной сфере может измениться кардинальным образом и России уже не понадобится украинская труба.
К тому времени Россия собирается построить "Балтийскую трубопроводную систему-2" - нефтепровод, альтернативный белорусской "Дружбе".
Реализация проекта, который, как заявляли российские чиновники, позволит РФ путем диверсификации направлений поставок нефти избавиться от капризов транзитных стран, находится под особым патронатом премьер-министра Владимира Путина.
Под "капризными странами-транзитерами" имеется в виду прежде всего Беларусь. Ведь окончательное решение о строительстве БТС-2 в России было принято после нефтяной "войны" с Беларусью в начале 2007 года.
Отметим, что строительство БТС-2 началось в июне 2009 года и идет с опережением графика, в результате чего трубопровод мощностью 50 млн т может быть сдан уже в I квартале 2012 года, хотя ранее сроком завершения проекта назывался III квартал.
Что ждет в сложившейся ситуации белорусский нефтепровод "Дружба"? Пока он остается важнейшим транзитным коридором РФ. Через гомельскую "Дружбу" осуществляется примерно треть поставок российской нефти в Европу.
Однако с вводом в эксплуатацию БТС-2 ситуация может принципиально измениться. Для заполнения его потребуется сырье, и не исключено, что его заберут у "Дружбы".
Правда, еще летом прошлого года ситуация выглядела для белорусской нефтетранспортной системы более оптимистично.
В то время Россия собиралась перенаправить в БТС-2 19 млн т нефти за счет прекращения поставок в украинские порты Южный и Одесса, 12 млн т планировалось зарезервировать из ресурсов "Сургутнефтегаза" за счет снятия этих объемов с экспортных направлений. Еще 10 млн т предполагалось получить путем увеличения транзита нефти из Казахстана, 7 млн т - в связи с прекращением поставок в польский порт Гданьск, еще 2 млн т - за счет сокращения железнодорожных поставок от нефтеперекачивающей станции Унеча в направлении Беларуси.
Получалось, что белорусская труба после запуска БТС-2 не сильно пострадает.
Однако есть сомнения, что именно эта весьма комфортная для Беларуси схема наполнения БТС-2 будет реализована на практике через два года.
Уже очевидно, что на БТС-2 будет переброшена нефть с украинского направления, в том числе из трубопровода Одесса - Броды. Что будет с планами поставок казахстанской нефти в новую российскую трубу, неясно. Казахстан сейчас активно занимается строительством трубопроводной системы для поставок своего сырья в Китай. С учетом же скромного роста добычи нефти в РФ, а также запущенного в конце 2009 года в эксплуатацию трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) сырья для БТС-2 может не хватить. Загружать новую трубу придется, скорее всего, из "Дружбы".
Таким образом, запуск БТС-2 несет в себе серьезные риски не только для белорусского нефтяного транзита, но в случае обострения политических отношений с Москвой - и для загрузки отечественных НПЗ.
Это и вынуждает официальный Минск всерьез задуматься об альтернативных маршрутах поставки нефти в страну. В этом смысле нефтепровод Одесса -Броды, который Украина собирается перевести в режим для транспортировки каспийской нефти в европейском направлении, - подходит для Беларуси наилучшим образом. В случае подключения к нему белорусского нефтепровода "Дружба" страна получит альтернативный коридор для поставок нефти по новому транспортному коридору.
Украина, Польша, Литва и другие страны давно приглашают Беларусь принять участие в достройке трубопровода Одесса - Броды в европейском направлении. Однако пока белорусская сторона оставалась здесь сторонним наблюдателем.