Обуза для союза

Источник материала:  


С 1 июля Таможенный союз (ТС) России, Беларуси и Казахстана не заработает. Вернее, ТС, возможно, и заработает, но в каком формате и составе, станет понятно не ранее 5 июля. «В каком формате ТС будет работать с 1 июля, будет определено во время встречи глав государств 5 июля в Астане», - сообщил 17 июня первый вице-премьер России Игорь Шувалов.

Очевидно, что страны - участницы ТС, и прежде всего Беларусь, не успевают договориться до часа Х. За 10 дней до предполагаемой даты начала работы ТС Беларусь по-прежнему не ратифицировала единый Таможенный кодекс (журналисты ожидали, что белорусские парламентарии обсудят этот вопрос сначала 10 июня, а затем 14 июня, но он был отложен на неопределенный срок) и, похоже, окончательно не сформулировала пакет условий, на которых готова присоединиться к ТС.

Если еще 1 июня в ходе встречи с Шуваловым Александр Лукашенко заявил, что Беларусь готова идти «на любые компромиссы, любые уступки, которые, может быть, на какой-то промежуток времени будут и трудноваты, и чувствительны для нас» (что эксперты трактовали как отказ от увязывания вопроса об отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты со вступлением в ТС), то теперь президент снова поставил работу ТС в зависимость от решения по пошлинам. В частности, Лукашенко предложил России в качестве шага доброй воли снять с 1 июля 2010г. пошлины на нефтепродукты, а с 1 января 2011г. - на нефть.

Впрочем, зампред Государственного таможенного комитета Беларуси Владимир Гошин в ходе Петербургского международного экономического форума заявил, что «мы не собираемся выносить на трехстороннее обсуждение наши двусторонние отношения с РФ, переговоры по проблемным вопросам, которые мы ведем в двустороннем формате. В Таможенном союзе участвуют три стороны». А выступавший там же вице-премьер Андрей Кобяков заявил, что Минск не отказывается от присоединения к ТС, но работа по разрешению спорных моментов с Россией будет продолжена.

В такой ситуации Россия использует свои излюбленные и наиболее действенные рычаги давления на Беларусь. Вслед за главным из них - требованием уплатить долг за газ и угрозой сокращения объема поставок - Россия начала нажимать и на другие. Так, Шувалов недву-смысленно дал понять, что если до 1 июля наша страна не войдет в ТС, то Россия сохранит после 1 июля таможенный контроль на границе с Беларусью.

Сохранение всех видов контроля, включая ветеринарный и санитарный, на границе между Россией и Беларусью (в случае неприсоединения Беларуси к ТС именно она станет внешним контуром союза) создаст дополнительные инструменты, которые позволят России приструнить соседа. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России («Россельхознадзор») уже сообщила, что с 25 июня вводит временные ограничения на поставку молочной продукции в Россию с четырех белорусских предприятий: ОАО «Борисовский молочный комбинат», «Осиповичский молочный комбинат», «Березовский сыродельный комбинат» и «Бабушкина крынка». Как сообщили в «Россельхознадзоре», такое решение принято «в связи с неоднократными выявлениями антибиотиков тетрациклиновой группы в продукции белорусских предприятий». И хотя подобные ограничения ведомство вводит периодически в отношении производителей из разных стран (одновременно с ограничением поставок «Россельхознадзор» отменил режим усиленного лабораторного контроля за продукцией семи белорусских производителей), сообщение о введении ограничений в отношении белорусской молочной продукции воспринимается как возможное повторение прошлогодней «молочной войны».

Дальше в перечне ориентированной на российский рынок продукции, в отношении которой могут применяться ограничительные меры, значатся мясо и мясопродукты, автомобильная и сельхозтехника.
←Анонс «Экономической газеты» № 47 за 22 июня 2010 года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика