Санкционированный отбор

Источник материала:  


В октябре Беларусь может начать промышленную добычу нефти на иранском месторождении Джофеир, геологические запасы которого оцениваются в 2,1 млрд. баррелей. Об этом заявил посол Ирана в Беларуси Сейед Абдолла Хосейни. Как сообщает РИА «Новости», на открытии месторождения будет присутствовать Александр Лукашенко.

Контракт на разработку месторождения стороны подписали еще в 2007г., тогда же было создано и совместное предприятие «Белпарс Петролеум Компани Лимитед». В сентябре 2009г. СП приступило к опытной добыче нефти. Тогда Хосейни заявил, что после выхода на промышленную эксплуатацию месторождения объем добычи нефти на нем составит 50 тыс. баррелей в день.

Ранее иранские власти предоставили Беларуси возможность распоряжаться нефтью по своему усмотрению: продавать в сыром виде, перерабатывать в Беларуси или в Иране, где белорусским партнерам в 2007г. было предложено построить НПЗ. Добывая нефть, Иран испытывает дефицит перерабатывающих мощностей и активно импортирует нефтепродукты. Поскольку венесуэльский опыт показал, что Беларусь рассматривает возможность транспортировки нефти чуть ли не из самой отдаленной точки земного шара, можно предположить, что правительство захочет диверсифицировать поставщиков энергоресурсов в страну, в т.ч. за счет иранских партнеров.

Эксперты оценивают перспективы добычи нефти в Иране лучше, чем ее доставку из Венесуэлы в Беларусь. По мнению гендиректора аналитического агентства «ИнфоТЭК Терминал» (РФ) Рустама Танкаева, если Беларусь решит доставлять иранские энергоресурсы на свои НПЗ, то «она сможет найти коридор, по которому поставки иранской нефти в Беларусь будут организованы таким образом, что это будет экономически целесообразно». В качестве приемлемого маршрута поставок Танкаев называет отгрузку нефти в Персидском заливе, откуда она крупными танкерами будет довезена до литовского терминала Бутинге, который рассчитан не только на отгрузку, но и на прием нефти. Из Бутинге нефть может быть транспортирована в Беларусь по трубопроводной системе. Однако для этого в нефтепровод, который находится в неудовлетворительном техническом состоянии, придется инвестировать серьезные средства, переложив несколько десятков километров труб. Эксперт не исключает также доставку нефти через порты Средиземного моря, однако отмечает, что Беларуси было бы значительно выгоднее организовывать своп-операции или продавать иранскую нефть на бирже, покупая на полученные деньги российское черное золото.

Какой бы путь ни избрала Беларусь, географическая близость не гарантирует успеха проекту. Основная сложность его реализации связана с тем, что Иран находится под действием санкций ООН в связи со своей ядерной программой: страны Запада обвиняют Тегеран в том, что под видом мирного атома в Иране разрабатывается ядерное оружие. «Для разработки месторождения нужно хорошее оборудование, а его производят промышленно развитые страны. Для иранских проектов никто из них оборудование не продает. Какие-то «железки», возможно, можно найти в Беларуси, но этого недостаточно», - полагает Танкаев.

Ранее из-за санкций ООН от сотрудничества с Тегераном временно отказались многие нефтяные компании. В апреле поставки нефтепродуктов в Иран приостановил российский «Лукойл», а ранее, как передает РИА «Новости», аналогичное решение приняли англо-голландский концерн Royal Dutch Shell, голландско-швейцарские трейдеры Vitol Holding и Trafigura и швейцарский сырьевой трейдер Glencor.

Собеседник «БелГазеты» скептически смотрит на целесообразность инвестиций в нефтяные проекты в Иране: «Когда начнет действовать единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана, Беларусь будет получать российскую нефть без таможенной пошлины. Сейчас с этим соглашается и руководство России. И в этой ситуации возникнет очевидный вопрос: зачем были нужны капиталовложения в Венесуэлу и Иран?»
←Анонс «Экономической газеты» № 47 за 22 июня 2010 года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика