Экономический ликбез TUT. Способен ли чиновник рисковать венчуром?
15.06.2010 01:16
—
Новости Экономики
Александр Лукашенко 17 мая подписал указ № 252, которым определен порядок создания, деятельности и налогообложения венчурных организаций. Основные функции планируется возложить на Белорусский инновационный фонд. Однако эксперты сомневаются, что данный механизм финансирования венчурных проектов будет задействован по максимуму.
Из истории вопроса
Само слово “venture” в переводе с английского означает "рискованное начинание". Поэтому венчурными инвестициями называют, как правило, рисковые инвестиции, обладающие доходностью выше среднего. Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Мировой опыт рискового финансирования показывает, что, как правило, 70-80% проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30% окупает все убытки.
Согласно устоявшимся правилам, венчурный фонд выкупает часть акционерного капитала компании - объекта инвестирования. При этом управляющая компания фонда может пользоваться финансовыми ресурсами нескольких инвесторов. Используя эти средства, компания-объект развивается, увеличивая при этом свою стоимость. Через некоторое время управляющая компания осуществляет обратный процесс обмена приобретенных ею акций на денежные средства, фиксируя свою прибыль от данной инвестиционной сделки. Такая схема, впервые возникшая в США в 50-60-е годы ХХ века, предоставила революционную по тем временам возможность получения средств на свое развитие тем предпринимателям, для которых иные пути финансирования были просто недоступны. В качестве хрестоматийных примеров освоения венчурного финансирования компаниями, находившимися на начальном этапе развития, часто приводят таких гигантов, как Microsoft, Intel или Apple.
Указ подписан. Риски остались
Разговоры о создании в Беларуси венчурных фондов ходят давно. Дело в какой-то период времени застопорилось, хотя создание таких фондов было внесено в план либерализации экономики еще на прошлый год. Потом решили передать полномочия первой венчурной компании Белорусскому инновационному фонду, который был создан "в целях усиления государственной поддержки инновационной деятельности и для оказания финансовой помощи при разработке и освоении принципиально новых видов продукции, высоких технологий". Недавно увидел свет указ № 252.
В Государственном комитете по науке и технологиям полагают, что данный указ будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест в высокотехнологичной сфере Беларуси. Ведь данным документом обеспечена возможность выделения средств республиканского бюджета (правда, в пределах средств на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности) на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков, центров трансфера технологий), включая капитальные расходы. "Предполагается, что венчурная деятельность будет строиться вокруг субъектов инновационной инфраструктуры и резидентов технопарков. Тем самым будет стимулироваться не только венчурная деятельность в Беларуси, но и развиваться ее инновационная инфраструктура", - считают в ГКНТ.
Кроме того, указом предусматривается ряд налоговых льгот. В частности, определено, что доходы венчурных организаций и Белорусского инновационного фонда, полученные от предоставления средств инновационным организациям, не облагаются налогом на прибыль. Эта льгота будет применяться только в случае, если доля выручки инновационной организации от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) составляет не менее 50% от общей выручки. В противном случае налог подлежит внесению в бюджет с уплатой пени.
Ставка налога на прибыль для научно-технологических парков, их резидентов, центров трансфера технологий снижается до 10% при условии, что их деятельность будет соответствовать полученному статусу, а высвободившиеся средства - направляться на развитие.
На Белорусский инновационный фонд возложены дополнительные функции по финансированию венчурных проектов. Впрочем, как и в остальных случаях выделения средств из этого фонда, предусматривается уплата процентов (0,5 ставки рефинансирования Нацбанка) и возвратность (с санкциями в случае нарушения).
Эксперты сомневаются, что стоит полагаться в такой рисковой сфере, как венчуры, на деятельность государственных чиновников. Бизнесмен Александр Кнырович говорит, что большинство чиновников выполняет полезные функции, но только у них склад характера другой. "Чиновник, скорее, будет оценивать не возможность каких-то прорывных технологий, не возможность зарабатывания денег, а риск для себя на этом этапе, - считает он. - Когда через пять лет в этот фонд придут структуры Комитета госконтроля проверять эффективность расходования денежных средств, они будут мерить не суммы заработанных денег и внедренных инвестиций, а суммы потерь и предъявлять претензии по поводу того, зачем вложены деньги в тот или иной проект, который оказался рисковым и принес потери". Таким образом, чиновники будут пытаться свести риск от реализации проекта к минимуму. А это уже нельзя назвать высокорискованным венчурным проектом.
Прекрасно, отмечают эксперты, если государство готово вкладывать деньги, беря на себя только функцию эксперта, оценивающего, важно это или не важно. Причем речь идет о вложении денег на условиях, что есть бизнес, который вносит 51% средств, управляет этим проектом. Перед глазами есть опыт восточных соседей, где работает Российская венчурная компания. Всего в рамках государственно-частного партнерства сформировано 7 венчурных фондов. Общий объем этих фондов - 18,9 млрд российских рублей. Фонды сформированы на 10 лет. Формат фондов: Закрытый паевой инвестиционный фонд. Доля РВК в каждом фонде составляет 49%. 51% средств принадлежит частным инвесторам.
Венчуры действуют!
Справедливости ради стоит сказать, что несмотря ни на что, венчурные проекты в том или ином виде в Беларуси реализуются. По словам директора Белорусского инновационного фонда Анатолия Гришановича, сегодня в Беларуси есть несколько компаний, которые позиционируют себя как венчурные фонды или активисты.
Значительную же часть среди источников финансирования новаторской деятельности занимают собственные средства предприятий. Помимо собственных средств компаний ресурсами для финансирования инновационной деятельности служат банковские кредиты. Однако массовое кредитование рисковых инновационных проектов белорусскими банками практически не производится. Ведь банкиры делают упор на надежность и безопасность денежных операций, что входит в противоречие с вложением средств в рисковые проекты.
В Минске также проводятся "СтартапУикенды". Каждый желающий может предложить нестандартный бизнес-проект и заполучить для него финансирование. Обеспечить первые инвестиции призваны так называемые бизнес-ангелы. Если венчурные фонды, как правило, предпочитают вложения в проекты со средней степенью риска (типичная инвестиция - от 500 тысяч долларов в проект), то бизнес-ангелы (а это, как правило, физлица-бизнесмены) в основном сосредотачивают свою активность на вложения в компании на самой ранней стадии развития (от 10 тыс. долларов в проект) и, как следствие, более рискованных инвестициях. Зачастую ими движет не только денежный интерес, но и возможность самореализоваться или помочь "хорошему человеку/проекту". "Мой интерес заключается в том, чтобы вложить до 50 тысяч долларов желательно в несколько стартап-проектов. Может быть, это будут инвестиции для прохождения периода той самой "мертвой зоны", которую мы пройдем вместе с потенциальными предпринимателями с тем, чтобы потом привлечь более серьезные деньги", - отметил TUT.BY "бизнес-ангел" Александр Кнырович.
Будем перенимать опыт
Однако, стоит признать, реализация нынешних венчурных проектов в большей степени носит декларативный характер, поскольку механизм венчурного финансирования пока не нашел реального воплощения в национальной практике.
Для развития венчурных фондов очень важен сильный фондовый рынок страны. Венчурные фонды заинтересованы в высокой котировке акций предприятия, которое они финансируют, поскольку основным источником доходов фонда является разница между покупкой и продажей пакетов акций. Беларусь пока не может похвастаться развитым фондовым рынком.
Еще одним препятствием, которое мешает приходу венчурного капитала в страну, является сложное валютное и налоговое законодательство, не предоставляющее инвестору необходимой защиты его инвестиций.
Недостаточное понимание сути инновационных проектов и методов их реализации имеется среди многих чиновников. Однако есть понимание того, что перед разработчиками "ноу-хау" открываются широкие перспективы. Поэтому сейчас поставлена задача перенять существующий опыт не только в России, но и в Европе, Китае, Индии.
Как сообщил на днях заместитель министра иностранных дел Валерий Воронецкий, Беларусь обратилась к экспертам Европейской экономической комиссии ООН с просьбой провести анализ инновационной системы страны и подготовить рекомендации по модернизации. По его словам, надо создать систему мер, которые бы стимулировали внедрение инновационных решений, а с другой стороны, обеспечивали защиту научных разработок, осуществленных в Беларуси.
Из истории вопроса
Само слово “venture” в переводе с английского означает "рискованное начинание". Поэтому венчурными инвестициями называют, как правило, рисковые инвестиции, обладающие доходностью выше среднего. Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Мировой опыт рискового финансирования показывает, что, как правило, 70-80% проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30% окупает все убытки.
Согласно устоявшимся правилам, венчурный фонд выкупает часть акционерного капитала компании - объекта инвестирования. При этом управляющая компания фонда может пользоваться финансовыми ресурсами нескольких инвесторов. Используя эти средства, компания-объект развивается, увеличивая при этом свою стоимость. Через некоторое время управляющая компания осуществляет обратный процесс обмена приобретенных ею акций на денежные средства, фиксируя свою прибыль от данной инвестиционной сделки. Такая схема, впервые возникшая в США в 50-60-е годы ХХ века, предоставила революционную по тем временам возможность получения средств на свое развитие тем предпринимателям, для которых иные пути финансирования были просто недоступны. В качестве хрестоматийных примеров освоения венчурного финансирования компаниями, находившимися на начальном этапе развития, часто приводят таких гигантов, как Microsoft, Intel или Apple.
Указ подписан. Риски остались
Разговоры о создании в Беларуси венчурных фондов ходят давно. Дело в какой-то период времени застопорилось, хотя создание таких фондов было внесено в план либерализации экономики еще на прошлый год. Потом решили передать полномочия первой венчурной компании Белорусскому инновационному фонду, который был создан "в целях усиления государственной поддержки инновационной деятельности и для оказания финансовой помощи при разработке и освоении принципиально новых видов продукции, высоких технологий". Недавно увидел свет указ № 252.
В Государственном комитете по науке и технологиям полагают, что данный указ будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест в высокотехнологичной сфере Беларуси. Ведь данным документом обеспечена возможность выделения средств республиканского бюджета (правда, в пределах средств на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности) на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков, центров трансфера технологий), включая капитальные расходы. "Предполагается, что венчурная деятельность будет строиться вокруг субъектов инновационной инфраструктуры и резидентов технопарков. Тем самым будет стимулироваться не только венчурная деятельность в Беларуси, но и развиваться ее инновационная инфраструктура", - считают в ГКНТ.
Партнер рубрики - FOREX CLUB |
Кроме того, указом предусматривается ряд налоговых льгот. В частности, определено, что доходы венчурных организаций и Белорусского инновационного фонда, полученные от предоставления средств инновационным организациям, не облагаются налогом на прибыль. Эта льгота будет применяться только в случае, если доля выручки инновационной организации от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) составляет не менее 50% от общей выручки. В противном случае налог подлежит внесению в бюджет с уплатой пени.
Ставка налога на прибыль для научно-технологических парков, их резидентов, центров трансфера технологий снижается до 10% при условии, что их деятельность будет соответствовать полученному статусу, а высвободившиеся средства - направляться на развитие.
На Белорусский инновационный фонд возложены дополнительные функции по финансированию венчурных проектов. Впрочем, как и в остальных случаях выделения средств из этого фонда, предусматривается уплата процентов (0,5 ставки рефинансирования Нацбанка) и возвратность (с санкциями в случае нарушения).
Эксперты сомневаются, что стоит полагаться в такой рисковой сфере, как венчуры, на деятельность государственных чиновников. Бизнесмен Александр Кнырович говорит, что большинство чиновников выполняет полезные функции, но только у них склад характера другой. "Чиновник, скорее, будет оценивать не возможность каких-то прорывных технологий, не возможность зарабатывания денег, а риск для себя на этом этапе, - считает он. - Когда через пять лет в этот фонд придут структуры Комитета госконтроля проверять эффективность расходования денежных средств, они будут мерить не суммы заработанных денег и внедренных инвестиций, а суммы потерь и предъявлять претензии по поводу того, зачем вложены деньги в тот или иной проект, который оказался рисковым и принес потери". Таким образом, чиновники будут пытаться свести риск от реализации проекта к минимуму. А это уже нельзя назвать высокорискованным венчурным проектом.
Прекрасно, отмечают эксперты, если государство готово вкладывать деньги, беря на себя только функцию эксперта, оценивающего, важно это или не важно. Причем речь идет о вложении денег на условиях, что есть бизнес, который вносит 51% средств, управляет этим проектом. Перед глазами есть опыт восточных соседей, где работает Российская венчурная компания. Всего в рамках государственно-частного партнерства сформировано 7 венчурных фондов. Общий объем этих фондов - 18,9 млрд российских рублей. Фонды сформированы на 10 лет. Формат фондов: Закрытый паевой инвестиционный фонд. Доля РВК в каждом фонде составляет 49%. 51% средств принадлежит частным инвесторам.
Венчуры действуют!
Справедливости ради стоит сказать, что несмотря ни на что, венчурные проекты в том или ином виде в Беларуси реализуются. По словам директора Белорусского инновационного фонда Анатолия Гришановича, сегодня в Беларуси есть несколько компаний, которые позиционируют себя как венчурные фонды или активисты.
Значительную же часть среди источников финансирования новаторской деятельности занимают собственные средства предприятий. Помимо собственных средств компаний ресурсами для финансирования инновационной деятельности служат банковские кредиты. Однако массовое кредитование рисковых инновационных проектов белорусскими банками практически не производится. Ведь банкиры делают упор на надежность и безопасность денежных операций, что входит в противоречие с вложением средств в рисковые проекты.
В Минске также проводятся "СтартапУикенды". Каждый желающий может предложить нестандартный бизнес-проект и заполучить для него финансирование. Обеспечить первые инвестиции призваны так называемые бизнес-ангелы. Если венчурные фонды, как правило, предпочитают вложения в проекты со средней степенью риска (типичная инвестиция - от 500 тысяч долларов в проект), то бизнес-ангелы (а это, как правило, физлица-бизнесмены) в основном сосредотачивают свою активность на вложения в компании на самой ранней стадии развития (от 10 тыс. долларов в проект) и, как следствие, более рискованных инвестициях. Зачастую ими движет не только денежный интерес, но и возможность самореализоваться или помочь "хорошему человеку/проекту". "Мой интерес заключается в том, чтобы вложить до 50 тысяч долларов желательно в несколько стартап-проектов. Может быть, это будут инвестиции для прохождения периода той самой "мертвой зоны", которую мы пройдем вместе с потенциальными предпринимателями с тем, чтобы потом привлечь более серьезные деньги", - отметил TUT.BY "бизнес-ангел" Александр Кнырович.
Будем перенимать опыт
Однако, стоит признать, реализация нынешних венчурных проектов в большей степени носит декларативный характер, поскольку механизм венчурного финансирования пока не нашел реального воплощения в национальной практике.
Для развития венчурных фондов очень важен сильный фондовый рынок страны. Венчурные фонды заинтересованы в высокой котировке акций предприятия, которое они финансируют, поскольку основным источником доходов фонда является разница между покупкой и продажей пакетов акций. Беларусь пока не может похвастаться развитым фондовым рынком.
Еще одним препятствием, которое мешает приходу венчурного капитала в страну, является сложное валютное и налоговое законодательство, не предоставляющее инвестору необходимой защиты его инвестиций.
Недостаточное понимание сути инновационных проектов и методов их реализации имеется среди многих чиновников. Однако есть понимание того, что перед разработчиками "ноу-хау" открываются широкие перспективы. Поэтому сейчас поставлена задача перенять существующий опыт не только в России, но и в Европе, Китае, Индии.
Как сообщил на днях заместитель министра иностранных дел Валерий Воронецкий, Беларусь обратилась к экспертам Европейской экономической комиссии ООН с просьбой провести анализ инновационной системы страны и подготовить рекомендации по модернизации. По его словам, надо создать систему мер, которые бы стимулировали внедрение инновационных решений, а с другой стороны, обеспечивали защиту научных разработок, осуществленных в Беларуси.