Российский "Союзмолоко": Мы заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью

Источник материала:  
03.06.2010 17:44 — Новости Экономики
Российский "Союзмолоко": Мы заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью
Минул почти год, как развязалась "молочная война" между Беларусью и Россией. Что изменилось в наших отношениях? Какие главные выводы были сделаны? Ожидать ли нам в этом году конфликта интересов? Свою точку зрению в интервью TUT.BY выссказал российский эксперт, председатель правления Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Андрей Даниленко.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


- Как вы оцениваете перспективы взаимоотношений Беларуси и России в молочной сфере спустя год после "молочной войны"?

- Я считаю, что у нас очень большие перспективы сотрудничества с Беларусью. Потому что Россия на сегодняшний день является импортозависящей страной по молочной продукции, а с учетом того, что мы все-таки верим в единый таможенный союз Беларуси, России и Казахстана, то мы, естественно, рассматриваем наш рынок как единое пространство и считаем, что вместо того, чтобы заниматься ценовой борьбой друг с другом, надо заниматься формированием общего рынка, надо создавать единую ценовую и производственную политику с точки зрения объемов и качества продукции, создавать систему единых требований. Мы можем нормально, цивилизованно, планово развивать молочный рынок и двигать вперед объединенную молочную отрасль всех трех государств.

- Нет ли угрозы возникновения подобной обстановки сейчас, когда начинается так называемый период "большого молока"? Ведь одной из возможных причин прошлогодних перипетий называли то, что Беларусь выбирает квоты по экспорту молока.

- Во-первых, недавно мы ездили в Беларусь, были в Минске, встречались с министром сельского хозяйства, со всеми производителями всех областей Беларуси и нашли взаимопонимание именно в вопросе формирования единого рынка и выполнения согласованного баланса объемов поставок молочной продукции на российский рынок. Более того, мы договорились о формировании единой системы ценообразования. На самом деле в первую очередь проблемы прошлого года были связаны с действиями некоторых спекулянтов на рынке, которые вводили в заблуждение многих участников рынка, создавали условия для искусственного занижения цен реализации, что ломало и российский рынок, и доходность белорусских производителей. Поэтому в этом году колоссальная разница в том, что мы не находимся в информационной изоляции, а наоборот – в тесном взаимодействии и контакте. Обмениваясь информацией, мы становимся друг другу полезнее. Мир становится все меньше, рынки – все более взаимосвязанными, поэтому нам, как соседям, надо взаимодействовать. Не случайно на нашей встрече, которая состоялась в Минске на территории Минсельхоза все до единого представители областей подтвердили свое желание войти в наш национальный союз производителей молока и тем самым создать единый союз производителей молока для совместного решения всех вопросов на нашем общем рынке. Тем более, что сегодня Россия более чем способна потребить весь объем молока и молочной продукции, которую поставляет Беларусь. Сегодня вопрос не в том, что тесно на нашем рынке, избыточные объемы у Беларуси, нет. Если мы возьмем российский рынок, если занимаем правильную позицию относительно дальнего зарубежья, то сегодня смело можно говорить о том, что весь объем производимой в Беларуси продукции, который может быть экспортирован, легко размещается на российском рынке. Надо определять территории, объемы, сроки поступления этих объемов и ценообразование – чтобы оно соответствовало единым рыночным условиям.

- Как я понимаю, Вы уже договорились по этим ключевым вопросам, уже есть четкая позиция.

- У нас есть четкая позиция и по объемам, и, соответственно, по балансам, и по системе ценообразования.

- А могли бы Вы озвучить какие-то цифры? По каким объемам вы договорились? По каким ценам? Как это все будет происходить?

- Существует официально согласованные балансы. Их Вы можете увидеть на нашем сайте souzmoloko.ru, они публичны, и ничего секретного в них нет. Помимо этого, есть система индикативных цен, которая также является публичной информацией. Рынок в моем понимании – это не когда все можно и когда более хитрый и находчивый, пользуясь ситуацией, зарабатывает сверхприбыль, а более порядочный и честный находится в худшем состоянии. А когда идет открытый, публичный обмен информацией, тогда устанавливаются справедливые правила игры. То есть эти балансы опубликованы, и по ним мы на сегодняшний день работаем. Именно поэтому было принято совместное решение, что временно приостанавливается поступление сухого молока на российский рынок, так как сейчас у нас собственное производство позволяет обеспечить необходимые объемы. После 1 июля снова появится возможность поставок сухого молока из Беларуси. И естественно, мы уверены, что оставшиеся объемы, которые Беларусь произведет до конца года, в осенне-зимний период с удовольствием будем осваивать у себя.

- Скажите, а есть ли какие-то вопросы, по которым разногласия все еще остались, по которым Вы не достигли договоренности на встрече с министром сельского хозяйства?

- Я дожжен Вам с удовлетворением сказать, что абсолютно по всем вопросам мы нашли абсолютно полное взаимопонимание. У каждой стороны, естественно, есть внутренние опасения, будет ли другая сторона выполнять все взятые на себя обязательства. Мы обо всем договорились, но Беларусь волнует, займем ли мы более жесткую позицию по дальнему зарубежью, а нас волнует, чтобы Беларусь выполняла условия баланса и ценовой политики. Я думаю, что если мы друг другу докажем, что мы выполняем свои обязательства, то, я думаю, о молочных войнах между нашими странами можно разговаривать как об истории. Можно смело говорить, что Беларусь, Россия и Казахстан, как единый рынок, все равно импортозависимы. Поэтому мы вполне способны создать внутри своей территории благоприятные условия для производителей молока и молочной продукции и работать в дальнем зарубежье, но уже по концепции такой, чтобы они ни в коем случае не сломали наш внутренний рынок.

- Ваши слова да богу в уши. Но разговаривали Вы с Семеном Шапиро, а недавно ведомство белорусского сельского хозяйства возглавил Михаил Русый. Не думаете ли Вы, что такие кадровые изменения могут как-то повлиять на этот процесс, и Вам снова придется сесть за стол переговоров?

- Во-первых, с того момента, как произошли кадровые изменения, мы получили на согласование протокол нашего совещания, и он остался без изменений. Более того, уже состоялся разговор министров Беларуси и России, где, насколько мы понимаем, было подтверждено желание продолжать выполнение достигнутых договоренностей, а самое главное – что мы, производители молока взаимно заинтересованы, чтобы все это получилось. Потому что в конечном итоге "боевые действия" прошлого года были связаны с тем, что белорусская сторона сдавала продукцию на наш рынок в убыток себе. И это нерыночные условия, допускать такие условия нельзя ни для одной, ни для другой стороны. В данном случае, я считаю, обе стороны заинтересованы в том, чтобы сохранить устойчивую ценовую политику и не драться за рынок, на котором места хватит всем.

-Но ведь, по большому счету, схема развития молочной отрасли особенно не изменилась. По-прежнему, сельское хозяйство и молочные заводы в нашей стране продолжают дотироваться из бюджета, и белорусская продукция получается дешевле. Не могут ли в этом вопросе возникнуть снова эти перекосы, которые могут привести к каким-то спорным моментам?

- В данном случае ни один здравомыслящий человек не будет продавать по цене меньше, чем он мог бы продавать. Все заинтересованы продавать по максимально высокой цене. Если мы говорим, что на нашем рынке более чем достаточно места, это означает, что нет особой необходимости демпинговать. Мы имеем согласованные действия по объемам, по срокам и по ситуации на нашем рынке, и я думаю, зачем предприятиям продавать ниже той цены, которую они могли бы получать. Второе: я думаю, что и государство заинтересовано, чтобы производитель максимально себя обеспечивал, и нормальные рыночные условия намного лучше, чем госдотации, господдержка, которая, к сожалению, далеко не всегда стимулирует эффективность. Поэтому в данном случае должна быть по всем канонам здравого смысла заинтересованность в выполнении тех договоренностей, которых мы достигли.

- Некоторые белорусские эксперты рассматривают приход ряда российских инвесторов в молочную отрасль Беларуси как один из результатов "молочной войны". Что Вы думаете по этому поводу?

- Это будет хорошо и правильно, если будет интеграция с точки зрения прихода белорусских инвестиций на российский рынок и наоборот. Я считаю, что мы должны рассматривать друг друга как единый рынок, единое экономическое пространство, а раз так, то в любом случае будет какой-то процесс интеграции. У Беларуси очень хороший потенциал по молочной отрасли в целом, и я считаю, что это нормально, что российские предприниматели, производители и переработчики очень внимательно смотрят на вашу страну с точки зрения потенциала по инвестициям в производство. Если будут появляться совместные предприятия, совместные производства, я считаю, это будет только хорошо. Но самое главное – это наладить спокойную, устойчивую работу по стабильности на рынке. Жизнь все расставляет на свои места: в прошлом году в это время у нас был разгар "молочный войн", а сегодня у нас идет спокойное планомерное взаимодействие, договоренности и активный процесс интеграции российских и белорусских производителей и создание единого союза производителей молока. Я надеюсь, что мы станем в этом отношении объединяющей силой.

- Мы тоже будем надеяться и работать вместе. Спасибо Вам за Ваше мнение.

- Я хотел бы добавить, чтобы было понятно: конечно, будут шероховатости, может быть, недопонимание на каком-то этапе, но я абсолютно убежден, что наши страны больше чем кто-либо заинтересованы в сотрудничестве в молочной отрасли.




←"Савушкин продукт": "Молочная война"-2009 сделала нас сильнее

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика