"Нефтянке" придется ужаться

Источник материала:  
Скорректировать масштабные программы техперевооружения придется белорусским НПЗ с учетом новых условий поставок российской нефти.Похоже, правительство не хочет допустить мысли о снижении объемов нефтепереработки и, соответственно, о корректировке масштабных программ реконструкции.

Премьер-министр Сергей Сидорский 3 мая провел на Мозырском НПЗ совещание с участием ведущих специалистов нефтяной отрасли. По данным "БР", о проведении такого совещания стало известно лишь 1 мая.

Его лейтмотив - тема скорейшей модернизации отечественных НПЗ. Жестко было заявлено, что основные объекты, позволяющие Мозырскому НПЗ довести уровень глубины переработки нефти до 92%, должны быть сданы в эксплуатацию до конца текущего года.

От заявленных программ реконструкции не намерен отказываться и "Нафтан", как заявил 5 мая на пресс-конференции председатель Витебского облисполкома Александр Косинец. И даже при том, что сейчас завод загружен сырьем лишь немногим более чем на 60%.

Сегодня белорусские НПЗ по глубине переработки нефти выглядят достаточно выигрышно на фоне многих профильных предприятий России и Украины.

Однако стратегической целью отечественных НПЗ всегда было равнение на западные НПЗ. Стремление достичь европейских стандартов нефтепереработки - насущная задача, учитывая, что оба завода ориентированы на экспорт и только от продаж за рубежом получали и продолжают получать прибыль.

Однако поскольку Европа постоянно повышает требования к качеству горючего, белорусские НПЗ также вынуждены были торопиться - быстрее подтягиваться к уровню европейской нефтепереработки.

Еще недавно оба завода перерабатывали около 22 млн. т нефти и при этом экспортировали чуть более 15 млн. т нефтепродуктов. При этом "нефтянка" оставалась основным валютным донором, невзирая на то, что глубина переработки нефти отставала от европейской. Феномен объяснялся очень привлекательными финансовыми условиями поставок российской нефти.

И Мозырский НПЗ, и "Нафтан" давно поэтапно реализуют масштабные программы техперевооружения.

К примеру, Мозырский НПЗ сейчас реализует программу развития, которая исходит из планов увеличения мощностей по переработке нефти до 12 млн. т в год и повышения глубины переработки до 90%.

В этом году завод планирует завершить второй этап реконструкции стоимостью 482 млн. USD. В рамках программы намечено ввести в эксплуатацию 3 объекта: установку гидрообессеривания бензина каталитического крекинга, установку по производству водорода, установку гидроочистки дизтоплива мощностью 3 млн. т в год.

Реализация этих проектов позволит НПЗ обеспечить производство автомобильных бензинов и дизтоплива, отвечающих современным стандартам. В частности, весь объем дизтоплива будет соответствовать экологическим нормам Евро-5. Но впереди у завода - реализация более масштабного проекта: строительство установки гидрокрекинга. Проект рассчитан исходя из увеличения объемов переработки до 12 млн. т.

У "Нафтана" не менее амбициозные планы. Недавно здесь приступили к реализации программы развития предприятия на 2010-2015 годы. Она состоит из 5 блоков и включает 26 инвестиционных проектов. Один из основных - строительство комплекса глубокой переработки. Стоимость программы - около 1,4 млрд. USD.

Программа развития "Нафтана" также исходит из увеличения объема переработки нефти до 12 млн. т, а глубину переработки планируется увеличить с 71 до 93%.

Но возможно ли реализовать эти планы, если с учетом новых условий покупки нефти максимально эффективная загрузка НПЗ, согласно оценкам, составляет лишь 15,8 млн. т, а не 22 млн. т, как в прошлом году, и не 24 млн. т, как планируется?

Еще вопрос: кто будет инвестировать в программы развития заводов и с расчетом на какую перспективу?

По имеющимся данным, в условиях резкого снижения прибыльности у "нефтянки" уже возникли проблемы с финансированием некоторых инвестпроектов и идет речь о том, чтобы повременить с их реализацией.

Нефтяное совещание в Мозыре состоялось как раз во время поступления на Мозырский НПЗ первых эшелонов с венесуэльской нефтью. С. Сидорский отметил, что эта нефть имеет низкое содержание серы, а это обеспечит высокий уровень выхода светлых нефтепродуктов.

Генеральный директор ЗАО "Белорусская нефтяная компания" Владимир Зубков отметил, что вопрос эффективности поставок венесуэльской нефти прояснится к середине мая. Очередные ее поставки будут осуществляться, по его словам, в рамках совместного белорусско-венесуэльского предприятия, которое планируется создать до 30 июня.

Между тем Украина уже посчитала, что сможет заработать на транзите венесуэльской нефти в Беларусь 120-130 млн. USD. Конечно, в том случае, если задекларированный объем нефти будет транспортирован, заявил 5 мая журналистам министр транспорта и связи Украины Константин Ефименко.

По его словам, согласно заключенному соглашению тариф на транспортировку венесуэльской нефти по территории Украины установлен на уровне 0,27 USD за 10 тонно-километров. Профильные эксперты отмечают, что это примерно в 2 раза ниже, чем предполагалось в соответствии с предварительными оценками стоимости логистики.
←Скачки на месте

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика