Город атомщиков накрыт туманом
Сомнений в том, что АЭС в Беларуси построят возникают постоянно, несмотря на оптимистические заявления высших белорусских чиновников. Полным ходом идут и строительные работы в Островецком районе. Однако местные жители будущего «города атомщиков» не очень-то верят в пропагандистские заявления властей и перспективы, которые сулит им появление атомной электростанции.
То, как взялись за дело на месте, не удивлять не может. За считанные месяцы в Островце выросли невиданные до этого девятиэтажки, в которых уже начали раздавать квартиры прибывшим работникам. Кстати, на первых этажах этих жилых домов размещаются «офисы» этих же специалистов.
А вот со строительством первого микрорайона «будущего города атомщиков», который начали возводить за пределами Островца, пошло не всё так гладко. Коробку жилого дома № 8 «выгнали» зимой в рекордные сроки, но на этом всё и заморозилось.
Не только народная молва, но и люди близки к делам строительным, говорят, что дом просто «разъезжается», и не то что жить в нём, просто подходить к нему опасно - мало ли, обрушится. Причём эти слухи и разговоры достигли таких масштабов, что даже государственные СМИ вынуждены были на них отреагировать: уличить во лжи «сарафанное радио» и успокоить общественность.
Исполняющий обязанности начальника отдела капитального строительства «Дирекции строительства атомной электростанции» Андрей Пинчук так прокомментировал ситуацию районной государственной газете «Астравецкая праўда»: «На самом деле этой информации можно было бы и порадоваться. Если дом аварийный, то к нему и близко никто и не подойдёт, а поэтому за сохранность строительных материалов и другого имущества можно не беспокоиться! А если серьёзно, то данная информация не соответствует действительности и не имеет под собой никаких оснований! Дом стоит, никаких трещин в нём нет и падать он не собирается.»
Этими объяснениями не ограничились. Заместитель председателя Островецкого райисполкома по капитальному строительству Виктор Оксютчик уже газете «Советская Белоруссия» рассказал, что возведение дома временно заморожено. Причём как он утверждает, не по причине аварийности, а потому что все строители и специалисты, которые работают на строительстве производственных объектов белорусской АЭС, жильём обеспечены, и как только возникнет необходимость строительство дома будет завершено и его сдадут в эксплуатацию. Какой смысл приступать к строительству дома, когда жилья и так всем хватает, господин Оксютчик, объяснять не стал.
Что касается создания новых рабочих мест и трудоустройства на АЭС, то для местных жителей эти перспективы тоже выглядят достаточно туманными. Именно эти вопросы больше всего интересовали жителей района во время прямой линии с заместителем главного инженера ГУ «Дирекция строительства атомной электростанции» Владимиром Гориным, которую проводила газета «Астравецкая праўда». Однако, вряд ли, она что-то прояснила, скорее наоборот.
Вот, например какой ответ получил местный егерь, который хотел бы работать на строительстве АЭС сторожем:
-- Дело в том, что сторожить пока нечего. Эта необходимость появится позже.
Или следующий вопрос:
-- Скажите, подготовительные работы строительства АЭС уже ведутся?
-- Да, ведутся.
-- Тогда ответьте, находится ли в вашей компетенции вопросы трудоустройства?
-- Смотря куда. Сама дирекция строительства АЭС - это учреждение, которая в будущем будет заниматься эксплуатацией станции. А ещё есть организации, которые будут вести строительство и монтаж оборудования. Поэтому, в зависимости от того, какая у вас специальность, нужно обращаться или к строителям, или к нам…
Возле Гудогая в 5 км от Островца строится пионерная база станции, но и сюда устроиться аборигенам нереально:
-- Работы на этой строительной площадке ведёт гродненская строительная организация «Гроднооблстрой», -- отвечает Горин. - На сегодняшний день они справляются собственными силами. Но ближе к лету ожидается увеличение объёмов строительных работ. Нужно подождать.
-- А как насчёт АЭС? Будет она в этом году строиться или нет? - вопрос ребром и ответ:
-- Подготовительные работы идут. А более активная фаза строительства начнётся со следующего года.
А вот какие перспективы у будущих специалистов, теперешних выпускников, попасть на работу на АЭС:
-- В этом году мой сын заканчивает среднюю школу. У него есть желание поступать на специальность, связанную с атомной энергетикой. Скажите, есть ли возможность получить от вашей организации целевое направление?
-- Смысл целевого направления заключается в том, что, подписывая соглашение с выпускником средней школы, точнее, с его родителями, организация тем самым закрепляет за ним рабочее место, а будущий специалист берёт на себя обязанность после окончания ВУЗа прибыть в эту организацию на работу. Учитывая тот факт, что АЭС, строительство которой только начинается, в нашей стране только одна, специалист всё равно придёт к нам. Закреплять, связывать его какими-нибудь обязательствами не имеет смысла.
Помимо всего прочего, кроме соответствующего диплома, очень большое значение у нас придаётся психофизическому состоянию работника. Случается и такое, что получив соответствующую «ядерную» специальность, осознав ту ответственность, которая кладётся на его плечи, выпускник ВУЗа не чувствует в себе необходимого потенциала для исполнения возложенных на него обязательств. Своё слово может сказать и психофизическое обследование работника. Его могут элементарно не допустить к работе! Нет, на улицу его, конечно, никто не выбросит - предложат другое, менее ответственное место работы на той же станции. Однако и заранее держать место, не зная, в каком состоянии будет человек в конце учёбы в университете и будет ли вообще допущен к исполнению обязанностей, скажем, ведущего инженера по руководству реактором - также нет смысла.
-- Много разных слухов ходит вокруг строительства АЭС. Скажите прямо - будут у нас строить станцию или нет? - это один из последних вопросов «прямой линии», о совсем непрямой ответ:
-- Идут переговоры с российской стороной. В соответствии с их итогами планируем в первом полугодии бегущего года подписать два важнейших документа: межправительственное соглашение о строительстве атомной электростанции на территории Республики Беларусь и контрактное соглашение о строительстве конкретно самой станции. До окончания переговоров, конечно, наблюдается определённое затишье в строительстве. Потому что сначала подписываются документы, а уже потом выполняются какие-то работы. После подписания этих документов строительство АЭС вступит в более активную фазу. Хотя затишье это достаточно условное. Подготовительные работы идут и сегодня. Строятся дороги. На пионерной производственной строительной базе состоялись испытания загрузочных приспособлений бетонного завода, продолжается разработка проектно-бюджетной документации… Только всё это дела не очень заметные. Нет котлована, опалубки… Всё это будет, но позже.
-- А кредит на строительство Россия даст?
-- Это вопрос не моего уровня, ответил Владимир Горин. -- Поэтому что-то говорить по этому поводу с моей стороны будет несерьёзно. Зачем делать заявления, которые не имеют под собой никаких оснований? Могу только сказать, что идут переговоры на очень высоком, межправительственном уровне.
При внимательном прочтении эти сведения «из первых уст» показывают, что строительство белорусской АЭС пока представляют собой что-то сродни театральной постановки, причём с очень дорогими декорациями и большущей «массовкой», кстати, с весьма достойными гонорарами.
«Работа будет! И хватит её всем и на долгие годы. Были бы желание и соответствующая квалификация,» -- подытоживает итоги «прямой линии» «Астравецкая праўда». Ну что ж, голословность всегда была отличительной чертой советской идеологии.