Словесный тендер

Источник материала:  
27.04.2010 09:52 — Новости Экономики

Китайский след вновь появился в проекте строительства АЭС в Беларуси.

"Сегодня Китай выходит на лидирующие позиции в мире. И он протягивает нам руку помощи. Скажу уж откровенно: если россияне нас водят за нос с атомной станцией, мы пойдем в Китай, они строят. Они десятки блоков строят у себя, начинают за рубежом строить. Они нам построят. Они построят эту атомную станцию. Но мы ее построим рано или поздно, как кому бы этого ни не хотелось!" - заявил Александр Лукашенко в своем послании, которое он огласил в Национальном собрании.
 
Широко открытая дверь.
 
За последний месяц это уже не первое приглашение к строительству АЭС нероссийских участников. Встречаясь с представителями разных стран, либо президент, либо представители правительства неизменно подчеркивали, что готовы к сотрудничеству по любым направлениям, вплоть до строительства АЭС. В конце марта это было сказано А. Лукашенко заместителю председателя КНР Си Цзиньпину, через пару дней (практически теми же словами) - американским бизнесменам.
 
Чуть позже первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко на встрече с госсекретарем по европейским делам МИДа Франции Пьером Лелушем заявил: "Зная опыт французских компаний в области ядерного строительства, атомных станций, мы предполагаем возможное участие, например, такой компании, как Areva, в реализации этого проекта в Беларуси. Двери открыты".
 
Однако насколько широко открыты двери, было не совсем ясно. Если предложения белорусской стороны заключались в строительстве электрических сетей, участии в создании города атомщиков и другой инфраструктуры - это одно. Если же речь шла о реакторной установке, то это означало бы и изменение генподрядчика строительства, которым в данный момент считается российское ЗАО "Атомстройэкспорт", да и самого проекта, по которому до сих пор не завершена экологическая экспертиза.
 
Судя по заявлению А. Лукашенко, он готов "замахнуться" не только на какую-то инфраструктуру, но и на сам реактор в обход российского участия.
 
Россия будет возражать.
 
Посол России в Беларуси Александр Суриков на пресс-конференции 31 марта, отвечая на вопрос о том, как относится российская сторона к возможному софинансированию стройки со стороны китайских или американских инвесторов, сразу же отверг возможность участия американцев в проекте. Он пояснил, что американцы не будут этого делать по политическим причинам.
 
Что же касается китайцев, то, по словам посла, российская сторона не хочет делиться "секретами с китайскими фирмами", которые являются "молодыми фирмами в атомной области". "Мы давно работаем, у нас есть инновации, которые надо покупать, а китайцы, у меня такое впечатление, хотели бы не купить, а подсмотреть и скопировать", - пояснил А. Суриков.
 
Он отметил, что в этом случае "мы будем возражать и будем тогда вести переговоры с белорусской стороной". При этом он подчеркнул, что если участие иностранных партнеров не будет касаться технологической части, которую строят россияне, то "городок там могут и другие фирмы финансировать, тут особых проблем нет".
 
Вместе с тем А. Суриков выразил уверенность в том, что в ближайшее время будет подписано межправительственное соглашение о строительстве АЭС в Беларуси, в котором должна содержаться и какая-то запись о возможном предоставлении кредита со стороны российского правительства.
 
Причины задержки с его подписанием посол объяснил тем, что "идет разночтение по цене АЭС". "Правильным подходом будет такое же ценообразование, как и для наших аналогичных атомных станций", отметил А. Суриков, но, по его словам, "наши ребята из "Атомстройэкспорта" начали вводить какие-то поправочные коэффициенты за риск". "Если белорусская сторона эти риски берет на себя, надо их убрать и привести в состояние российской стройки", - сказал А. Суриков, не пояснив, каким образом все же белорусская сторона должна "убрать риски".
 
Ранее сообщалось, что российская сторона настаивает на создании СП еще на этапе строительства станции, чтобы контролировать сначала расходы по стройке, потом доходы от продажи электроэнергии. Белорусская сторона поначалу категорически отказывалась от такого варианта, но, по некоторым данным, в настоящее время уже готова согласиться на создание СП.
 
Однако, как это у нас принято, согласившись на вариант, предложенный российской стороной, белорусское правительство должно создать у наблюдателей не только видимость борьбы, тяжелых переговоров, но и иллюзию выбора, даже когда этого выбора на самом деле нет.
 
История повторяется.
 
В действительности еще к концу 2008 года выбор, по сути, был сведен к двум возможным участникам проекта: России и Китаю. Напомним, летом 2008 года правительство Беларуси, не желая проводить полноценный тендер, разослало письма "Росатому", американской компании "Вестингауз" и французской "Арева" с предложением ответить на вопрос, что и в какие сроки они смогут построить в Беларуси. Из этих трех компаний в намеченные сроки и при заявленной потребности (два блока по 1.000 МВт) построить АЭС согласился только "Росатом".
 
Однако, помимо ответов от этих трех компаний, пришел ответ из Китая от Гуандунской ядерно-энергетической корпорации. В конце октября 2008 года состоялась встреча А. Лукашенко с руководством компании, где президент не исключил того, что китайская компания может оказаться генеральным подрядчиком.
 
"Скажу прямо и откровенно: мы честно проведем этот тендер. И если ваша корпорация предложит лучшие условия по качеству и безопасности по всем мировым стандартам, значит, строить будете вы. Если лучшее предложение представит другая компания, значит, строить будет она", - сказал он, из чего следовало, что белорусская сторона даже готова пойти на тендер при выборе генподрядчика.
 
Буквально через полтора месяца после этой встречи белорусская и китайская стороны подписывают межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (соглашение вступило в силу 11 мая 2009 года, еще до подписания аналогичного документа с Россией).
 
Однако уже через пару недель после подписания соглашения появилась информация, что белорусская сторона сделала выбор в пользу "Росатома".
 
Сегодняшняя ситуация очень напоминает ситуацию полуторагодовой давности.
 
Всего несколько дней назад Совмин Беларуси одобрил проект межправительственного меморандума с Китаем о сотрудничестве в области ядерной энергетики, открыв его таким образом для подписания. Что это за меморандум, пока неизвестно. Но то, что за этим последовало заявление А. Лукашенко, не случайно, - наверное, очень хотелось поиграть на нервах у российской стороны.
 
Ведь повелись же французы в очередной раз на "открытую дверь". Посол Франции в Беларуси Мишель Ренери на пресс-конференции 22 апреля заявил: "В Беларуси нет никого более заинтересованного, чем я". Он подчеркнул, что торговый оборот между Беларусью и Францией в этом случае "удесятерился бы", правда, по его словам, остается нерешенным вопрос финансирования возможного участия французских компаний в строительстве АЭС в Беларуси. Понятно, что за свой счет кредитовать строительство Франция не будет.
 
Что могут китайцы?
 
А вот китайцы готовы и профинансировать, если строить будут с использованием своих технологий. Вопрос только в том, какими технологиями обладают китайские товарищи.
 
У Китая действительно есть подходящие для нас блоки с нужной мощностью, но они, как считают эксперты (причем сторонники строительства АЭС в Беларуси), являются устаревшими и относятся к блокам второго поколения, то есть представляют собой технологии дочернобыльского типа.
 
Причем эти реакторы - вовсе не китайское изобретение, а, как и положено, - копии западных, "аревовских" технологий. И до сих пор интеллектуальные права на технологию остаются у французов. А это означает, что Китай не может предлагать без ведома Areva реакторы на продажу. По некоторым данным, горячее желание пригласить китайцев на белорусский тендер как раз и было охлаждено тем, что французы не разрешили китайцам использовать в Беларуси свои технологии.
 
Судя по заявлению российского посла, клонировать российские технологии на белорусской территории китайцы тоже никак не смогут.
 
Сейчас Китай работает над созданием нового "собственного" реактора - на этот раз на основе американского блока 3-го поколения AP-1000. Первый такой строится в Китае в настоящее время. Но до того как эта технология будет отработана и станет действительно китайской на таком уровне, что Китай сможет выходить с проектом на зарубежные рынки, пройдет лет 10.
 
Так что мы собираемся строить? Устаревший реактор или всего лишь очередную многоходовку для получения денег хоть от кого-нибудь и хоть под что-нибудь?

←"Во имя чего и за что?"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика