Белорусская приватизация - это латание дыр в бюджете
Всемирный банк пока не видит в Беларуси четкой стратегии приватизации и ее влияния на преобразования в экономике. Об этом журналистам в Минске заявил постоянный представитель Всемирного банка в Беларуси Иван Велев. "Мы ожидаем, что стратегия будет сформулирована. Пока, по моим наблюдениям, нельзя говорить о существовании стратегических рамок".
Вся приватизационная политика Беларуси сводится к разовым продажам госсобственности. Лакомые кусочки белорусской экономики власти не готовы реализовывать.
Кроме того во время своего послания к народу и Национальному собранию Александр Лукашенко заявил, что «мы не будем продавать свои предприятия только потому, что так кто-то хочет извне, или так делают в других странах». Хотя при этом он добавил о готовности «продавать частично или полностью любое госпредприятие, в том числе если мы не в состоянии самостоятельно обеспечить его эффективное функционирование, или в этом отпала необходимость в силу определенных причин».
Вместе с тем тактику точечной приватизации белорусских властей Велев считает правильной. "Правительство не заинтересовано в массовой приватизации, и мы не ожидаем ее, как это было в Восточной Европе. Лучше всего приватизация селективная, точечная". Но даже этот процесс протекает вяло. Слишком затянулась подготовка законопроекта о приватизации.
По словам Велева, принятие нормативного акта создаст необходимую легальную базу для начала процесса приватизации. "Однако Всемирный банк не может влиять на темпы принятия законопроекта".
Представитель Всемирного банка затрудняется сказать, когда закончится формирование юридической базы для проведения приватизации, когда она начнется и как она отразится на развитии экономики. "Необходимо будет анализировать результаты первых сделок и, в случае необходимости скорректировать дальнейшие шаги".
Велев также обращает внимание на то, что передача предприятий в частные руки - это лишь инструмент экономических преобразований. "Приватизация должна сопровождаться комплексом других реформ в разных секторах экономики". Своеобразным индикатором наличия структурных преобразований, на что направлена в том числе и приватизация, станет, по словам Велева, изменение соотношения доли собственности государства и частного бизнеса. "В России и Украине около 70% экономики считается частной. Собственность, принадлежащая государству, сосредоточена лишь в стратегических отраслях. В Беларуси все наоборот. Здесь 70% собственности принадлежит государству и лишь 30% частному бизнесу".
Но пока эти структурные изменения выглядят как нечто далекое и вообще невидимое и неосязаемое. При этом шаги властей по приватизации госсобственности воспринимаются, как попытка залатать дыру в бюджете. "Но это не должно быть ключевой мотивацией проведения приватизации", подчеркивает Велев. По его словам, процесс приватизации надо рассматривать как возможность выхода на производство конкурентоспособной продукции и вывода экономики на устойчивую основу развития. "Ведь если в этом году продать какое-то предприятие и получить средства, чтобы залатать дыру, то в следующем году придется продать еще одно предприятие для этих же целей".
По мнению экономиста Ярослава Романчука, белорусские власти как раз и занимаются латанием дыр. "Есть объекты, увязанные с энергетическими интересами. Например, при продаже акций "Белтрансгаза" заинтересованность белорусской стороны заключалась именно в получении денег. Если говорить о приватизации Мотовелозавода, комапнии Velcom, продажи земли в Минске Оману, то здесь речь идет о максимальном получении выгоды тех, кто управляет этими сделками и принимает решения. Они не связаны с инвестициями. "
По мнению эксперта, "у нас приватизация не нацелена на поиск лучшего стратегического инвестора. Те условия, которые выставляют власти, как раз блокируют приход самых лучших, а открывают ворота для прихода в Беларусь разных прохиндеев. Появляющиеся инвесторы не собираются проводить серьезную реструктуризацию, а заинтересованы просто снимать сливки. Даже само правительство признало провальным факт продажи Мотовелозавода. Думаю, с другими подобными сделками будет то же самое".
Александр Лукашенко, впрочем, открыто пообещал, что в Беларуси не будет бандитской приватизации. Также он подчеркнул, что принимать решения о продаже предприятий надо осторожно. "Это не только экономический аспект, но и моральный, духовный. Не я создал эту собственность. И если идем на реализацию, тысячу раз надо об этом подумать».
Пока проблем с электоратом не возникало, "потому что у нас еще не было сделок, когда продажа предприятий приводила к существенному сокращению персонала", - отмечает Романчук. - Минэкономики оценивает лишнюю рабочую силу в 25-30%. И если бы приватизация сопровождалась сокращением численности работников, тогда бы началось недовольство. При пособии по безработице в 20 долларов забудутся все достижения экономики".
Такая приватизация - это риск потери части электората, убежден Романчук, а так рисковать, особенно в преддверии президентских выборов, глава государства не будет. Отсюда и получаем ту приватизацию, которую имеем сегодня.