Торги без правил

Источник материала:  
Ассоциация производителей окон начинает борьбу с недобросовестной конкуренцией при объявлении и проведении тендеров.Объявление, призывающее участников белорусского оконного рынка сообщать о реальных примерах недобросовестной конкуренции при объявлении и проведении торгов, на сайте АПО появилось уже около месяца назад. Оно стало результатом прошедшей в конце марта III Международной отраслевой конференции «Рынок светопрозрачных конструкций – 2010. Энергоэффективность. Качество. Перспективы». Повод для активизации оконщиков оказался не то чтобы свежим – проблема лоббирования интересов конкретных производителей в ущерб другим игрокам этого рынка назревала уже давно. Видимо, просто настала пора действовать.

Сбор фактов от коллег со всех уголков страны Ассоциация будет продолжать до 1 мая, и только после этого всю информацию начнут систематизировать, с тем чтобы передать на реагирование в заинтересованные ведомства. Но и до начала этой работы председатель правления АПО Славомир ЖУКОВСКИЙ основные нарушения готов назвать с ходу:

– Думаю, при ближайшем рассмотрении какие-то «подводные камни» есть в каждом тендере. Например, когда речь идет о территориальной принадлежности предприятий: даже производитель из Минска часто не проходит в Минской области. Что уж говорить о разных областях, а сейчас даже районы начинают жестко конкурировать, подминая под себя условия местных торгов.

Например, поясняет собеседник «EJ:Недвижимость», если объект строится в Орше, то заказчик может написать в приглашении к тендеру: предприятие должно находиться не дальше 25 км от Орши. Обосновывается это то якобы оперативностью устранения недостатков, то дешевизной транспортных услуг.

– Но, как правило, все изготовители окон сегодня делают доставку своей продукции и поэтому ее цена уже включена в тендерное предложение. Да и расстояния в пределах Беларуси все-таки смешные: добраться в любой город – дело нескольких часов. И, тем не менее, этот барьер уже отсекает участие определенных фирм, – рассуждает С.Жуковский.

Бывают случаи, когда интересы производителя лоббируются еще на стадии составления проектно-сметной документации «незамысловатым» указанием конкретного производителя. Но и без этого условия подрядчики ухищряются найти лазейки для «своих» фирм.

– Какой производитель сегодня согласится ждать оплаты товара 90 дней? С учетом того, что даже маломальский тендер у нас начинается где-то от 120 миллионов рублей, думаю, мало кто готов будет рискнуть. А заказчик указывает: продукцию надо изготовить, например, без авансов – это еще куда не шло, но оплачена она будет не позже 90 дней со дня поставки. И для «чужих», если кто-то изъявит желание участвовать в таком тендере и выиграет его, этот срок наверняка будет соблюден до последнего дня. «Своим» же могут все оплатить хоть на следующий день – ведь, как правило, деньги за выполненные работы банк подрядчику переводит практически сразу. Бывает, что и меньшие сроки указывают, кто во что горазд, но самый большой, который мне доводилось видеть, – это 90 дней.

К таким же невыполнимым условиям можно отнести требование «поставить всю продукцию в течение трех дней». Это условие физически невозможно выполнить. Но даже если вдруг «другое» предприятие может это сделать, кому вся партия нужна на стройке сразу? Никто ведь все окна за один день не ставит. Значит, понятно, что уже есть какая-то договоренность с конкретным производителем и он заранее начал готовить товар.

И проблема в том, что подобных условий в одном приглашении к тендеру может быть не одно и не два. Когда ты его читаешь, понимаешь, что тебе нет смысла участвовать в торгах, – резюмирует С.Жуковский.

Но теперь свой путь к открытым и честным тендерным торгам в АПО наметили:

– Единственный способ, который, на наш взгляд, сегодня законно существует для решения этой проблемы, – систематизировать как можно больше реальных примеров, сопроводить их письмом Ассоциации и отдать в компетентные органы. Туда, где имеют право на внесение изменений в законодательство, в те же контролирующие органы, которые, смогут по реальным фактам, адресно применить меры к нарушителям условий проведения тендерных торгов.

Пока о случаях применения взысканий к недобросовестному заказчику тендера у нас слышали немного. Сам Славомир Чеславович смутно припоминает лишь один такой случай («не помню, откуда слышал»), но не сомневается: их может быть гораздо больше. И наверняка будет, если голос предпринимателей услышат там, где надо. А пользу от этого получат не только сами «оконщики»: ведь страдает от недобросовестной конкуренции, как это почти всегда и бывает, конечный покупатель – тот, кто вынужден переплачивать за необоснованно дорогое жилье.

Комментарий заместителя директора «ИПМ-Консалт центр права» Антона БОГАТКО:

– Согласно абзацу третьему п.35 Положения, извещение о подрядных торгах должно содержать: наименование их организатора; сведения о времени, месте и форме торгов, предмет торгов; порядок их проведения, в том числе об оформлении участия в торгах; определения победителя; условия приобретения (получения) конкурсной документации; сведения о цене заказа и другие необходимые данные, установленные конкурсной документацией.

Данные требования также вытекают из статьи 418 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Преамбулой указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 года №58 «О проведении подрядных торгов в строительстве…» установлены основные цели, которые преследуются государством и во исполнение которых принят данный указ, а именно:

1. дальнейшее развитие конкуренции в строительстве,

2. обеспечение снижения стоимости строительства.

Также, по мнению Минстройархитектуры Республики Беларусь, которое оно высказало в Письме от 18 мая 2005 г. за №04-1-06/2227, в проектную документацию должны включаться только основные технические, технологические и другие характеристики товаров, учитываемые при строительстве определенных объектов, без указания их конкретных производителей.

Таким образом, в целях создания условий для добросовестной конкуренции между претендентами в описании потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) закупаемых товаров (работ, услуг) не должно содержаться ссылок на конкретные торговые марки, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения или производителя (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, когда отсутствует конкретный способ описания требований заказчика к предмету заказа.

В случае, если такие ссылки вызваны только отсутствием конкретного способа описания требований заказчика к предмету заказа, спецификация и иные характеристики закупаемых товаров (работ, услуг) должны содержать слова "или аналог".

Пропуская многие конкретные случаи сквозь призму законодательных актов и основ гражданского законодательства, постановления Президиума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 4 апреля 2007 г. №25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах»; разъяснений Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 16 марта 2009 г. №02-43/638, а также руководствуясь статьями 10, 11, 14 Гражданского кодекса с учетом процессуальных норм, все, чьи права нарушены, имеют полное, гарантированное государством право на их судебную защиту. Торги, проведенные с нарушением установленных правил, по иску заинтересованного лица могут быть признаны судом недействительными, так же как и договор, заключенный по результатам их проведения.
←Что немцу хорошо, то нам – как?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика