Чего стоит оживление нефтяного транзита?
Нефтепровод "Одесса - Броды" может быть переведен в аверсное направление (так как и планировался изначально) осенью 2011 года. Получается, что проект, который так и не удалось реализовать экс-президенту Украины В. Ющенко, может быть реализован благодаря белорусско-венесуэльским договоренностям. Неужели официальный Минск взял на себя роль нового лидера региональной политики?
Давайте все же не будем преувеличивать значение тех шагов, которые в последние дни предпринимает Минск по оживлению нефтяного транзита по маршруту Одесса - Броды в аверсном режиме. В прямом эфире мы услышали о поручении первому вице-премьеру Владимиру Семашко приступить к переговорам по участию в проекте Одесса - Броды. Скорее всего, речь идет только о логистической задаче по транспортировке венесуэльской нефти из Одессы на белорусские НПЗ.
Но это не значит, что политический горизонт сотрудничества не принимается белорусской властью в расчет. Минск продолжает сотрудничество с соседями - Украиной, Литвой и Польшей - по диверсификации маршрутов доставки углеводородов в Европу.
Уверенные шаги
В декабре прошлого года министр иностранных дел Украины Петр Порошенко заявлял, что в первой половине февраля 2010 года планировалась встреча глав МИД Беларуси, Украины и Азербайджана с целью обсуждения проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Эта встреча пока не состоялась, но трудно поверить, что украинский министр не имел оснований для такого заявления.
Стоит вспомнить также, что 8 декабря в ходе встречи министров иностранных дел государств ЕС и стран, участвующих в программе "Восточное партнерство", Беларусь, Украина и Литва предложили ряд совместных проектов в области энергетической безопасности, в том числе и проект ветки, ведущей от украинского нефтепровода через белорусские НПЗ в Литву к Мажейкяе. Да и раньше Александр Лукашенко заверял своего "прораба" - президента Украины Виктора Ющенко, что проект Балтийско-Черноморского нефтяного коллектора обязательно будет реализован.
И как бы ни назывались проекты, все это касается попыток использовать по прямому назначению построенный в 2002 году нефтепровод "Одесса - Броды". По нему планировалось прокачивать каспийскую нефть из порта Южный в Европу. Проектную мощность 14,5 млн тонн предполагалось увеличить вдвое, превратив этот нефтепровод не только в важный элемент системы энергетической безопасности Европы, но и экономический фактор региональной интеграции. Однако до сих пор не удавалось решить вопрос с ресурсной базой проекта. Это удерживало польских и других партнеров от продления трубопровода до Плоцка и выхода на Гданьск. Отсутствие ясности в отношении источников поставки нефти не повышало шансы на поддержку строительства белорусской ветки. До 2004 года трубопровод простаивал, а затем стал использоваться Россией для прокачки нефти в реверсном режиме.
Возвращение к теме транспортировки
Появление венесуэльской нефти в принципе может реанимировать проект Балтийско-Черноморского коллектора, но все же не следует переоценивать значение этого фактора. В данном случае не очень важно происхождение нефти. Это во многом только повод для того, чтобы вернуться к теме транспортировки углеводородов с юга на север. Четыре миллиона тонн нефти позволяют сделать рентабельным эксплуатацию трубопровода в аверсном режиме. Об этом заявил президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук. Остановка только за политической волей, заявил этот весьма компетентный эксперт.
Несколько ранее с предложением белорусам использовать для транспортировки венесуэльской нефти трубопровод "Одесса - Броды" высказался другой эксперт - бывший представитель президента Украины по международным вопросам энергобезопасности Богдан Соколовский. Смысл его обращения не отличается новизной. Украинцы давно убеждают белорусов, что после постройки Россией БТС-2 в 2011 году Беларусь лишится нефтяного транзита и заранее должна позаботиться о том, чтобы включиться в альтернативные пути доставки углеводородов.
Но пока предложения воспользоваться нефтепроводом "Одесса - Броды" исходят от независимых экспертов, а не от правительства Украины. Именно политической воли пока и недостает для переключения трубопровода в аверсный режим. Это не только экономический вопрос. Это вопрос геополитического выбора для новой украинской власти.
Украина берет паузу
Проект Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора на время лишился динамики из-за ухода со сцены одного из главных действующих лиц - президента Ющенко. Новая украинская власть пока не определилась с тем, какую роль ей предназначено сыграть в этом проекте и в Восточно-европейском регионе. Потребуется время для формирования новой региональной стратегии Украины. Но вряд ли новый президент этой страны сможет взять на себя функции идейного лидера, способного придать динамику процессам интеграции в Восточной Европе и строительству системы энергетической безопасности с участием стран Каспийского региона.
В странах, вовлеченных в этот процесс, с пониманием отнеслись к неизбежности стратегической паузы, связанной со сменой власти на Украине. Но, к сожалению, правительства других стран, претендовавших еще недавно на роль лидеров интеграционных процессов в этой части Европы, утратили прежний интерес к этой миссии. В интервью радиостанции Žinių radijas 18 марта премьер-министр Литвы заявил, что при сохранении стратегических целей на Востоке Литва вынуждена будет отказаться от претензий быть центром региона.
Сложная позиция Польши
Более сложной является позиция Польши относительно своих соседей: Украины, Литвы, Беларуси. Как и в случае Литвы, приоритеты внешней политики в последнее время смещаются в сторону поиска своего места в единой Европе. Но в Польше традиционно сильны позиции тех, кто не согласен с перспективой замораживания восточной политики и убеждены, что Европа готова считаться с Польшей только как с региональным лидером. На предстоящих президентских выборах эта тема будет играть далеко не последнюю роль.
Однако даже на фоне этого снижения притязаний на руководство интеграционными процессами в Восточной Европе белорусские претензии на лидерство вряд ли встретят понимание и поддержку у ее соседей, особенно у Польши. В любом случае, планы белоруской власти могут проясниться только после визита президента Януковича в Минск.