Модель для всеобщего подражания

Источник материала:  
На встрече с премьер-министром Сергеем Сидорским вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Ле Уэру поздравил наше правительство «с замечательными успехами… в развитии экономики в последние 10 лет». Более того, он поставил Беларусь в пример другим странам мира и посоветовал им извлекать пользу из нашего опыта.

МВФ и Всемирный банк сформировали международный дуэт любителей экономической политики по-белорусски. На подпевках - еще одна известная структура - Организация Объединенных Наций. С поддержанием мира в различных точках планеты и предотвращением конфликтов у ООН не особо получается, а давать экономические советы и вместе с правительствами осваивать институциональные гранты - это всегда пожалуйста. В адрес белорусского правительства со стороны генсека конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Супачаи Паничпакди недавно прозвучали весьма лестные оценки: «В Беларуси идут серьезные реформы по либерализации бизнеса, созданию для него благоприятных условий».

Если внимательно прислушаться к голосам с Запада, то дифирамбы белорусской плановой экономике звучат в МИДах и посольствах Германии, Польши, Италии и даже США. Вдруг, как сговорившись, все увидели в Беларуси преимущества системной стабильности, макро-экономический порядок, дисциплину при проведении экономической политики и социальную поддержку.

ПРЕКРАСНОЕ В БЕЗОБРАЗНОМ

Смещение акцентов Запада в оценке Беларуси очевидны. Поменялась шкала сравнения. Говорят, что коррупция у нас гораздо меньше, чем в России. Что правда. Утверждают, что у нас меньше бардака, чем на Украине. Тоже близко к истине. Сравнивают уровень бедности в Молдове и Беларуси - и снова в нашу пользу. Заверяют, что у нас нет такой клановости, как в Казахстане. Действительно, у нас властные механизмы настроены иначе. Голоса утверждают, что даже банковская система у нас лучше, чем в Латвии, Литве или Испании. Белорусские госфинансы по формальным критериям ближе к стандартам ЕС, чем греческие. При творческом выборе разных шкал сравнения Беларусь можно представить чуть ли не образцом антикризисной экономической политики. Перед лицом кризиса вертикаль даже программу либерализации на 2010г. не приняла, а, оказывается, это и есть заслуживающий похвалы рецепт.

Фундаменты централизованной плановой экономики остались нетронутыми. Ручное управление страной без политической конкуренции и участия гражданского общества вполне себе сохранилось. Правительство продолжает доводить прогнозные показатели роста, планирует штрафы и грозит отзывом лицензии за нарушение дисциплины цен. Совокупные госрасходы застряли на отметке 45-48% ВВП. Административные ограничения на операции текущего счета сохраняются, а о либерализации капитального счета платежного баланса вообще речь не идет.

Приватизация остается на бумаге, а передел собственности на отдельных рынках идет исключительно по правилам номенклатуры. Малый бизнес продолжают «кошмарить». Торговых шлагбаумов от местных органов власти меньше не стало. Гигантские объемы госинвестиций оседают на складах. Политика принуждения предприятий к сохранению высокой занятости вне контекста реальных потребностей рынка остается в силе. Искусственное стимулирование спроса на жилье - ввиду указаний выдавать крупные объемы льготных кредитов - грозит устойчивости банковской системы. Пенсионная реформа, модернизация системы здравоохранения по-прежнему остаются за скобками.

Белорусская экономическая политика сегодня и два года назад - это практически одно и то же. Поменялась лексика, разнообразнее стали интонации. Вернее, в потоке жесткой интервенционистской риторики появились тешащие ухо международной бюрократии слова «модернизация», «инновационное развитие» и «международная интеграция». Власти сумели диверсифицировать рынки продажи реформаторских и либерализационных фьючерсов. До этого успешно шла торговля интеграционными обещаниями с Россией. Даже в склочном 2009г. объем энергетического гранта Кремля Беларуси составлял около 13% ВВП; в 2010г., если не произойдет высокой девальвации, его размер составит 8-10% ВВП.

ВБ + РБ = ЛЮБОВЬ?

Когда в мировой экономике все было в «шоколаде», ВВП, инвестиции и торговля росли как на дрожжах, все громче звучали голоса о том, что МВФ/ВБ как институты Бреттон-Вудской системы, созданной после Второй мировой, должны быть ликвидированы. И тут подоспел глобальный кризис, ставший мощным катализатором вдруг вспыхнувшей любви ВБ к РБ, как и кредитного марьяжа МВФ с нашей вертикалью.

Изменение позиции ВБ можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, международные экономические организации, в т.ч. ООН, полны людей, которые бы с удовольствием присоединились к Уго Чавесу и Александру Лукашенко и еще глубже закопали капитализм. Социализация ВБ является следствием доминации идей государственного интервенционизма в mainstream университетах США и Европы. Во-вторых, ВБ очень нужны успешные кейсы работы с правительствами разных стран. Мол, смотрите, это необузданный свободный рынок, жадные ТНК и банки стали причиной глобального кризиса. Если бы мы, чиновники МВФ/ВБ, имели больше возможностей по регулированию мировой экономики, такого безобразия никогда бы не было.

Для демонстрации преимущества своих подходов Беларусь подходит для ВБ идеально. Экономическую свободу, права частной собственности, свободную торговлю поменяли на ручное управление производством, инвестированием и протекционизмом - и получили очень высокие темпы роста, социальную стабильность, порядок и чистоту. Издержки в виде политических и гражданских несвобод остаются за рамками анализа. Не принимаются во внимание даже признаваемые самими белорусскими властями приписки. Не учитываются манипуляции методикой расчета показателей и мотивация руководителей коммерческих организаций рисовать нужные темпы роста.

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. ВБ ставил в пример социалистические Румынию и Албанию - по темпам роста они опережали многие демократические рыночные страны. Не часто, но раздавались похвалы даже в адрес советской индустриализации. Если бы чиновникам ВБ удалось чуточку облагородить белорусскую модель, припудрить ее авторитарный характер, то кейс Belarus вполне можно продавать по всему миру как успех взвешенного, разумного госрегулирования в паре с адекватным развитием социально ответственного частного бизнеса.

ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТИЯХ

Еще одна причина широко раскрытых объятий ВБ для не ожидавшей такой похвалы белорусской вертикали кроется в своеобразной интерпретации стратегии демократизации и либерализации Беларуси. Логика у МВФ/ВБ и других международных организаций такова. Надо приучить белорусское правительство к получению выгодных внешних кредитов, «подсадить» на международную помощь, втянуть в реализацию общих программ, вовлечь в диалог по политически безобидным темам (миграция, борьба с бедностью, энергетика, устойчивое развитие, транспортная инфраструктура) - авось что-нибудь получится. Международные чиновники считают, что через пару лет у них появятся гораздо более весомые аргументы для принуждения белорусской вертикали к системным рыночным и даже политическим реформам (с надеждой, что история с аналогичным российским сценарием не повторится).

Наконец, ВБ и МВФ имеют сильно подмоченную репутацию в десятках стран мира, где они активно помогали местным властям осуществлять реформы. В результате укрепили коррупцию и номенклатурные кланы, углубили долговые ловушки и бедность. Были проблемы с экологией и созданием общественных институтов мира и безопасности. Поэтому в большинстве стран Азии, в Африке и Латинской Америки ВБ/МВФ - это аббревиатуры, явно не вызывающие всеобщую любовь и пиетет перед западным миссионерством.

Вопреки радужным прогнозам ВБ/МВФ структурный кризис в Беларуси не рассосется. Марьяж этих структур с РБ «убивает» время и создает опасные иллюзии легкости структурных реформ. Мол, набрали кредитов, реализовали несколько программ - и кризис прошел, без шока и политических пертурбаций.
←При проблемах с землей налог – не проблема

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика