Становимся понятнее

Источник материала:  
Становимся понятнееВ части регистрации холдингов нерешенных организационных вопросов сегодня нет.По крайней мере, так считают в Минэкономики РБ.

Напомним, правовой статус холдинга, порядок его создания и условий функционирования был установлен Указом президента РБ № 660 от 28.12. 2009 г. "О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь".

Как сообщил 4 марта в ходе встречи с журналистами начальник управления совершенствования организационных форм управления Минэкономики Владимир Соболь, холдинги в республике узаконены впервые и являются сегодня наиболее эффективной организационно-правовой формой по сравнению с уже существующими аналогами.

Прежде всего, речь идет о производственных объединениях: "Наши зарубежные партнеры, в том числе МВФ, такую организационную форму не воспринимают и не понимают... Когда речь идет о производственных объединениях, переговоры с инвесторами заходят в тупик - никто не может объяснить, что представляет собой эта организационная форма, которой нигде больше нет".

Сегодня в стране действуют 38 ГПО и, по мнению представителя Минэкономики, большинство из них перейдет в новую организационно-правовую форму.

Как отметил В. Соболь, процесс создания холдингов в стране направлен прежде всего на аккумуляцию активов, прибыли, основных фондов и повышение степени их капитализации. Вторая цель - привлечение иностранного капитала, поскольку объединения холдингового типа "понятны" потенциальным инвесторам. Тем более что участие зарубежных инвесторов в активах предприятий холдинга указом не ограничены, в отличие от их участия в составе финансово-промышленных групп, которое требует прохождения разрешительных процедур.

Тем не менее некоторые моменты еще требуют дополнительной доработки, но вноситься они будут уже в рабочем порядке.

"Недавно совместно со специалистами и юристами отдельных предприятий мы рассматривали проблемы, которые могут возникнуть с созданием холдингов в Беларуси в порядке, определенном указом. Уже сейчас мы видим, что определенные изменения мы будем вносить по мере того, как пройдем этап регистрации холдингов", - отметил В. Соболь.

Всего примерно девять нормативных документов должны быть приведены в соответствие с указом.

По словам В. Соболя, на сегодняшний день уже внесен ряд изменений в постановления правительства, касающиеся регистрации холдингов и перечня административных процедур, которые будет выполнять Минэкономики. Некоторые нормы не вошли в Указ № 660, поскольку они нашли отражение в других документах, в частности в Особенной части Налогового кодекса, вступившей в силу 1 января 2010 года. Например, в кодексе установлено, что дивиденды, получаемые участниками холдинга, будут облагаться налогом только по месту их образования (в дочерних предприятиях) в размере 12% (то есть 50% от размера налога на прибыль).

Помимо этого предусмотрено, что перемещение любого имущества внутри холдинга не считается внереализационной операцией, и, соответственно, также не облагается налогом.

Кроме того, В. Соболь отметил, что ценообразование внутри холдинга будет определять управляющая компания. При этом цены на перемещаемую промежуточную продукцию могут оставаться на уровне себестоимости, то есть без начисления прибыли, - "для того чтобы на конечную продукцию не накручивались излишние затраты", - пояснил начальник управления.

Кроме того, Минэкономики приняло постановления о форме и порядке регистрации, форме приложений по составу участников.

Планируется также внести изменения в Трудовой кодекс, чтобы один управляющий имел возможность руководить несколькими дочерними предприятиями.

"Мы считаем, что на сегодняшний день свои обязательства перед теми, кто согласовывал с нами этот указ, мы выполнили. Никаких нерешенных организационных вопросов в части регистрации холдингов сегодня нет", - подвел итоги проделанной работы В. Соболь.

Что касается точных сроков создания первых холдингов, то определить их, как это планировалась ранее, по словам чиновника, оказалось сложно: "Создание холдинга связано с передачей имущества, что влечет необходимость его оценки. Например, унитарное предприятие передается как имущественный комплекс, а необходимая в этом случае переоценка требует времени".

Тем не менее, по словам В. Соболя, намерение о создании холдингов сегодня уже выразили около 20 объединений и структур. Первые в очереди на регистрацию те объединения, которые называют себя холдингами и, по сути, ими являются. Речь идет о таких предприятиях, как ЗАО "Пинскдрев", ЗАО "Агромаш" и некоторых других. Предварительное рассмотрение поданных ими документов на регистрацию уже состоялось.

Безболезненно, по мнению В. Соболя, пройдет регистрация холдингов, создаваемых на базе производственных объединений, которые уже прошли стадию приватизации. Среди них намерение о создании холдинга выразили "БелавтоМАЗ", "БелОМО", Минский моторный завод.

Также планируется создать холдинг в составе концерна "Белнефтехим" - один по производству химических удобрений, другой по переработке нефти (на базе Белорусской калийной компании и "Нафтана" соответственно).

В случае создания холдинга химических удобрений управляющей компанией выступит ПО "Беларуськалий". В состав холдинга войдут Гомельский химзавод и предприятия, занимающиеся доставкой химических удобрений.

Холдинг под управлением "Нафтана" объединит предприятия, работающие на продуктах нефтехимии, - ОАО "Гродноазот", ОАО "Могилевхимволокно", Завод горного воска и др.

"Первоначально мы планировали объединить всю нефтепереработку, включая Мозырский НПЗ, УП "Беларусьнефть", РУП "Гомельтранснефть "Дружба" и так далее (возможно, к этому мы еще придем). Но потом мы подумали, что собрать на первых порах столько активов в одной холдинговой компании будет, наверное, неправильно", - сообщил В. Соболь.

При этом в таких крупных холдингах целесообразно создавать отдельную управляющую компанию с привлечением "нужных для управления людей", нежели тех специалистов, которые сегодня осуществляют управление концернами.

Не исключает чиновник и возможности привлекать иностранные управляющие компании в случае, если собственник имущества сочтет это целесообразным.

Однако участие Мозырского НПЗ в составе какого-либо холдинга не рассматривается: "Мозырский НПЗ на сегодняшний день является акционерным обществом, где 48% принадлежит российскому капиталу. Поэтому там возможно создание другого холдинга, отдельно от "Нафтана", с участием иностранного капитала, но для этого необходимо решение главы государства", - пояснил представитель Минэкономики.

По мнению В. Соболя, российский капитал в белорусской нефтепереработке поможет решить проблемы, которые испытывают предприятия этой отрасти в связи с изменением условий поставки российской нефти.

"Мы считаем, что со вхождением российского капитала вопросы загрузки белорусских НПЗ будут решены скорее, потому что собственник заинтересован в загрузке мощностей и прибыльности работы компании", - говорит начальник управления. Между тем Интернет уже среагировал на заявления белорусского чиновника статьями с заголовками: "Беларусь объединяет промышленность для продажи россиянам?".

Предполагается также создание объединений холдингового типа на базе УП "Агатсистем", "Белкоммунмаша". По словам В. Соболя, "подходит под понятие холдинга и ОАО "Забудова" - предложение о регистрации на его базе холдинга внес Миноблисполком.

Среди потенциальных холдингов были также названы ОАО "ПО "Горизонт", гомельское ПО "Кристалл" (одно из предприятий, которое войдет в единый холдинг по переработке драгметаллов).

Минсельхозпрод совместно с Гомельским облисполкомом планирует создание Гомельского мясоперерабатывающего холдинга на базе Гомельского мясокомбината. По словам В. Соболя, именно под перерабатывающие предприятия, а также предприятия агропромышленного комплекса указ, в принципе, и разрабатывался.

Таким предприятиям даже позволят превысить установленные антимонопольным законодательством нормативы, тем более, как отметил чиновник, такие нормативы носят больше рекомендательный, нежели императивный характер.
←Стали на процент богаче

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика