Справка как фактор экономического процветания

Источник материала:  
Справка как фактор экономического процветанияЛьготные кредиты на покупку отечественных товаров смогут получать все, независимо от доходов.Указом президента № 152  от 12 марта расширен круг возможных получателей льготных кредитов на покупку отечественных товаров.

Указ о льготном потребительском кредитовании № 371 был принят в июле 2009 года и вступил в силу в августе. В соответствии с ним малообеспеченные граждане могли взять кредит в 4 белорусских банках на покупку отечественных товаров, перечень которых утвержден постановлением Совмина. Кредит можно взять по ставке 10% сроком до трех лет в сумме до 300 базовых величин.

При этом для целей указа малообеспеченными признавались граждане, чей среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает 1,136 млн. BYR. С учетом такого критерия "малообеспеченности" в категорию потенциальных кредитополучателей и так попадало 90% населения. В чем же смысл указа?

Оказалось, что малообеспеченных граждан "напрягали" справки, которые необходимо было собирать для получения кредитов. Накануне выхода указа 11 марта начальник управления организации рынка непродовольственных товаров Минторга Нина Пашко сообщила: "Практика показала, что есть негативный момент, связанный с требованием определенного списка документов, и это не совсем нравится покупателям. Поэтому Минторг вышел с предложением в Совмин о сокращении данного перечня документов".

Впрочем, вряд ли Минторг забеспокоился бы о проблемах покупателей, с которыми те сталкиваются в банках, если бы желающих купить отечественный товар в кредит было так много, что их наплыв угрожал бы дефицитом на полках - в этом случае их как раз пришлось бы отсеивать справками.

Не обошлось, возможно, и без лоббирования в этом вопросе самих банков - участников программы. Во-первых, для них проверка критерия малообеспеченности - дополнительная головная боль. Ведь если банк случайно не учтет какие-то доходы, это может вызвать подозрение у контролирующих органов: а вдруг сотрудник банка в сговоре с кредитополучателем?

Во-вторых, необходимость сбора дополнительных справок, а также опасность после их сбора из-за пары тысяч рублей не попасть в категорию малообеспеченных уводила наиболее обеспеченных клиентов в другие (негосударственные) банки за кредитами, которые хоть и выдаются по более высоким ставкам, но зато без всяких справок. А отказавшись от льготного кредита, такой покупатель мог автоматически отказаться и от идеи покупки отечественного товара и взять кредит на покупку импортного. Так что лишняя справка имела важное экономическое значение и влияла сразу на много различных показателей и у торговли, и у банков, и у отечественных производителей.

Но сократить перечень документов для получения кредита можно было только одним способом: необходимо было убрать критерий малообеспеченности, то есть разрешить брать кредиты всем, в том числе оставшимся 10% населения. Эти 10% к тому же - самые "лакомые" клиенты для торговли и банков, так как смогут взять максимальный кредит и купить дорогую вещь.

Следующим шагом властей для улучшения показателей торговли и банков могло бы стать расширение списка товаров, на которые распространяются льготные кредиты, например, за счет натуральных шуб и ювелирных изделий - теперь ведь указ не касается малообеспеченных, так что нравственные нюансы льготирования таких товаров совсем не первой необходимости отпадают. Зато одна проданная белорусская норковая шуба потянет на 5-6 холодильников или стиральных машин, и это очень благоприятно может сказаться на товарообороте.

Правда, возникают опасения, что это тотальное льготное кредитование может не очень понравиться МВФ. Все-таки обещали не наращивать программы по выдаче льготных кредитов за счет бюджета через госбанки. Да и конкуренция в банковской системе теперь выглядит совсем уж недобросовестной.

Но главное ведь - это защитить потребителя от необходимости собирать лишние справки, особенно накануне выборов.
←Навстречу ипотеке

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика