РФ прорубила окно на Восток
08.02.2010
—
Новости Экономики
Значимость европейского энергетического рынка для России будет снижаться, а азиатского - возрастать. Потери понесет Беларусь, через которую российская нефть транзитом проходит в Европу.Глава Правительства РФ Владимир Путин в канун 2010 года осуществил торжественный пуск в эксплуатацию нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).
ВСТО - один из самых масштабных проектов в российской нефтепроводной отрасли последних лет. Его реализация позволяет поставлять российскую нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Стратегический проект.
Решение о строительстве ВСТО-2 было принято 31 декабря 2004 года. Строительство нефтепровода было задумано в два этапа. Первый - ВСТО-1 - включал строительство ветки Тайшет - Сковородино протяженностью 2.694 км и мощностью 30 млн. т в год, 7 нефтеперекачивающих станций (НПС), морского нефтеналивного порта в Козьмино мощностью 15 млн. т нефти в год.
Второй этап - ВСТО-2, к реализации которого "Транснефть" приступает в начале 2010 года, предусматривает строительство линейной части трубопровода от Сковородино до Козьмино протяженностью 2,1 тыс. км, 8 НПС, а также расширение спецморнефтепорта.
Пока построен участок первой очереди от Тайшета до станции Сковородино в Амурской области, откуда нефть доставляется по железной дороге до порта Козьмино (около 2.000 км), где ее перегружают в танкеры. До порта нефтепровод будет проложен не раньше 2012 года.
Стоимость первой очереди ВСТО составила 360 млрд. RUB, плюс еще 60 млрд. RUВ освоено на строительстве порта в Козьмино - всего около 14,5 млрд. USD. По оценкам, вместе со вторым этапом строительство нового нефтепровода будет стоить больше 30 млрд. USD.
Строительство ВСТО частично финансировалось за счет кредита, взятого у Китая. В феврале 2009 года российские компании "Транснефть" и "Роснефть" получили кредит на 25 млрд. USD от Китайского банка развития в обмен на поставку 15 млн. т нефти ежегодно в течение 20 лет.
Труба в Китай оказалась очень дорогой. Чтобы она окупалась, тарифы на прокачку нефти, по признанию самой "Транснефти", должны превышать 130 USD/т.
Чтобы сделать новый маршрут для нефтяников привлекательным, Мин- энерго РФ добилось обнуления с 1 декабря 2009 года экспортной пошлины на нефть с месторождений Восточной Сибири. Планируется предоставить также ряд других налоговых льгот.
Очевидно, что перекачивать по трубе в Китай нефть из Восточной Сибири сейчас нерентабельно. По оценкам экспертов Forbes, при плановой загрузке ВСТО государство будет терять 4,2 млрд. USD ежегодно. Но выполнять соглашение с китайцами придется - ведь за эту нефть они уже заплатили.
Ресурсов Восточной Сибири может не хватить.
Еще один вопрос, который повис в воздухе: как ВСТО будет заполняться нефтью?
Известно, что ресурсной базой для нефтепровода являются месторождения в Томской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Кроме того, в ВСТО будет запущена нефть с месторождений в Иркутской области и из Якутии.
Однако, как отмечают эксперты, за счет ресурсов Восточной Сибири на первом этапе удастся привлечь в ВСТО не более 20 млн. т нефти в год, в то время как мощность нового нефтепровода составляет 30 млн. т.
Следовательно, нефть придется качать также из Западной Сибири, снимая сырье с других направлений. Скорее всего, нефть в ВСТО будет перераспределена с европейского направления, в результате чего снизится объем транзита через территорию Беларуси по гомельской "Дружбе".
Между тем максимальная проектная мощность ВСТО намного выше - она составляет 80 млн. т.
Для перспективного наполнения этого нефтепровода рассматриваются месторождения Восточной Сибири. Потенциал этих, уже готовых к запуску месторождений составляет примерно 40-45 млн. т в год. В ближайшие годы эта цифра может увеличиться еще примерно на 10 млн. т за счет ввода в разработку более мелких месторождений. Тем не менее вопрос, хватит ли восточносибирской нефти для заполнения ВСТО-2, остается открытым, подчеркивают эксперты.
Если темпы геологоразведочных работ, от которых зависит прирост запасов в зоне ВСТО, не будут заметно увеличены в ближайшие годы, переориентации поставок нефти с западного направления на восточное вряд ли удастся избежать.
Европейцы вряд ли смогли забыть, что, начиная три года назад строить ВСТО, Россия стремилась "утереть нос Европе", которую, как заявлял экс-президент "Транснефти" Семен Вайншток, "мы перекормили нашей нефтью".
Согласно Энергетической стратегии до 2030 года, доля восточного рынка в экспорте российской нефти к 2030 году должна возрасти с нынешних 6 до 20-25%, а в экспорте газа - с 0 до 20%.
Ради доминирования на азиатских рынках.
Диверсификация нефтегазового экспорта - стратегически важное для РФ направление. Дело в том, что Китай в последние годы стремительно увеличивает потребление энергоресурсов. Потребление нефти в Китае за минувший год выросло до 5 млн. баррелей в сутки, в то время как в странах Европы за последние три года снизилось до 1 млн. баррелей.
Россия, располагающая богатейшими ресурсами Восточной Сибири, не могла не воспользоваться данной ситуацией. Тем более что российские нефтяные терминалы на Дальнем Востоке занимают стратегически выгодную позицию: танкеры всего за 5 дней преодолевают путь до портов основных нефтепотребителей в Азии - Китая, Японии и Южной Кореи, в то время как путь с Ближнего Востока, из Африки и Бразилии занимает как минимум две недели.
До этого времени Россия не могла наладить полномасштабную торговлю энергоносителями с Китаем из-за отсутствия трубопроводов. Сейчас этот недостаток для поставок нефти, пусть даже ценой огромных финансовых затрат, устранен.
Очевидно, что с реализацией Россией нового геополитического проекта изменится и расстановка сил на мировом нефтяном рынке.
Запуск ВСТО позволяет РФ увеличить свое присутствие на нефтяных биржах стран Азии. В результате Россия может занять доминирующее положение на азиатском нефтяном рынке и определять на нем ценовую политику.
Ради реализации этой геополитической задачи Правительство РФ готово идти на прямые финансовые потери.
ВСТО - один из самых масштабных проектов в российской нефтепроводной отрасли последних лет. Его реализация позволяет поставлять российскую нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Стратегический проект.
Решение о строительстве ВСТО-2 было принято 31 декабря 2004 года. Строительство нефтепровода было задумано в два этапа. Первый - ВСТО-1 - включал строительство ветки Тайшет - Сковородино протяженностью 2.694 км и мощностью 30 млн. т в год, 7 нефтеперекачивающих станций (НПС), морского нефтеналивного порта в Козьмино мощностью 15 млн. т нефти в год.
Второй этап - ВСТО-2, к реализации которого "Транснефть" приступает в начале 2010 года, предусматривает строительство линейной части трубопровода от Сковородино до Козьмино протяженностью 2,1 тыс. км, 8 НПС, а также расширение спецморнефтепорта.
Пока построен участок первой очереди от Тайшета до станции Сковородино в Амурской области, откуда нефть доставляется по железной дороге до порта Козьмино (около 2.000 км), где ее перегружают в танкеры. До порта нефтепровод будет проложен не раньше 2012 года.
Стоимость первой очереди ВСТО составила 360 млрд. RUB, плюс еще 60 млрд. RUВ освоено на строительстве порта в Козьмино - всего около 14,5 млрд. USD. По оценкам, вместе со вторым этапом строительство нового нефтепровода будет стоить больше 30 млрд. USD.
Строительство ВСТО частично финансировалось за счет кредита, взятого у Китая. В феврале 2009 года российские компании "Транснефть" и "Роснефть" получили кредит на 25 млрд. USD от Китайского банка развития в обмен на поставку 15 млн. т нефти ежегодно в течение 20 лет.
Труба в Китай оказалась очень дорогой. Чтобы она окупалась, тарифы на прокачку нефти, по признанию самой "Транснефти", должны превышать 130 USD/т.
Чтобы сделать новый маршрут для нефтяников привлекательным, Мин- энерго РФ добилось обнуления с 1 декабря 2009 года экспортной пошлины на нефть с месторождений Восточной Сибири. Планируется предоставить также ряд других налоговых льгот.
Очевидно, что перекачивать по трубе в Китай нефть из Восточной Сибири сейчас нерентабельно. По оценкам экспертов Forbes, при плановой загрузке ВСТО государство будет терять 4,2 млрд. USD ежегодно. Но выполнять соглашение с китайцами придется - ведь за эту нефть они уже заплатили.
Ресурсов Восточной Сибири может не хватить.
Еще один вопрос, который повис в воздухе: как ВСТО будет заполняться нефтью?
Известно, что ресурсной базой для нефтепровода являются месторождения в Томской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Кроме того, в ВСТО будет запущена нефть с месторождений в Иркутской области и из Якутии.
Однако, как отмечают эксперты, за счет ресурсов Восточной Сибири на первом этапе удастся привлечь в ВСТО не более 20 млн. т нефти в год, в то время как мощность нового нефтепровода составляет 30 млн. т.
Следовательно, нефть придется качать также из Западной Сибири, снимая сырье с других направлений. Скорее всего, нефть в ВСТО будет перераспределена с европейского направления, в результате чего снизится объем транзита через территорию Беларуси по гомельской "Дружбе".
Между тем максимальная проектная мощность ВСТО намного выше - она составляет 80 млн. т.
Для перспективного наполнения этого нефтепровода рассматриваются месторождения Восточной Сибири. Потенциал этих, уже готовых к запуску месторождений составляет примерно 40-45 млн. т в год. В ближайшие годы эта цифра может увеличиться еще примерно на 10 млн. т за счет ввода в разработку более мелких месторождений. Тем не менее вопрос, хватит ли восточносибирской нефти для заполнения ВСТО-2, остается открытым, подчеркивают эксперты.
Если темпы геологоразведочных работ, от которых зависит прирост запасов в зоне ВСТО, не будут заметно увеличены в ближайшие годы, переориентации поставок нефти с западного направления на восточное вряд ли удастся избежать.
Европейцы вряд ли смогли забыть, что, начиная три года назад строить ВСТО, Россия стремилась "утереть нос Европе", которую, как заявлял экс-президент "Транснефти" Семен Вайншток, "мы перекормили нашей нефтью".
Согласно Энергетической стратегии до 2030 года, доля восточного рынка в экспорте российской нефти к 2030 году должна возрасти с нынешних 6 до 20-25%, а в экспорте газа - с 0 до 20%.
Ради доминирования на азиатских рынках.
Диверсификация нефтегазового экспорта - стратегически важное для РФ направление. Дело в том, что Китай в последние годы стремительно увеличивает потребление энергоресурсов. Потребление нефти в Китае за минувший год выросло до 5 млн. баррелей в сутки, в то время как в странах Европы за последние три года снизилось до 1 млн. баррелей.
Россия, располагающая богатейшими ресурсами Восточной Сибири, не могла не воспользоваться данной ситуацией. Тем более что российские нефтяные терминалы на Дальнем Востоке занимают стратегически выгодную позицию: танкеры всего за 5 дней преодолевают путь до портов основных нефтепотребителей в Азии - Китая, Японии и Южной Кореи, в то время как путь с Ближнего Востока, из Африки и Бразилии занимает как минимум две недели.
До этого времени Россия не могла наладить полномасштабную торговлю энергоносителями с Китаем из-за отсутствия трубопроводов. Сейчас этот недостаток для поставок нефти, пусть даже ценой огромных финансовых затрат, устранен.
Очевидно, что с реализацией Россией нового геополитического проекта изменится и расстановка сил на мировом нефтяном рынке.
Запуск ВСТО позволяет РФ увеличить свое присутствие на нефтяных биржах стран Азии. В результате Россия может занять доминирующее положение на азиатском нефтяном рынке и определять на нем ценовую политику.
Ради реализации этой геополитической задачи Правительство РФ готово идти на прямые финансовые потери.
Справка "БР"
По данным Федеральной таможенной службы, в 2009 году Россия экспортировала 221,64 млн. т нефти и 174,3 млрд. куб. м природного газа. Согласно Энергетической стратегии до 2030 года, к 2030 г. годовой экспорт российской нефти достигнет 329 млн. т, газа - 349-368 млрд. куб. м. Из них 82 млн. т нефти и 73,5 млрд. куб. м газа пойдет на Восток.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2009 году Россия экспортировала 221,64 млн. т нефти и 174,3 млрд. куб. м природного газа. Согласно Энергетической стратегии до 2030 года, к 2030 г. годовой экспорт российской нефти достигнет 329 млн. т, газа - 349-368 млрд. куб. м. Из них 82 млн. т нефти и 73,5 млрд. куб. м газа пойдет на Восток.