Маленькие недостатки грандиозных планов
08.02.2010
—
Новости Экономики
Достижение Беларусью намеченных на 2010 г. социально-экономических показателей нереально без резкого наращивания экспорта.Как заявил 2 февраля на заседании Совмина премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, правительству страны совместно с Нацбанком и местными органами власти за счет реализации комплекса антикризисных мер удалось в 2009 г. предотвратить экономический спад в стране.
Так, учитывая резкое сокращение спроса на отечественную продукцию на внешних рынках, прежде всего в России, был принят ряд решений по наращиванию экспорта. В частности, глава государства подписал несколько указов, направленных на его стимулирование путем развития лизинга и компенсации покупателям части процентов за пользование взятыми на эти цели кредитами. Диверсификации заграничных поставок способствовало претворение в жизнь утвержденных правительством страновых стратегий развития экспорта в государства ближнего и дальнего зарубежья.
Параллельно велась работа по стимулированию внутреннего спроса. Выполнялись принятые ранее госпрограммы и мероприятия, в рамках которых были расширены закупки отечественной техники, оказана поддержка валообразующим предприятиями, увеличены объемы жилищного строительства, создана система льготного потребительского кредитования.
Никто не хотел покупать.
Итоговые макроэкономические показатели прошлого года, по словам С. Сидорского, в целом подтвердили правильность выбранной правительством антикризисной стратегии. Однако по многим конкретным направлениям деятельности народного хозяйства результаты никак нельзя признать удовлетворительными. Например, в 2009 г. так и не удалось остановить рост общего отрицательного сальдо внешней торговли, которое при годовом прогнозе 1,5 млрд. USD составило за 11 месяцев 4,8 млрд. USD.
Между тем, если судить по данным Национального статистического комитета РБ, приведенным БЕЛТА, итоги внешней торговли товарами выглядят еще более плачевными: минус 7,281 млрд. USD (против минус 6,811 млрд. USD в 2008 г.), что составляет 1/7 всего объема нашей внешней торговли товарами в 2009 г. (49,8 млрд. USD). При этом экспорт товаров снизился на 34,7% (до 21,282 млрд. USD), импорт - на 27,5% (до 28,564 млрд. USD). Налицо опережающее падение зарубежных поставок по сравнению с закупками. Согласно информации премьера, наибольшее снижение экспорта (51% за 11 месяцев) допущено предприятиями Министерства промышленности.
Если рассматривать результаты внешней торговли Беларуси в географическом разрезе, то в 2009 г. зафиксировано сокращение товарооборота со странами СНГ на 31,6% по сравнению с 2008 г. - до 27,529 млрд. USD. Экспорт уменьшился на 35% (до 9,314 млрд. USD), импорт - почти на 30% (до 18,215 млрд. USD). В том числе товарооборот РБ и РФ за прошлый год снизился на 31,2% (до 23,431 млрд. USD). Экспорт в Россию сократился на 36,4% (до 6,714 млрд. USD), импорт из нее - на 28,9% (до 16,717 млрд. USD).
Произошло свертывание внешнеэкономических связей Беларуси и со странами дальнего зарубежья: общий товарооборот упал без малого на 30% к уровню 2008 г. (до 22,317 млрд. USD), в том числе экспорт - на 34,4% (до 11,968 млрд. USD), импорт - на 23% (до 10,349 млрд. USD).
Приобретенная запасливость.
Как и следовало ожидать, констатировал С. Сидорский, проблемы с реализацией привели к росту запасов готовой продукции на складах предприятий. И хотя во втором полугодии удалось несколько выправить ситуацию и снизить объем нереализованного до 67,9% от среднемесячного объема производства, проблема неликвидов по-прежнему остается нерешенной. Запасы продукции на складах составляют около 5,5 трлн. BYR (примерно 2 млрд. USD), а ведь это - замороженные оборотные средства предприятий.
Особенно плачевно обстоят в этом плане дела на предприятиях Минпрома, где величина остатков готовой продукции почти вдвое превысила установленный правительством на 2009 г. норматив складских запасов - 142% к среднемесячному объему производства. После их некоторого снижения во втором полугодии подведомственные министерству субъекты хозяйствования в январе 2010 г. снова начали наращивать запасы.
Падение продаж при одновременном наращивании объемов нереализованной продукции не могло не привести к ухудшению финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики. В прошлом году сумма убытков выросла более чем в 2 раза - до 1,3 трлн. BYR (около 460 млн. USD). Вследствие этого до трети предприятий находятся в сложном экономическом положении.
Наибольшее количество убыточных промышленных организаций зафиксировано в Минпроме (там их удельный вес составляет 27,6%), в Минсельхозпроде (29,3%), в концернах "Беллегпром" (32%) и "Беллесбумпром" (32%). Сумма убытков на предприятиях Минпрома выросла в 5 раз, концерна "Беллесбумпром" - в 3 раза, концерна "Белгоспищепром" - вдвое. Приводя эту статистику, премьер подчеркнул, что правительство не сможет поддерживать те предприятия, которые сами не будут финансово стабильно работать на внутреннем и внешнем рынках.
Бесстрашие капитанов.
И тем не менее, как можно понять из заявлений, сделанных 3 февраля С. Сидорским при посещении Гомеля, несмотря ни на что (в том числе и на изменение условий поставок нам российской нефти), "темпы роста экономики Беларуси, запланированные на нынешний год, достижимы и реальны". С учетом подъема в 2010 г. национального ВВП на 11-13% правительством рассчитаны и все остальные главные экономические показатели.
На основе последних, в свою очередь, определялись ориентиры для развития валообразующих предприятий страны. Впрочем, "сверху" им не только дали команду "наступать". По словам премьер-министра, сделано все, чтобы оказать разнообразную поддержку таким предприятиям на внутреннем и внешних рынках, с тем чтобы сбалансировать их производственные показатели.
Вот только принудить иностранных покупателей приобретать продукцию флагманов отечественной индустрии родное правительство никак не сможет. Да и сколь-нибудь значительно стимулировать внутренний спрос без притока денег из-за границы (в виде кредитов или инвестиций) невозможно, что невольно заставляет сравнивать предлагаемую правительством схему достижения контрольных цифр с финансовой пирамидой.
Не устают мечтать о белорусском.
Относительно того, как будет претворяться в жизнь принятая правительством экономическая стратегия, несколько более подробно высказался на упомянутом выше заседании Совмина первый заместитель премьер-министра РБ Владимир Семашко. От него аудитория узнала, что нашим главным оружием в 2010 г. должна стать экспортная экспансия в государства Азии, Африки и Латинской Америки: эти рынки становятся все более платежеспособными, а Беларуси есть что им предложить.
Кроме того, для повышения экспортного потенциала необходимо проработать вопрос создания отраслевых экспортных холдингов и продолжить усилия по расширению товаропроводящей сети белорусских предприятий за рубежом. Немалые надежды относительно наращивания экспорта правительство возлагает и на реализацию заключенного со Сбербанком России договора по льготированию процентных ставок по кредитам, выдаваемым российским покупателям на покупку белорусской продукции. В. Семашко также предположил, что работа в составе Таможенного союза даст Беларуси больше плюсов, чем минусов, в сфере внешней торговли.
Между тем многие аналитики достаточно скептически оценивают эти планы. Они считают, что освоение новых нетрадиционных рынков займет не один год и потребует вложения значительных средств, отдачи от которых в обозримой перспективе ожидать не стоит.
Да и суждение о том, что покупатели в заморских странах буквально сгорают от желания приобрести белорусскую продукцию, достаточно спорно. Иначе придется сделать допущение, что ведущие мировые производители теряли там время даром на протяжении многих десятилетий. Так что в развивающихся странах наши заводы ожидает весьма жесткая конкурентная борьба, результат которой в лучшем случае непредсказуем.
Свои и чужие.
Не будет им поблажек, как уже показали события первого месяца текущего года, и на российском рынке, даже несмотря на декларации первых лиц РБ и РФ о колоссальной пользе Таможенного союза для всех его участников.
Как заявили недавно российские экономисты, представляющие Высшую школу экономики и Центр развития, народное хозяйство России находится сейчас в фазе стагнации и признаков его устойчивого оживления пока не видно. Внутренний спрос на продукцию российских предприятий продолжает быстро падать. Развитие этих тенденций уже во II-III кварталах 2010 г. может вызвать в стране новый спад, причем в еще худших условиях, чем в 2009 г. С учетом этого сворачивание антикризисной поддержки правительством своих производителей явно преждевременно.
Впрочем, никто в российском руководстве этого делать и не собирается. Еще в конце прошлого года премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал, что в 2010 г. реализация госпрограмм по поддержке отечественного автопрома продолжится в прежних объемах. А не так давно на имя первого заместителя председателя Правительства РФ Виктора Зубкова поступило письмо руководителей ОАО "Россельхозбанк" и ассоциации "Росагромаш", в котором сообщается о намерении разработать совместную программу кредитования поставок оборудования и сельхозтехники для нужд АПК.
В ее рамках предусматривается приобретение сельхозпроизводителями в 2010 г. 35 тыс. тракторов, 11 тыс. зерноуборочных комбайнов и 3,5 тыс. кормоуборочных комбайнов исключительно российского производства на общую сумму более 100 млрд. RUB (3,3 млрд. USD), из них 70,95 млрд. RUB - за счет кредитных ресурсов. Не собирается оставаться в стороне и контролируемый государством Внешэкономбанк, который заявил о готовности предоставить концерну "Тракторные заводы" льготный кредит на 7 лет в размере 15 млрд. RUB (500 млн. USD) на обеспечение непрерывного процесса производства, погашение кассовых разрывов и ликвидацию задолженности перед поставщиками.
Однако сохранение Правительством РФ мер господдержки своих производителей автоматически ухудшает позиции на российском рынке поставщиков из других стран - участниц Таможенного союза (которые, впрочем, поступают аналогично). Таким образом, ожидание резкого наращивания экспорта белорусской продукции в Россию и тем более выстраивание на этом предположении основных положений экономической стратегии является чрезмерным оптимизмом.
Так, учитывая резкое сокращение спроса на отечественную продукцию на внешних рынках, прежде всего в России, был принят ряд решений по наращиванию экспорта. В частности, глава государства подписал несколько указов, направленных на его стимулирование путем развития лизинга и компенсации покупателям части процентов за пользование взятыми на эти цели кредитами. Диверсификации заграничных поставок способствовало претворение в жизнь утвержденных правительством страновых стратегий развития экспорта в государства ближнего и дальнего зарубежья.
Параллельно велась работа по стимулированию внутреннего спроса. Выполнялись принятые ранее госпрограммы и мероприятия, в рамках которых были расширены закупки отечественной техники, оказана поддержка валообразующим предприятиями, увеличены объемы жилищного строительства, создана система льготного потребительского кредитования.
Никто не хотел покупать.
Итоговые макроэкономические показатели прошлого года, по словам С. Сидорского, в целом подтвердили правильность выбранной правительством антикризисной стратегии. Однако по многим конкретным направлениям деятельности народного хозяйства результаты никак нельзя признать удовлетворительными. Например, в 2009 г. так и не удалось остановить рост общего отрицательного сальдо внешней торговли, которое при годовом прогнозе 1,5 млрд. USD составило за 11 месяцев 4,8 млрд. USD.
Между тем, если судить по данным Национального статистического комитета РБ, приведенным БЕЛТА, итоги внешней торговли товарами выглядят еще более плачевными: минус 7,281 млрд. USD (против минус 6,811 млрд. USD в 2008 г.), что составляет 1/7 всего объема нашей внешней торговли товарами в 2009 г. (49,8 млрд. USD). При этом экспорт товаров снизился на 34,7% (до 21,282 млрд. USD), импорт - на 27,5% (до 28,564 млрд. USD). Налицо опережающее падение зарубежных поставок по сравнению с закупками. Согласно информации премьера, наибольшее снижение экспорта (51% за 11 месяцев) допущено предприятиями Министерства промышленности.
Если рассматривать результаты внешней торговли Беларуси в географическом разрезе, то в 2009 г. зафиксировано сокращение товарооборота со странами СНГ на 31,6% по сравнению с 2008 г. - до 27,529 млрд. USD. Экспорт уменьшился на 35% (до 9,314 млрд. USD), импорт - почти на 30% (до 18,215 млрд. USD). В том числе товарооборот РБ и РФ за прошлый год снизился на 31,2% (до 23,431 млрд. USD). Экспорт в Россию сократился на 36,4% (до 6,714 млрд. USD), импорт из нее - на 28,9% (до 16,717 млрд. USD).
Произошло свертывание внешнеэкономических связей Беларуси и со странами дальнего зарубежья: общий товарооборот упал без малого на 30% к уровню 2008 г. (до 22,317 млрд. USD), в том числе экспорт - на 34,4% (до 11,968 млрд. USD), импорт - на 23% (до 10,349 млрд. USD).
Приобретенная запасливость.
Как и следовало ожидать, констатировал С. Сидорский, проблемы с реализацией привели к росту запасов готовой продукции на складах предприятий. И хотя во втором полугодии удалось несколько выправить ситуацию и снизить объем нереализованного до 67,9% от среднемесячного объема производства, проблема неликвидов по-прежнему остается нерешенной. Запасы продукции на складах составляют около 5,5 трлн. BYR (примерно 2 млрд. USD), а ведь это - замороженные оборотные средства предприятий.
Особенно плачевно обстоят в этом плане дела на предприятиях Минпрома, где величина остатков готовой продукции почти вдвое превысила установленный правительством на 2009 г. норматив складских запасов - 142% к среднемесячному объему производства. После их некоторого снижения во втором полугодии подведомственные министерству субъекты хозяйствования в январе 2010 г. снова начали наращивать запасы.
Падение продаж при одновременном наращивании объемов нереализованной продукции не могло не привести к ухудшению финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики. В прошлом году сумма убытков выросла более чем в 2 раза - до 1,3 трлн. BYR (около 460 млн. USD). Вследствие этого до трети предприятий находятся в сложном экономическом положении.
Наибольшее количество убыточных промышленных организаций зафиксировано в Минпроме (там их удельный вес составляет 27,6%), в Минсельхозпроде (29,3%), в концернах "Беллегпром" (32%) и "Беллесбумпром" (32%). Сумма убытков на предприятиях Минпрома выросла в 5 раз, концерна "Беллесбумпром" - в 3 раза, концерна "Белгоспищепром" - вдвое. Приводя эту статистику, премьер подчеркнул, что правительство не сможет поддерживать те предприятия, которые сами не будут финансово стабильно работать на внутреннем и внешнем рынках.
Бесстрашие капитанов.
И тем не менее, как можно понять из заявлений, сделанных 3 февраля С. Сидорским при посещении Гомеля, несмотря ни на что (в том числе и на изменение условий поставок нам российской нефти), "темпы роста экономики Беларуси, запланированные на нынешний год, достижимы и реальны". С учетом подъема в 2010 г. национального ВВП на 11-13% правительством рассчитаны и все остальные главные экономические показатели.
На основе последних, в свою очередь, определялись ориентиры для развития валообразующих предприятий страны. Впрочем, "сверху" им не только дали команду "наступать". По словам премьер-министра, сделано все, чтобы оказать разнообразную поддержку таким предприятиям на внутреннем и внешних рынках, с тем чтобы сбалансировать их производственные показатели.
Вот только принудить иностранных покупателей приобретать продукцию флагманов отечественной индустрии родное правительство никак не сможет. Да и сколь-нибудь значительно стимулировать внутренний спрос без притока денег из-за границы (в виде кредитов или инвестиций) невозможно, что невольно заставляет сравнивать предлагаемую правительством схему достижения контрольных цифр с финансовой пирамидой.
Не устают мечтать о белорусском.
Относительно того, как будет претворяться в жизнь принятая правительством экономическая стратегия, несколько более подробно высказался на упомянутом выше заседании Совмина первый заместитель премьер-министра РБ Владимир Семашко. От него аудитория узнала, что нашим главным оружием в 2010 г. должна стать экспортная экспансия в государства Азии, Африки и Латинской Америки: эти рынки становятся все более платежеспособными, а Беларуси есть что им предложить.
Кроме того, для повышения экспортного потенциала необходимо проработать вопрос создания отраслевых экспортных холдингов и продолжить усилия по расширению товаропроводящей сети белорусских предприятий за рубежом. Немалые надежды относительно наращивания экспорта правительство возлагает и на реализацию заключенного со Сбербанком России договора по льготированию процентных ставок по кредитам, выдаваемым российским покупателям на покупку белорусской продукции. В. Семашко также предположил, что работа в составе Таможенного союза даст Беларуси больше плюсов, чем минусов, в сфере внешней торговли.
Между тем многие аналитики достаточно скептически оценивают эти планы. Они считают, что освоение новых нетрадиционных рынков займет не один год и потребует вложения значительных средств, отдачи от которых в обозримой перспективе ожидать не стоит.
Да и суждение о том, что покупатели в заморских странах буквально сгорают от желания приобрести белорусскую продукцию, достаточно спорно. Иначе придется сделать допущение, что ведущие мировые производители теряли там время даром на протяжении многих десятилетий. Так что в развивающихся странах наши заводы ожидает весьма жесткая конкурентная борьба, результат которой в лучшем случае непредсказуем.
Свои и чужие.
Не будет им поблажек, как уже показали события первого месяца текущего года, и на российском рынке, даже несмотря на декларации первых лиц РБ и РФ о колоссальной пользе Таможенного союза для всех его участников.
Как заявили недавно российские экономисты, представляющие Высшую школу экономики и Центр развития, народное хозяйство России находится сейчас в фазе стагнации и признаков его устойчивого оживления пока не видно. Внутренний спрос на продукцию российских предприятий продолжает быстро падать. Развитие этих тенденций уже во II-III кварталах 2010 г. может вызвать в стране новый спад, причем в еще худших условиях, чем в 2009 г. С учетом этого сворачивание антикризисной поддержки правительством своих производителей явно преждевременно.
Впрочем, никто в российском руководстве этого делать и не собирается. Еще в конце прошлого года премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал, что в 2010 г. реализация госпрограмм по поддержке отечественного автопрома продолжится в прежних объемах. А не так давно на имя первого заместителя председателя Правительства РФ Виктора Зубкова поступило письмо руководителей ОАО "Россельхозбанк" и ассоциации "Росагромаш", в котором сообщается о намерении разработать совместную программу кредитования поставок оборудования и сельхозтехники для нужд АПК.
В ее рамках предусматривается приобретение сельхозпроизводителями в 2010 г. 35 тыс. тракторов, 11 тыс. зерноуборочных комбайнов и 3,5 тыс. кормоуборочных комбайнов исключительно российского производства на общую сумму более 100 млрд. RUB (3,3 млрд. USD), из них 70,95 млрд. RUB - за счет кредитных ресурсов. Не собирается оставаться в стороне и контролируемый государством Внешэкономбанк, который заявил о готовности предоставить концерну "Тракторные заводы" льготный кредит на 7 лет в размере 15 млрд. RUB (500 млн. USD) на обеспечение непрерывного процесса производства, погашение кассовых разрывов и ликвидацию задолженности перед поставщиками.
Однако сохранение Правительством РФ мер господдержки своих производителей автоматически ухудшает позиции на российском рынке поставщиков из других стран - участниц Таможенного союза (которые, впрочем, поступают аналогично). Таким образом, ожидание резкого наращивания экспорта белорусской продукции в Россию и тем более выстраивание на этом предположении основных положений экономической стратегии является чрезмерным оптимизмом.