Экономика или мировая шахматная доска?
25.01.2010
—
Новости Экономики
Если Беларусь безнадежно пытается выторговать выгодные финансовые условия при покупке нефти и газа, то для Казахстана Таможенный союз - геополитический проект, не несущий никакой сиюминутной выгоды.Третий игрок Таможенного союза - Казахстан - внесет в это геополитическое образование свои потенциальные возможности. Использовать их может попытаться и Беларусь.
Китайцы наступают.
До начала мирового финансового кризиса Казахстан являлся одной из самых быстроразвивающихся стран в регионе. Но падение цен на сырьевых рынках привело к тому, что государству пришлось продавать активы в нефтегазовой отрасли, чтобы спасать финансовый сектор, под угрозой оказались реализация Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы и "Дорожная карта" - программа по повышению социальных стандартов до уровня среднеразвитых стран. В условиях кризиса на помощь казахстанской экономике пришел Китай.
В апреле 2009 года состоялся визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Китай. Среди основных соглашений, достигнутых в ходе визита, стало приобретение Китайской национальной нефтяной корпорацией CNPC пакета акций энергетической компании "МангистауМунайГаз" и предоставление Казахстану кредита в размере 10 млрд. USD.
Половина кредита, как сообщалось по итогам принятых решений, пойдет на развитие энергетического сектора республики, еще часть Банк развития Казахстана направит на цели диверсификации экономики страны.
Акции ММГ укрепляют и без того серьезные позиции Китая на энергетическом рынке Казахстана. Эта страна уже контролирует почти 30% нефтедобычи в Казахстане. Инвестиции в нефтепереработку сопровождаются закупкой китайских технологий и оборудования, приездом китайской рабочей силы. Так, 29 октября управляющий директор компании "КазМунайГаз" Данияр Тиесов сообщил об условиях реконструкции Атырауского НПЗ. Реконструкцию будет осуществлять китайская Sinopec Engineering. С привлечением Sinopec решился вопрос об источниках финансирования - это будут деньги китайского банка в размере 1,4 млрд. USD. По данным казахстанских источников, на реконструкции будет занято до 5 тысяч человек, из них 2,5 тысячи - граждане Казахстана.
За 11 месяцев прошлого года товарооборот между Китаем и Казахстаном снизился на 23,6% и составил 12,36 млрд. USD. Но в предыдущие годы он рос как на дрожжах. По итогам 2007 года он вырос на 41% и составил около 12 млрд. USD (примерно 15% казахстанского и 0,57% китайского внешнеторгового товарооборота). По итогам 2008 года товарооборот между Китаем и Казахстаном вырос на 29% и составил 15,9 млрд. USD. Свыше 94% поставок из РК в КНР пришлось на ресурсы (энергоносители - около 80%, черные и цветные металлы - примерно 13,5%). В свою очередь, ассортимент товаров, поставляемых из Китая, включал продукцию машиностроения и металлообработки (около 59%), продовольствие (34%). Если ранее китайские компании активно внедрялись только в энергетическую сферу Казахстана, то с прошлого года, по признанию казахстанских аналитиков, китайцев интересует все.
Практически все без исключения тендеры выигрывают китайские компании. Сырьевой характер экономики и перспектива привязки к одному экономическому партнеру не может не вызывать беспокойства, в том числе и в политических кругах Казахстана. Сенатор Тасбай Симамбаев обеспокоен увеличивающимся присутствием китайских компаний на нефтегазовом рынке Казахстана: "У нас многовекторная политика, но в последнее время мы сильный наклон делали в сторону Востока. У нас почти 30% нефтедобычи передано Китаю, теперь туда газопровод идет (за китайские же деньги. - Прим. авт.). Нам, мне кажется, надо сохранять стратегические объекты в своих руках. Мы знаем, что наши восточные соседи ведут очень жесткую экономическую политику, у них порой отсутствует социальная политика, и в связи с этим нам надо думать о будущем Казахстана, о наших детях и внуках и при всем мировом кризисе не выпускать стратегические объекты из своих крепких рук. Мы знаем, можно хлопнуть дверью перед европейскими странами, мы не раз уже это делали, но перед восточными странами хлопнуть дверьми нам никто не позволит. И любые объекты, которые мы им отдали, мы за тысячу лет потом не вернем".
Оппозиционная демократическая партия "Азат" выразила тревогу в связи с расширением присутствия Китая на энергетическом рынке Казахстана, которое, по ее мнению, "может нанести непоправимый урон экономической и, более того, национальной безопасности нашей страны".
Ситуация усугубляется диспаритетом в населении двух стран. На юго-западе Казахстан граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая, экономика которого не без мер государственного стимулирования динамично развивается, так же динамично растет население. Оно составляет более 20 млн. человек, а во всем Казахстане проживает чуть более 16 млн., и население сконцентрировано преимущественно на севере страны.
Население юга опасается "ползучей экспансии" китайцев, что очевидно по демографической ситуации в самом автономном районе: пару десятков лет назад подавляющее большинство населения там составляли уйгуры, теперь же почти половину составляют китайцы хань.
Получится ли отгородиться?
Таможенный союз - это барьер, который руководство Казахстана поставило на пути китайской экспансии. Оно надеется, что те отрасли экономики, которые не выдержали конкуренции с китайскими производителями, привлекут инвестиции и начнут развиваться. Министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов заявляет, что "в результате унификации с партнерами таможенных тарифов для нас установятся более высокие тарифы по товарам из третьих стран, сокращение импорта даст шанс казахстанским товарам занять те ниши на внутреннем рынке, которые были прочно заняты товарами из третьих стран, в частности из Китая". На ренессанс и приток инвестиций надеются работники легкой и пищевой промышленности.
В краткосрочной же перспективе потери несут казахские потребители. Уже теперь в магазинах и на рынках Казахстана подорожали текстиль, обувь, бытовая техника, продукты и автомобили - казахи тоже ориентировались на подержанные иномарки из Европы и Японии. По некоторым позициям подорожание составило 200%.
Предприниматели, которые заняты импортом ширпотреба из Китая, уверены: китайские товары просто подорожают, а в некоторых случаях уступят место российским, потому что с легкой и пищевой промышленностью этой страны производители ТНП в Казахстане тоже не в состоянии конкурировать. Портал Казах-зерно цитирует предпринимателя Жумагула Оразова: "На данный момент я вижу в этом не экономический, а политический союз, который выгоден России. Моя супруга занимается текстильным товаром из Турции и Китая. В Таможенном союзе сказали: для товаров из Китая и Турции таможня подорожала. Этот бизнес решили закрыть. Также имеется продуктовый магазин. С 1 января нам все компании принесли новые тарифы, все продукты питания, кроме произведенных в России и Беларуси, сильно подорожали". Предприниматели уверены, что, "создав 100 рабочих мест, правительство уничтожит 10.000".
Но правительство Казахстана смотрит на перспективу. Оно надеется получить доступ к российским нефтепроводам и железнодорожным перевозкам по внутренним российским тарифам. Это даст возможность выйти на европейские рынки, с этой целью в Казахстане разработана и еще одна программа - "Путь в Европу". Именно новые рынки откроют для Казахстана новые возможности, которые были закрыты из-за российских транзитных тарифов и таможенных пошлин.
В своем новогоднем обращении президент Нурсултан Назарбаев сказал: "Вступление в Таможенный союз усилит нашу экономику, откроет для нее новые перспективы, повысит качество жизни казахстанцев". Таможенный союз откроет казахстанскому капиталу дорогу на российский рынок. "Мы знаем, что в крупных российских городах, в 10-миллионной Москве, есть хорошие сети. В условиях кризиса они, наверное, стали дешевле. Это может стать потенциальным рынком сбыта для казахстанской продукции, пищевой и мясной. То есть не просто продавать российскому партнеру, а посмотреть, можем ли мы купить сеть", - сказал премьер-министр Казахстана Карим Масимов, подчеркнув, что при необходимости государство может помочь бизнес-структурам, желающим приобрести торговые сети в России.
Шанс для наших.
Сегодня Казахстан реализует Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы. Она содержит 70 подпрограмм, и теперь в ней на более привлекательных условиях могут участвовать белорусские и российские предприятия, в первую очередь машиностроительные. Тендеры в этой стране никто не отменял, их прозрачность гарантирует большое количество заинтересованных, но предприятия России и Беларуси получают совершенно законные преимущества.
Российские холдинги могли бы если не финансировать, то софинансировать строительство и руконструкцию казахстанских предприятий - условия финансирования в госпрограмме предполагаются весьма разнообразные. Белорусам же на этом "празднике жизни" предлагаются казахстанская нефть по неизвестной пока цене, возможность конкурировать с российскими, а также китайскими, японскими, английскими, индийскими и другими компаниями на казахстанском рынке (вряд ли Таможенный союз испугает их очень сильно) и участие в очередном интеграционном проекте на постсоветском пространстве, что особенно близко руководству Беларуси. Ближайшее время покажет, пригласили Беларусь в очередной союз просто "за компанию" или же действительно наши сумеют кого-то подвинуть на рынке Казахстана.
Китайцы наступают.
До начала мирового финансового кризиса Казахстан являлся одной из самых быстроразвивающихся стран в регионе. Но падение цен на сырьевых рынках привело к тому, что государству пришлось продавать активы в нефтегазовой отрасли, чтобы спасать финансовый сектор, под угрозой оказались реализация Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы и "Дорожная карта" - программа по повышению социальных стандартов до уровня среднеразвитых стран. В условиях кризиса на помощь казахстанской экономике пришел Китай.
В апреле 2009 года состоялся визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Китай. Среди основных соглашений, достигнутых в ходе визита, стало приобретение Китайской национальной нефтяной корпорацией CNPC пакета акций энергетической компании "МангистауМунайГаз" и предоставление Казахстану кредита в размере 10 млрд. USD.
Половина кредита, как сообщалось по итогам принятых решений, пойдет на развитие энергетического сектора республики, еще часть Банк развития Казахстана направит на цели диверсификации экономики страны.
Акции ММГ укрепляют и без того серьезные позиции Китая на энергетическом рынке Казахстана. Эта страна уже контролирует почти 30% нефтедобычи в Казахстане. Инвестиции в нефтепереработку сопровождаются закупкой китайских технологий и оборудования, приездом китайской рабочей силы. Так, 29 октября управляющий директор компании "КазМунайГаз" Данияр Тиесов сообщил об условиях реконструкции Атырауского НПЗ. Реконструкцию будет осуществлять китайская Sinopec Engineering. С привлечением Sinopec решился вопрос об источниках финансирования - это будут деньги китайского банка в размере 1,4 млрд. USD. По данным казахстанских источников, на реконструкции будет занято до 5 тысяч человек, из них 2,5 тысячи - граждане Казахстана.
За 11 месяцев прошлого года товарооборот между Китаем и Казахстаном снизился на 23,6% и составил 12,36 млрд. USD. Но в предыдущие годы он рос как на дрожжах. По итогам 2007 года он вырос на 41% и составил около 12 млрд. USD (примерно 15% казахстанского и 0,57% китайского внешнеторгового товарооборота). По итогам 2008 года товарооборот между Китаем и Казахстаном вырос на 29% и составил 15,9 млрд. USD. Свыше 94% поставок из РК в КНР пришлось на ресурсы (энергоносители - около 80%, черные и цветные металлы - примерно 13,5%). В свою очередь, ассортимент товаров, поставляемых из Китая, включал продукцию машиностроения и металлообработки (около 59%), продовольствие (34%). Если ранее китайские компании активно внедрялись только в энергетическую сферу Казахстана, то с прошлого года, по признанию казахстанских аналитиков, китайцев интересует все.
Практически все без исключения тендеры выигрывают китайские компании. Сырьевой характер экономики и перспектива привязки к одному экономическому партнеру не может не вызывать беспокойства, в том числе и в политических кругах Казахстана. Сенатор Тасбай Симамбаев обеспокоен увеличивающимся присутствием китайских компаний на нефтегазовом рынке Казахстана: "У нас многовекторная политика, но в последнее время мы сильный наклон делали в сторону Востока. У нас почти 30% нефтедобычи передано Китаю, теперь туда газопровод идет (за китайские же деньги. - Прим. авт.). Нам, мне кажется, надо сохранять стратегические объекты в своих руках. Мы знаем, что наши восточные соседи ведут очень жесткую экономическую политику, у них порой отсутствует социальная политика, и в связи с этим нам надо думать о будущем Казахстана, о наших детях и внуках и при всем мировом кризисе не выпускать стратегические объекты из своих крепких рук. Мы знаем, можно хлопнуть дверью перед европейскими странами, мы не раз уже это делали, но перед восточными странами хлопнуть дверьми нам никто не позволит. И любые объекты, которые мы им отдали, мы за тысячу лет потом не вернем".
Оппозиционная демократическая партия "Азат" выразила тревогу в связи с расширением присутствия Китая на энергетическом рынке Казахстана, которое, по ее мнению, "может нанести непоправимый урон экономической и, более того, национальной безопасности нашей страны".
Ситуация усугубляется диспаритетом в населении двух стран. На юго-западе Казахстан граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая, экономика которого не без мер государственного стимулирования динамично развивается, так же динамично растет население. Оно составляет более 20 млн. человек, а во всем Казахстане проживает чуть более 16 млн., и население сконцентрировано преимущественно на севере страны.
Население юга опасается "ползучей экспансии" китайцев, что очевидно по демографической ситуации в самом автономном районе: пару десятков лет назад подавляющее большинство населения там составляли уйгуры, теперь же почти половину составляют китайцы хань.
Получится ли отгородиться?
Таможенный союз - это барьер, который руководство Казахстана поставило на пути китайской экспансии. Оно надеется, что те отрасли экономики, которые не выдержали конкуренции с китайскими производителями, привлекут инвестиции и начнут развиваться. Министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов заявляет, что "в результате унификации с партнерами таможенных тарифов для нас установятся более высокие тарифы по товарам из третьих стран, сокращение импорта даст шанс казахстанским товарам занять те ниши на внутреннем рынке, которые были прочно заняты товарами из третьих стран, в частности из Китая". На ренессанс и приток инвестиций надеются работники легкой и пищевой промышленности.
В краткосрочной же перспективе потери несут казахские потребители. Уже теперь в магазинах и на рынках Казахстана подорожали текстиль, обувь, бытовая техника, продукты и автомобили - казахи тоже ориентировались на подержанные иномарки из Европы и Японии. По некоторым позициям подорожание составило 200%.
Предприниматели, которые заняты импортом ширпотреба из Китая, уверены: китайские товары просто подорожают, а в некоторых случаях уступят место российским, потому что с легкой и пищевой промышленностью этой страны производители ТНП в Казахстане тоже не в состоянии конкурировать. Портал Казах-зерно цитирует предпринимателя Жумагула Оразова: "На данный момент я вижу в этом не экономический, а политический союз, который выгоден России. Моя супруга занимается текстильным товаром из Турции и Китая. В Таможенном союзе сказали: для товаров из Китая и Турции таможня подорожала. Этот бизнес решили закрыть. Также имеется продуктовый магазин. С 1 января нам все компании принесли новые тарифы, все продукты питания, кроме произведенных в России и Беларуси, сильно подорожали". Предприниматели уверены, что, "создав 100 рабочих мест, правительство уничтожит 10.000".
Но правительство Казахстана смотрит на перспективу. Оно надеется получить доступ к российским нефтепроводам и железнодорожным перевозкам по внутренним российским тарифам. Это даст возможность выйти на европейские рынки, с этой целью в Казахстане разработана и еще одна программа - "Путь в Европу". Именно новые рынки откроют для Казахстана новые возможности, которые были закрыты из-за российских транзитных тарифов и таможенных пошлин.
В своем новогоднем обращении президент Нурсултан Назарбаев сказал: "Вступление в Таможенный союз усилит нашу экономику, откроет для нее новые перспективы, повысит качество жизни казахстанцев". Таможенный союз откроет казахстанскому капиталу дорогу на российский рынок. "Мы знаем, что в крупных российских городах, в 10-миллионной Москве, есть хорошие сети. В условиях кризиса они, наверное, стали дешевле. Это может стать потенциальным рынком сбыта для казахстанской продукции, пищевой и мясной. То есть не просто продавать российскому партнеру, а посмотреть, можем ли мы купить сеть", - сказал премьер-министр Казахстана Карим Масимов, подчеркнув, что при необходимости государство может помочь бизнес-структурам, желающим приобрести торговые сети в России.
Шанс для наших.
Сегодня Казахстан реализует Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы. Она содержит 70 подпрограмм, и теперь в ней на более привлекательных условиях могут участвовать белорусские и российские предприятия, в первую очередь машиностроительные. Тендеры в этой стране никто не отменял, их прозрачность гарантирует большое количество заинтересованных, но предприятия России и Беларуси получают совершенно законные преимущества.
Российские холдинги могли бы если не финансировать, то софинансировать строительство и руконструкцию казахстанских предприятий - условия финансирования в госпрограмме предполагаются весьма разнообразные. Белорусам же на этом "празднике жизни" предлагаются казахстанская нефть по неизвестной пока цене, возможность конкурировать с российскими, а также китайскими, японскими, английскими, индийскими и другими компаниями на казахстанском рынке (вряд ли Таможенный союз испугает их очень сильно) и участие в очередном интеграционном проекте на постсоветском пространстве, что особенно близко руководству Беларуси. Ближайшее время покажет, пригласили Беларусь в очередной союз просто "за компанию" или же действительно наши сумеют кого-то подвинуть на рынке Казахстана.