Болезненный выбор белорусской экономики
11.01.2010
—
Новости Экономики
Использование международных кредитов на поддержание стабильности платежной системы в 2009 году привело к перекосам в экономике, связанным с особенностями национальной экономической модели.Одной из особенностей прошлого года стало признание правительством и Национальным банком невозможности минимизации макроэкономических последствий мирового кризиса без привлечения внешних заимствований.
Зависимость белорусской экономики от внешних заимствований может стать "миной замедленного действия" под экономическим благополучием Республики Беларусь в среднесрочной перспективе.
При этом под неблагоприятными последствиями понимается не столько неспособность правительства рассчитаться по своим долгам (благо государственного имущества для этого пока предостаточно), сколько развитие неблагоприятных макроэкономических тенденций, связанных с порядком использования внешних заимствований.
Ставка на доверие населения.
В условиях Республики Беларусь под макроэкономической стабильностью платежной системы власти понимают преимущественно стабильность курса белорусского рубля, и на эту цель и были использованы международные кредиты в 2009 году. При этом основным аргументом проводимой макроэкономической политики являлась необходимость сохранения доверия физических лиц, являющихся основными вкладчиками банков, к национальной валюте в совокупности с поддержанием внутреннего спроса населения. Статистика 11 месяцев 2009 года свидетельствует о неоднозначности выполнения данной задачи.
По состоянию на 1 декабря 2009 года срочные депозиты физических лиц в белорусских рублях остались на уровне начала года и составили 5,8 трлн. BYR. За этот же период срочные вклады физических лиц в иностранной валюте возросли в 1,76 раза и составили 9,5 трлн. BYR. То есть стабильность курса не вернула доверия физических лиц к национальной валюте, а привела к еще большей зависимости банковской системы от настроений физических лиц. Так, если в начале 2009 года срочные депозиты физических лиц в белорусских рублях превышали аналогичные депозиты юридических лиц в 1,73 раза, то по состоянию на 1 декабря - в 1,93 раза. Еще хуже соотношение по срочным валютным депозитам. Если в начале 2009 года срочные валютные депозиты физических лиц превышали аналогичные депозиты юридических лиц в 3,85 раза, то по итогам 11 месяцев данное соотношение составило 5,61 раза. Такая тенденция не случайна, так как основную тяжесть кризиса в прошлом году несло на себе не население, а предприятия.
Завышенный курс.
Какую же цену заплатила экономика за попытку возврата доверия населения к национальной валюте? Наиболее очевидным последствием попытки сохранения стабильности национальной валюты стал рост отрицательного сальдо внешней торговли до 5,7 млрд. USD. Отрицательное сальдо внешней торговли является ключевым показателем, характеризующим завышенность курса национальной валюты при сложившейся в 2009 году отраслевой структуре экономики. То есть теоретически при иной отраслевой структуре экономики (например, развитие преимущественно сферы услуг) отмечаемый в 2009 году курс национальной валюты мог бы быть и незавышенным. Индикатором данного процесса является значение сальдо внешней торговли.
Завышенный курс белорусского рубля привел к снижению конкурентоспособности белорусских товаров по ценовому фактору, снижению их экспортного потенциала. Последние выводы подтверждаются и данными статистики, согласно которым экспорт товаров сокращался быстрее (на 41,7% за 10 месяцев 2009 года), чем импорт (на 33,3%).
По сути, за счет международных кредитов правительство и Национальный банк посредством завышенного курса белорусского рубля поддерживали иностранных товаропроизводителей. При этом тенденции мировой экономики обратные и свидетельствуют о том, что даже высокоразвитые страны (США, Япония и Европейский Союз) и Китай стремятся поддерживать своих товаропроизводителей за счет иногда и искусственного занижения курса национальной валюты. Цель данной политики очевидна. Если в условиях кризиса сохранятся национальные товаропроизводители, то в будущем будет работа, а соответственно и рост благосостояния населения. Попытка же переложить все экономические и социальные проблемы только на плечи товаропроизводителей может в будущем привести к их банкротству. Это, в свою очередь, грозит существенным снижением жизненного уровня населения. Не эту ли мысль высказал президент, посещая в свое время ОАО "Амкодор"?
Секреты роста ВВП.
Помимо завышенного курса национальной валюты, дополнительным социальным бременем для предприятий стала и избыточная занятость. По различным источникам, порядка 300 тысяч человек в стране работают в режиме неполной занятости. По данным государственных экспертов, скрытая безработица составляет около 4,2% экономически активного населения, или порядка 193 тыс. человек. То есть, не производя товары, рабочие получают от предприятий 2/3 заработной платы за простой. Заработная плата за простои в совокупности с налогами, начисляемыми на заработную плату (помимо отчислений в Фонд социальной защиты населения, сюда можно отнести и НДС, начисляемый на добавленную стоимость, включающую заработную плату), является составным элементом ВВП и косвенно способствует не столь существенному снижению белорусского ВВП по сравнению с соседними странами. Не в этом ли один из секретов белорусской стабильности ВВП?
НДС-эффект.
Сохранение занятости населения тесно связано с производством товаров, не обеспеченных адекватным спросом. По состоянию на 1 декабря 2009 года складские запасы готовой продукции в промышленности составили 6,05 трлн. BYR и возросли на 22% по сравнению с началом года. В условиях дефицита оборотных средств рост складских запасов в совокупности с сохранением занятости вынудил предприятия искать внешние источники финансирования своей деятельности. В результате рост кредиторской задолженности банков по кредитам и займам за год составил 1,5 раза - до уровня 54,2 трлн. BYR по состоянию на 1 ноября 2009 года.
Увеличение складских запасов усугубляется для товаропроизводителей наметившейся в 2009 году тенденцией переложения бремени экономического кризиса на плечи промышленности посредством изменения налогового законодательства. Рост ставки НДС до 20%, безусловно, приведет к росту цен и не будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем наиболее стабильном и, соответственно, важном для национальных предприятий рынке. При этом налоговая нагрузка увеличится на 1% (2% роста ставки НДС минус 1% отменяемого республиканского сбора) и на складские запасы промышленных предприятий и предприятий торговли, имеющие остатки товаров на 1 января 2010 года.
Основываясь на данных статистики, можно отметить, что дополнительные поступления НДС от реализации складских и торговых запасов (складской НДС) могут составить порядка 100 млрд. BYR. На эту же сумму увеличится дефицит оборотных средств товаропроизводителей и торговых предприятий. В свою очередь, отмена 5-процентного налога с продаж в розничной торговле означает повышение ценовой конкурентоспособности импортных товаров, так как с них данный налог преимущественно и взимается.
Заветами Кейнса.
Выбор категории субъектов (население или промышленные предприятия), несущих основное бремя финансового кризиса, является в первую очередь политическим вопросом. Но от экономического состояния промышленных предприятий, их возможности нести бремя экономического кризиса в первую очередь будут зависеть политические решения, связанные с изменением подходов к формированию курса национальной валюты, являющегося в условиях Беларуси основным критерием богатства населения. При этом проводимая правительством и Национальным банком в 2009 году экономическая политика, направленная на сохранение "долларового" жизненного уровня населения за счет промышленных предприятий и внешних заимствований, представляет собой современный вариант экономической политики Кейнса по выходу из кризиса, применяемый высокоразвитыми государствами в 30-40-е годы прошлого века.
Повторяя тезисы Кейнса, государство пытается поддержать внутренний спрос населения, в том числе и на жилье, за счет искусственного завышения его жизненного уровня посредством дешевых жилищных кредитов и заработной платы, не соответствующей современным показателям производительности труда. Именно внутренний спрос населения, по сути, должен стать основным локомотивом выхода белорусской экономики из кризиса до момента оживления внешних рынков сбыта. Данная экономическая стратегия рассчитана на краткосрочность мирового экономического кризиса и вряд ли сможет быть реализована в долгосрочной перспективе.
Так, в отличие от времени жизни Кейнса, современная экономическая ситуация в Беларуси характеризуется двумя макроэкономическими взаимосвязанными особенностями, не способствующими ее реализации в долгосрочной перспективе. Во-первых, экономика Беларуси носит открытый характер, в то время как предложения Кейнса были связаны с протекционизмом и ориентацией внутреннего спроса на товары национальных производителей. Во-вторых, предложения Кейнса были рассчитаны на экономики высокоразвитых стран (Великобритания, США, Франция), имевших в то время собственные сырьевые колонии, и национальных товаропроизводителей, которые могли производить конкурентные товары, полностью обеспечивающие внутренний спрос. В современной белорусской ситуации нет ни сырьевых колоний, ни достаточного количества конкурентоспособных отечественных товаропроизводителей, о чем свидетельствует рост отрицательного сальдо внешней торговли.
Только краткосрочность мирового экономического кризиса и оживление внешних рынков сбыта в 2010 году могут экономически обосновать рост внешнего долга Беларуси до 19,1 млрд. USD по состоянию на 1 октября 2009 года. Однозначных прогнозов относительно продолжительности мирового экономического кризиса нет до сих пор, поэтому об эффективности государственной экономической политики в 2009 году можно будет судить уже в первой половине 2010 года.
Зависимость белорусской экономики от внешних заимствований может стать "миной замедленного действия" под экономическим благополучием Республики Беларусь в среднесрочной перспективе.
При этом под неблагоприятными последствиями понимается не столько неспособность правительства рассчитаться по своим долгам (благо государственного имущества для этого пока предостаточно), сколько развитие неблагоприятных макроэкономических тенденций, связанных с порядком использования внешних заимствований.
Ставка на доверие населения.
В условиях Республики Беларусь под макроэкономической стабильностью платежной системы власти понимают преимущественно стабильность курса белорусского рубля, и на эту цель и были использованы международные кредиты в 2009 году. При этом основным аргументом проводимой макроэкономической политики являлась необходимость сохранения доверия физических лиц, являющихся основными вкладчиками банков, к национальной валюте в совокупности с поддержанием внутреннего спроса населения. Статистика 11 месяцев 2009 года свидетельствует о неоднозначности выполнения данной задачи.
По состоянию на 1 декабря 2009 года срочные депозиты физических лиц в белорусских рублях остались на уровне начала года и составили 5,8 трлн. BYR. За этот же период срочные вклады физических лиц в иностранной валюте возросли в 1,76 раза и составили 9,5 трлн. BYR. То есть стабильность курса не вернула доверия физических лиц к национальной валюте, а привела к еще большей зависимости банковской системы от настроений физических лиц. Так, если в начале 2009 года срочные депозиты физических лиц в белорусских рублях превышали аналогичные депозиты юридических лиц в 1,73 раза, то по состоянию на 1 декабря - в 1,93 раза. Еще хуже соотношение по срочным валютным депозитам. Если в начале 2009 года срочные валютные депозиты физических лиц превышали аналогичные депозиты юридических лиц в 3,85 раза, то по итогам 11 месяцев данное соотношение составило 5,61 раза. Такая тенденция не случайна, так как основную тяжесть кризиса в прошлом году несло на себе не население, а предприятия.
Завышенный курс.
Какую же цену заплатила экономика за попытку возврата доверия населения к национальной валюте? Наиболее очевидным последствием попытки сохранения стабильности национальной валюты стал рост отрицательного сальдо внешней торговли до 5,7 млрд. USD. Отрицательное сальдо внешней торговли является ключевым показателем, характеризующим завышенность курса национальной валюты при сложившейся в 2009 году отраслевой структуре экономики. То есть теоретически при иной отраслевой структуре экономики (например, развитие преимущественно сферы услуг) отмечаемый в 2009 году курс национальной валюты мог бы быть и незавышенным. Индикатором данного процесса является значение сальдо внешней торговли.
Завышенный курс белорусского рубля привел к снижению конкурентоспособности белорусских товаров по ценовому фактору, снижению их экспортного потенциала. Последние выводы подтверждаются и данными статистики, согласно которым экспорт товаров сокращался быстрее (на 41,7% за 10 месяцев 2009 года), чем импорт (на 33,3%).
По сути, за счет международных кредитов правительство и Национальный банк посредством завышенного курса белорусского рубля поддерживали иностранных товаропроизводителей. При этом тенденции мировой экономики обратные и свидетельствуют о том, что даже высокоразвитые страны (США, Япония и Европейский Союз) и Китай стремятся поддерживать своих товаропроизводителей за счет иногда и искусственного занижения курса национальной валюты. Цель данной политики очевидна. Если в условиях кризиса сохранятся национальные товаропроизводители, то в будущем будет работа, а соответственно и рост благосостояния населения. Попытка же переложить все экономические и социальные проблемы только на плечи товаропроизводителей может в будущем привести к их банкротству. Это, в свою очередь, грозит существенным снижением жизненного уровня населения. Не эту ли мысль высказал президент, посещая в свое время ОАО "Амкодор"?
Секреты роста ВВП.
Помимо завышенного курса национальной валюты, дополнительным социальным бременем для предприятий стала и избыточная занятость. По различным источникам, порядка 300 тысяч человек в стране работают в режиме неполной занятости. По данным государственных экспертов, скрытая безработица составляет около 4,2% экономически активного населения, или порядка 193 тыс. человек. То есть, не производя товары, рабочие получают от предприятий 2/3 заработной платы за простой. Заработная плата за простои в совокупности с налогами, начисляемыми на заработную плату (помимо отчислений в Фонд социальной защиты населения, сюда можно отнести и НДС, начисляемый на добавленную стоимость, включающую заработную плату), является составным элементом ВВП и косвенно способствует не столь существенному снижению белорусского ВВП по сравнению с соседними странами. Не в этом ли один из секретов белорусской стабильности ВВП?
НДС-эффект.
Сохранение занятости населения тесно связано с производством товаров, не обеспеченных адекватным спросом. По состоянию на 1 декабря 2009 года складские запасы готовой продукции в промышленности составили 6,05 трлн. BYR и возросли на 22% по сравнению с началом года. В условиях дефицита оборотных средств рост складских запасов в совокупности с сохранением занятости вынудил предприятия искать внешние источники финансирования своей деятельности. В результате рост кредиторской задолженности банков по кредитам и займам за год составил 1,5 раза - до уровня 54,2 трлн. BYR по состоянию на 1 ноября 2009 года.
Увеличение складских запасов усугубляется для товаропроизводителей наметившейся в 2009 году тенденцией переложения бремени экономического кризиса на плечи промышленности посредством изменения налогового законодательства. Рост ставки НДС до 20%, безусловно, приведет к росту цен и не будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем наиболее стабильном и, соответственно, важном для национальных предприятий рынке. При этом налоговая нагрузка увеличится на 1% (2% роста ставки НДС минус 1% отменяемого республиканского сбора) и на складские запасы промышленных предприятий и предприятий торговли, имеющие остатки товаров на 1 января 2010 года.
Основываясь на данных статистики, можно отметить, что дополнительные поступления НДС от реализации складских и торговых запасов (складской НДС) могут составить порядка 100 млрд. BYR. На эту же сумму увеличится дефицит оборотных средств товаропроизводителей и торговых предприятий. В свою очередь, отмена 5-процентного налога с продаж в розничной торговле означает повышение ценовой конкурентоспособности импортных товаров, так как с них данный налог преимущественно и взимается.
Заветами Кейнса.
Выбор категории субъектов (население или промышленные предприятия), несущих основное бремя финансового кризиса, является в первую очередь политическим вопросом. Но от экономического состояния промышленных предприятий, их возможности нести бремя экономического кризиса в первую очередь будут зависеть политические решения, связанные с изменением подходов к формированию курса национальной валюты, являющегося в условиях Беларуси основным критерием богатства населения. При этом проводимая правительством и Национальным банком в 2009 году экономическая политика, направленная на сохранение "долларового" жизненного уровня населения за счет промышленных предприятий и внешних заимствований, представляет собой современный вариант экономической политики Кейнса по выходу из кризиса, применяемый высокоразвитыми государствами в 30-40-е годы прошлого века.
Повторяя тезисы Кейнса, государство пытается поддержать внутренний спрос населения, в том числе и на жилье, за счет искусственного завышения его жизненного уровня посредством дешевых жилищных кредитов и заработной платы, не соответствующей современным показателям производительности труда. Именно внутренний спрос населения, по сути, должен стать основным локомотивом выхода белорусской экономики из кризиса до момента оживления внешних рынков сбыта. Данная экономическая стратегия рассчитана на краткосрочность мирового экономического кризиса и вряд ли сможет быть реализована в долгосрочной перспективе.
Так, в отличие от времени жизни Кейнса, современная экономическая ситуация в Беларуси характеризуется двумя макроэкономическими взаимосвязанными особенностями, не способствующими ее реализации в долгосрочной перспективе. Во-первых, экономика Беларуси носит открытый характер, в то время как предложения Кейнса были связаны с протекционизмом и ориентацией внутреннего спроса на товары национальных производителей. Во-вторых, предложения Кейнса были рассчитаны на экономики высокоразвитых стран (Великобритания, США, Франция), имевших в то время собственные сырьевые колонии, и национальных товаропроизводителей, которые могли производить конкурентные товары, полностью обеспечивающие внутренний спрос. В современной белорусской ситуации нет ни сырьевых колоний, ни достаточного количества конкурентоспособных отечественных товаропроизводителей, о чем свидетельствует рост отрицательного сальдо внешней торговли.
Только краткосрочность мирового экономического кризиса и оживление внешних рынков сбыта в 2010 году могут экономически обосновать рост внешнего долга Беларуси до 19,1 млрд. USD по состоянию на 1 октября 2009 года. Однозначных прогнозов относительно продолжительности мирового экономического кризиса нет до сих пор, поэтому об эффективности государственной экономической политики в 2009 году можно будет судить уже в первой половине 2010 года.