Дан приказ на взлет
11.01.2010
—
Новости Экономики
Несмотря на стагнацию основных рынков, белорусские власти запланировали рекордные темпы роста. Чем закончится эта экономико-пропагандистская кампания: провалом, приписками или триумфом административного фактора?На днях Совет министров и Национальный банк утвердили совместный план действий по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 г. Соответствующее решение содержится в постановлении № 1750.
Основной акцент в плане, утверждают чиновники, сделан на либерализации условий деятельности и максимальное раскрепощение инициативы организаций и их менеджмента.
Это вроде бы вполне корреспондируется с заявлениями, сделанными А. Лукашенко в канун Нового года на пресс-конференции для белорусских журналистов. По его словам, опыт показывает, что, когда в экономике кризисные явления, лучше не вмешиваться и дать ей возможность самостоятельно выплыть. "Надо больше раскрепощать экономику и людей", иначе невозможно решить самый главный вопрос: "любыми судьбами" продать продукцию, сказал президент.
Свобода в рамках необходимости.
Смущает только, что на той же самой встрече с представителями СМИ президент фактически заявил, что параметры социально-экономического развития страны на 2010 г. лишь по названию являются прогнозными, а на самом деле подлежат безусловному выполнению. Надо понимать, даже независимо от того, как будет складываться конъюнктура на внешних рынках.
Между тем директивные показатели на текущий год являются экстраординарно высокими. В соответствии с ними объем валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом должен составить 111-113%, продукции промышленности - 110-112%, продукции сельского хозяйства - 110-111%, инвестиций в основной капитал - 123-125%. На экспорт будет направлено 52% прироста производства промышленной продукции. С учетом этого объем внешней торговли товарами и услугами должен увеличиться на 24-25%, в том числе экспорта - на 27-28%.
Однако белорусскому правительству сомнения в реалистичности этих головокружительных цифр по долгу службы чужды. И оно уже разработало комплекс мер, который позволит народному хозяйству в 2010 г. достичь запланированных ориентиров, сообщил 29 декабря на заседании Совета министров РБ премьер-министр Сергей Сидорский. При этом в числе главных обеспечивающих мероприятий он назвал подготовку бизнес-планов развития предприятий и инновационных программ министерств и ведомств.
Но скептики утверждают, что все дело, как и прежде, сведется к спуску подведомственным структурам контрольных цифр и последующему их "выколачиванию". В качестве доказательства они ссылаются на заявление, сделанное на упомянутом заседании Совмина вице-премьером Андреем Кобяковым. Из него следует, что для выхода на запланированный темп роста промышленного производства (не менее 110%) Минпрому, "Белгоспищепрому", "Беллесбумпрому" и "Беллегпрому" необходимо обеспечить темп роста производства в среднем на уровне от 114 до 116%. Последние, само собой, не преминут довести задание до предприятий.
Характерно, что при этом вопрос о возможном объеме спроса на продукцию, подлежащую изготовлению, даже не поднимается. Понятно, что не министерское это дело, но тогда не надо диктовать производителям, чего и сколько выпускать.
Правда, заместитель премьера не преминул напомнить, что наращивание объемов производства ни в коей мере не должно сопровождаться увеличением запасов на складах. Более того, Андрей Кобяков отметил необходимость разработки органами госуправления новых стратегий увеличения выпуска готовой продукции при одновременном сокращении ее складских остатков. "Их (стратегии) необходимо увязать с доводимым заданием по соотношению темпов выручки и объемов производства и утвердить у заместителей премьер-министра".
Не знаешь - научим...
Руководителям предприятий в данной ситуации не позавидуешь. Вроде бы на самом высоком уровне провозглашена полная либерализация, а на деле директоров обложили со всех сторон контрольными цифрами, как волков красными флажками. И попробуй только не выполнить какой-либо показатель! Хотя элементарная логика подсказывает, что в рыночных условиях следует танцевать не от директивного вала, а от реального спроса и продаж. Ведь движение конъюнктуры на зарубежных рынках, под которые "заточена" наша экономика, не подчиняется предначертаниям Совета министров и даже президента.
Если оценивать перспективы отечественных экспортеров именно с этой точки зрения, то возможность выполнения прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2010 г. выглядит более чем проблематичной. Согласно большинству прогнозов мировую экономику в обозримом будущем в лучшем случае ожидает медленное оживление, но не менее вероятны посткризисный застой и стагнация. Наиболее же закоренелые пессимисты утверждают, что в 2010 г. нас ждет продолжение глобальных экономических катаклизмов.
Суммируя накануне рождественских каникул высказывания ведущих аналитиков, журнал Economist сделал неутешительный вывод: последствия рецессии гораздо более опасны, чем мы думаем, становление экономики еще очень непрочно и целиком зависит от государственного стимулирования. А при подобном раскладе трудно надеяться на резкое увеличение числа желающих купить белорусскую продукцию, даже если это нефтепродукты или калийные удобрения.
Еще более скромными выглядят шансы на масштабное наращивание продаж продукции машиностроения. Тем более что в братской России, которая до недавних пор закупала львиную долю наших автомобилей, тракторов, комбайнов, холодильников и телевизоров, по предварительным оценкам, падение ВВП в 2009 г. оказалось максимальным из стран G20. За первые три квартала прошлого года потери составили 9,9%, а по итогам четырех - примерно 8,5-8,7%. Промышленность же была отброшена на рубежи 2005 г.
Правда, проблески оживления в последнем квартале 2009 года дали основание Минэкономразвития РФ обнародовать 22 декабря уточненный Прогноз социально-экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. Согласно консервативному варианту, в наступившем году ожидается рост ВВП на 1,3%. По умеренно оптимистичному - на 3,1% за счет ожидания более высокой цены на нефть.
Следует признать, что эти выкладки российских чиновников выглядят гораздо более реалистичными, чем расчеты их коллег из Беларуси.
Все только начинается.
Между тем многие независимые эксперты считают более вероятным в 2010 г. не рост ВВП, а продолжение экономического спада. Комментируя недавно в эфире радиостанции "Эхо Москвы" достаточно бодрые ответы президента РФ Дмитрия Медведева на вопросы руководителей трех федеральных каналов 24 декабря 2009 г., глава консалтинговой компании "Неокон" Михаил Хазин заявил, что "самые большие неприятности Россию ждут в 2010 году". Особенно если учитывать, что весьма велика вероятность падения мировых цен на нефть. Да и падение реального сектора почти на 20% существенно выше, чем аналогичные показатели многих стран Европы.
У директора Института проблем глобализации Михаила Делягина не менее пессимистичный взгляд на перспективы российской экономики. По его словам, рост едва ли возможен, поскольку негативные факторы, спровоцировавшие резкое падение ВВП и промпроизводства в 2009 г., сохранились. Прежде всего это максимальная зависимость от энергоносителей. Построение же диверсифицированной модернизированной экономики не продвинулось дальше громких заявлений.
Все это дает основание утверждать, что 2010 г. будет затишьем перед бурей. Пока в распоряжении правительства есть международные резервы (примерно 410 млрд. USD) и эти деньги можно тратить на поддержание спроса в экономике и выполнение социальных обязательств, в стране сохранится некая стабильность. Когда резервы закончатся (примерно осенью 2011 г.), неизбежны системный кризис и обвальная девальвация рубля.
Справедливости ради следует упомянуть высказывание главного экономиста компании "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова. Он надеется (очевидно, основываясь на результатах работы промышленности в IV квартале 2009 г.), что по итогам 2010 г. российская экономика покажет рост в пределах 5%. Но даже глава Минпромторга РФ Виктор Христенко не уверен, что наметившийся рост в промышленности можно назвать устойчивым.
Таким образом, ситуация на зарубежных рынках вроде бы не дает особых оснований для безбрежного оптимизма. Однако прогноз социально-экономического развития Беларуси на 2010 г., содержащий неподъемные для остального мира показатели роста, вступил в силу и стал руководством к действию для всех ее граждан.
Основной акцент в плане, утверждают чиновники, сделан на либерализации условий деятельности и максимальное раскрепощение инициативы организаций и их менеджмента.
Это вроде бы вполне корреспондируется с заявлениями, сделанными А. Лукашенко в канун Нового года на пресс-конференции для белорусских журналистов. По его словам, опыт показывает, что, когда в экономике кризисные явления, лучше не вмешиваться и дать ей возможность самостоятельно выплыть. "Надо больше раскрепощать экономику и людей", иначе невозможно решить самый главный вопрос: "любыми судьбами" продать продукцию, сказал президент.
Свобода в рамках необходимости.
Смущает только, что на той же самой встрече с представителями СМИ президент фактически заявил, что параметры социально-экономического развития страны на 2010 г. лишь по названию являются прогнозными, а на самом деле подлежат безусловному выполнению. Надо понимать, даже независимо от того, как будет складываться конъюнктура на внешних рынках.
Между тем директивные показатели на текущий год являются экстраординарно высокими. В соответствии с ними объем валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом должен составить 111-113%, продукции промышленности - 110-112%, продукции сельского хозяйства - 110-111%, инвестиций в основной капитал - 123-125%. На экспорт будет направлено 52% прироста производства промышленной продукции. С учетом этого объем внешней торговли товарами и услугами должен увеличиться на 24-25%, в том числе экспорта - на 27-28%.
Однако белорусскому правительству сомнения в реалистичности этих головокружительных цифр по долгу службы чужды. И оно уже разработало комплекс мер, который позволит народному хозяйству в 2010 г. достичь запланированных ориентиров, сообщил 29 декабря на заседании Совета министров РБ премьер-министр Сергей Сидорский. При этом в числе главных обеспечивающих мероприятий он назвал подготовку бизнес-планов развития предприятий и инновационных программ министерств и ведомств.
Но скептики утверждают, что все дело, как и прежде, сведется к спуску подведомственным структурам контрольных цифр и последующему их "выколачиванию". В качестве доказательства они ссылаются на заявление, сделанное на упомянутом заседании Совмина вице-премьером Андреем Кобяковым. Из него следует, что для выхода на запланированный темп роста промышленного производства (не менее 110%) Минпрому, "Белгоспищепрому", "Беллесбумпрому" и "Беллегпрому" необходимо обеспечить темп роста производства в среднем на уровне от 114 до 116%. Последние, само собой, не преминут довести задание до предприятий.
Характерно, что при этом вопрос о возможном объеме спроса на продукцию, подлежащую изготовлению, даже не поднимается. Понятно, что не министерское это дело, но тогда не надо диктовать производителям, чего и сколько выпускать.
Правда, заместитель премьера не преминул напомнить, что наращивание объемов производства ни в коей мере не должно сопровождаться увеличением запасов на складах. Более того, Андрей Кобяков отметил необходимость разработки органами госуправления новых стратегий увеличения выпуска готовой продукции при одновременном сокращении ее складских остатков. "Их (стратегии) необходимо увязать с доводимым заданием по соотношению темпов выручки и объемов производства и утвердить у заместителей премьер-министра".
Не знаешь - научим...
Руководителям предприятий в данной ситуации не позавидуешь. Вроде бы на самом высоком уровне провозглашена полная либерализация, а на деле директоров обложили со всех сторон контрольными цифрами, как волков красными флажками. И попробуй только не выполнить какой-либо показатель! Хотя элементарная логика подсказывает, что в рыночных условиях следует танцевать не от директивного вала, а от реального спроса и продаж. Ведь движение конъюнктуры на зарубежных рынках, под которые "заточена" наша экономика, не подчиняется предначертаниям Совета министров и даже президента.
Если оценивать перспективы отечественных экспортеров именно с этой точки зрения, то возможность выполнения прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2010 г. выглядит более чем проблематичной. Согласно большинству прогнозов мировую экономику в обозримом будущем в лучшем случае ожидает медленное оживление, но не менее вероятны посткризисный застой и стагнация. Наиболее же закоренелые пессимисты утверждают, что в 2010 г. нас ждет продолжение глобальных экономических катаклизмов.
Суммируя накануне рождественских каникул высказывания ведущих аналитиков, журнал Economist сделал неутешительный вывод: последствия рецессии гораздо более опасны, чем мы думаем, становление экономики еще очень непрочно и целиком зависит от государственного стимулирования. А при подобном раскладе трудно надеяться на резкое увеличение числа желающих купить белорусскую продукцию, даже если это нефтепродукты или калийные удобрения.
Еще более скромными выглядят шансы на масштабное наращивание продаж продукции машиностроения. Тем более что в братской России, которая до недавних пор закупала львиную долю наших автомобилей, тракторов, комбайнов, холодильников и телевизоров, по предварительным оценкам, падение ВВП в 2009 г. оказалось максимальным из стран G20. За первые три квартала прошлого года потери составили 9,9%, а по итогам четырех - примерно 8,5-8,7%. Промышленность же была отброшена на рубежи 2005 г.
Правда, проблески оживления в последнем квартале 2009 года дали основание Минэкономразвития РФ обнародовать 22 декабря уточненный Прогноз социально-экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. Согласно консервативному варианту, в наступившем году ожидается рост ВВП на 1,3%. По умеренно оптимистичному - на 3,1% за счет ожидания более высокой цены на нефть.
Следует признать, что эти выкладки российских чиновников выглядят гораздо более реалистичными, чем расчеты их коллег из Беларуси.
Все только начинается.
Между тем многие независимые эксперты считают более вероятным в 2010 г. не рост ВВП, а продолжение экономического спада. Комментируя недавно в эфире радиостанции "Эхо Москвы" достаточно бодрые ответы президента РФ Дмитрия Медведева на вопросы руководителей трех федеральных каналов 24 декабря 2009 г., глава консалтинговой компании "Неокон" Михаил Хазин заявил, что "самые большие неприятности Россию ждут в 2010 году". Особенно если учитывать, что весьма велика вероятность падения мировых цен на нефть. Да и падение реального сектора почти на 20% существенно выше, чем аналогичные показатели многих стран Европы.
У директора Института проблем глобализации Михаила Делягина не менее пессимистичный взгляд на перспективы российской экономики. По его словам, рост едва ли возможен, поскольку негативные факторы, спровоцировавшие резкое падение ВВП и промпроизводства в 2009 г., сохранились. Прежде всего это максимальная зависимость от энергоносителей. Построение же диверсифицированной модернизированной экономики не продвинулось дальше громких заявлений.
Все это дает основание утверждать, что 2010 г. будет затишьем перед бурей. Пока в распоряжении правительства есть международные резервы (примерно 410 млрд. USD) и эти деньги можно тратить на поддержание спроса в экономике и выполнение социальных обязательств, в стране сохранится некая стабильность. Когда резервы закончатся (примерно осенью 2011 г.), неизбежны системный кризис и обвальная девальвация рубля.
Справедливости ради следует упомянуть высказывание главного экономиста компании "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова. Он надеется (очевидно, основываясь на результатах работы промышленности в IV квартале 2009 г.), что по итогам 2010 г. российская экономика покажет рост в пределах 5%. Но даже глава Минпромторга РФ Виктор Христенко не уверен, что наметившийся рост в промышленности можно назвать устойчивым.
Таким образом, ситуация на зарубежных рынках вроде бы не дает особых оснований для безбрежного оптимизма. Однако прогноз социально-экономического развития Беларуси на 2010 г., содержащий неподъемные для остального мира показатели роста, вступил в силу и стал руководством к действию для всех ее граждан.