Правительство никак не избавится от вредной привычки "рулить" частными инвестициями
20.11.2009 23:51
—
Новости Экономики
В политике Беларуси по привлечению прямых иностранных инвестиций сохраняется подход "управления и контроля". Органы власти видят свою роль в том, чтобы управлять частными инвестициями, говорится в обзоре инвестиционной политики Беларуси Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД. Доклад был представлен на прошедшем инвестиционном форуме в Минске.
Как отмечают эксперты этой организации, в инвестициях государство испытывает высокую потребность, что, по их мнению, подтверждает подготовка большинством министерств и местными властями полного "перечня проектов, требующих инвестиций".
Несмотря на то, что Беларусь "в целом открыта" для прямых инвестиций из-за рубежа, только два года назад правительство начало серьезно улучшать инвестиционный климат, определив привлечение инвестиций в качестве ключевой цели, говорится в обзоре. "С тех пор был предпринят впечатляющий ряд реформ с целью устранения законодательных препятствий, улучшения взаимодействия между государственным и частным сектором и снижения затрат на ведение бизнеса", — считают эксперты ЮНКТАД.
В то же время они отмечают, что чрезмерное регулирование деловой активности, слабый режим конкуренции и постоянный довлеющий контроль над заработной платой и ценами все еще мешают развитию частного сектора. Более того, реформы часто встречают сопротивление со стороны госорганов, и их эффективность "отбрасывается назад" вследствие недостаточности координации между центральными и региональными властями. Либо вследствие "узких мест" в местном законодательстве. Это касается, прежде всего, выдачи разрешений, лицензирования, собственности на землю и налогообложения.
Цель белорусских органов власти повысить приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) с 2,6% до 15-20% от общего объема привлеченного зарубежного капитала эксперты ЮНКТАД называют амбициозной. Это, по их мнению, потребует значительного улучшения привлекательности страны для инвестиций, которая была "не на должном уровне" по сравнению с другими странами Восточной Европы и СНГ.
По привлечению прямых инвестиций Беларусь уступает большинству стран СНГ. Доля ПИИ к валовому внутреннему продукту в нашей стране, по данным ЮНКТАД, почти вдвое ниже, чем в странах Содружества (4,1%), а также Восточной Европы и Центральной Азии, где этот показатель равен 5,2%.
У Беларуси также самый низкий в Европе процент ПИИ в валовых инвестициях в основной капитал: 10,9% по итогам 2008 года (для сравнения: в Литве — 15,4%, России — 19,5%, Украине — 21,8%)
Однако с 2001 года среднегодовой приток прямых инвестиций в Беларусь растет. В 2001-2005 годах поступления составляли 197 млн долларов (треть от прямых инвестиций в Литву и половина — в Латвию), в 2006-2007 годах — 1 млрд долларов, в 2007 году — 4,5 млрд долларов, в 2008-м — 6,6 млрд долларов.
Всплеск ПИИ с 2007 года международные эксперты связывают во многом с разовыми инвестициями: платежами российского "Газпрома" за акции "Белтрансгаза" и продажу государственной доли в телекоммуникационных компаниях "МЦС" (ТМ "Велком") и "БеСТ". В то же время они не исключают, что приток инвестиций был результатом позитивной реакции на начальные реформы правительства.
Подавляющее большинство ПИИ за этот период сконцентрировано в секторе услуг (79%). Основные вложения приходятся на банковскую сферу и телекоммуникационный сектор, а также на розничную торговлю и строительство. В промышленность было инвестировано 20%. Оставшийся 1% прямых инвестиций получило сельское хозяйство.
Эксперты ЮНКТАД отмечают, что получить официальные данные о распределении ПИИ по странам происхождения оказалось невозможно. Однако "наблюдения и интервью с заинтересованными лицами из государственного и частного секторов" позволили сделать вывод, что самым важным источником прямых иностранных инвестиций в Беларусь является Россия. За ней следуют страны Западной Европы (главным образом Австрия, Германия и Италия). С недавних пор инвестирование в Беларусь начали также соседние страны: Польша и Латвия.
В обзоре говорится, что правительство обратилось к ЮНКТАД с просьбой разработать стратегию использования прямых иностранных инвестиций для развития белорусского сектора малых и средних предприятий. Эксперты этой организации рекомендуют устранить препятствия для развития частного сектора.
По мнению экспертов, отсутствие видимой и широко обсуждаемой стратегии развития частного сектора грозит снизить эффективность прилагаемых усилий по либерализации экономики, считают эксперты. "Степень, в которой приток ПИИ в Беларусь будет адекватно реагировать на эти изменения, будет также зависеть от способности политиков донести ясно и последовательно об этих изменениях не только международным инвесторам, но также внутренней администрации, ответственной за ежедневную реализацию политики", — говорится в обзоре.
Эксперты отмечают, что под инвестициями в Беларуси подразумевается не только покупка активов, создание проектов с нуля, но и кредиты и займы. По словам экономиста Ярослава Романчука, особенность белорусской статистики такова, что как только доллар или евро пересекает границу Беларуси, он тут же становится инвестициями. А потому объемы реальных иностранных вложений в 15-20 раз меньше.
Как отмечают эксперты этой организации, в инвестициях государство испытывает высокую потребность, что, по их мнению, подтверждает подготовка большинством министерств и местными властями полного "перечня проектов, требующих инвестиций".
Несмотря на то, что Беларусь "в целом открыта" для прямых инвестиций из-за рубежа, только два года назад правительство начало серьезно улучшать инвестиционный климат, определив привлечение инвестиций в качестве ключевой цели, говорится в обзоре. "С тех пор был предпринят впечатляющий ряд реформ с целью устранения законодательных препятствий, улучшения взаимодействия между государственным и частным сектором и снижения затрат на ведение бизнеса", — считают эксперты ЮНКТАД.
В то же время они отмечают, что чрезмерное регулирование деловой активности, слабый режим конкуренции и постоянный довлеющий контроль над заработной платой и ценами все еще мешают развитию частного сектора. Более того, реформы часто встречают сопротивление со стороны госорганов, и их эффективность "отбрасывается назад" вследствие недостаточности координации между центральными и региональными властями. Либо вследствие "узких мест" в местном законодательстве. Это касается, прежде всего, выдачи разрешений, лицензирования, собственности на землю и налогообложения.
Цель белорусских органов власти повысить приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) с 2,6% до 15-20% от общего объема привлеченного зарубежного капитала эксперты ЮНКТАД называют амбициозной. Это, по их мнению, потребует значительного улучшения привлекательности страны для инвестиций, которая была "не на должном уровне" по сравнению с другими странами Восточной Европы и СНГ.
По привлечению прямых инвестиций Беларусь уступает большинству стран СНГ. Доля ПИИ к валовому внутреннему продукту в нашей стране, по данным ЮНКТАД, почти вдвое ниже, чем в странах Содружества (4,1%), а также Восточной Европы и Центральной Азии, где этот показатель равен 5,2%.
У Беларуси также самый низкий в Европе процент ПИИ в валовых инвестициях в основной капитал: 10,9% по итогам 2008 года (для сравнения: в Литве — 15,4%, России — 19,5%, Украине — 21,8%)
Однако с 2001 года среднегодовой приток прямых инвестиций в Беларусь растет. В 2001-2005 годах поступления составляли 197 млн долларов (треть от прямых инвестиций в Литву и половина — в Латвию), в 2006-2007 годах — 1 млрд долларов, в 2007 году — 4,5 млрд долларов, в 2008-м — 6,6 млрд долларов.
Всплеск ПИИ с 2007 года международные эксперты связывают во многом с разовыми инвестициями: платежами российского "Газпрома" за акции "Белтрансгаза" и продажу государственной доли в телекоммуникационных компаниях "МЦС" (ТМ "Велком") и "БеСТ". В то же время они не исключают, что приток инвестиций был результатом позитивной реакции на начальные реформы правительства.
Подавляющее большинство ПИИ за этот период сконцентрировано в секторе услуг (79%). Основные вложения приходятся на банковскую сферу и телекоммуникационный сектор, а также на розничную торговлю и строительство. В промышленность было инвестировано 20%. Оставшийся 1% прямых инвестиций получило сельское хозяйство.
Эксперты ЮНКТАД отмечают, что получить официальные данные о распределении ПИИ по странам происхождения оказалось невозможно. Однако "наблюдения и интервью с заинтересованными лицами из государственного и частного секторов" позволили сделать вывод, что самым важным источником прямых иностранных инвестиций в Беларусь является Россия. За ней следуют страны Западной Европы (главным образом Австрия, Германия и Италия). С недавних пор инвестирование в Беларусь начали также соседние страны: Польша и Латвия.
В обзоре говорится, что правительство обратилось к ЮНКТАД с просьбой разработать стратегию использования прямых иностранных инвестиций для развития белорусского сектора малых и средних предприятий. Эксперты этой организации рекомендуют устранить препятствия для развития частного сектора.
По мнению экспертов, отсутствие видимой и широко обсуждаемой стратегии развития частного сектора грозит снизить эффективность прилагаемых усилий по либерализации экономики, считают эксперты. "Степень, в которой приток ПИИ в Беларусь будет адекватно реагировать на эти изменения, будет также зависеть от способности политиков донести ясно и последовательно об этих изменениях не только международным инвесторам, но также внутренней администрации, ответственной за ежедневную реализацию политики", — говорится в обзоре.
Эксперты отмечают, что под инвестициями в Беларуси подразумевается не только покупка активов, создание проектов с нуля, но и кредиты и займы. По словам экономиста Ярослава Романчука, особенность белорусской статистики такова, что как только доллар или евро пересекает границу Беларуси, он тут же становится инвестициями. А потому объемы реальных иностранных вложений в 15-20 раз меньше.