СПАСЕНИЕ ЭКСПОРТА – ДЕЛО РУК
В условиях падения спроса на мировых рынках все страны пытаются как-то стимулировать продвижение своих товаров. Эта проблема особенно актуальна сегодня для Беларуси. На 1 августа отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами достигло 3,3 млрд. USD, превысив более чем вдвое годовой прогноз, а многие предприятия, несмотря на требования правительства, не сокращают запасы нереализованной продукции.
ИП зовут на выручку
От разговоров о вовлечении малого бизнеса в восстановление экспорта к делу призывает Указ от 25.09.2009 № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194». В соответствии с ним до 1.07.2010 г. индивидуальные предприниматели вправе осуществлять вывоз из республики и реализацию за ее пределы товаров, произведенных в Беларуси и приобретенных у белорусских организаций — изготовителей этих товаров либо торговых организаций, осуществляющих оптовую торговлю ими. При этом такие товары, вывозимые ИП в соответствии с Указом, подлежат статдекларированию или таможенному оформлению и контролю в порядке, предусмотренном законодательством.
Предприниматели, которые займутся новым видом деятельности, до приобретения товаров в целях их вывоза за пределы РБ должны будут уплатить в местные бюджеты 35 тыс. Br единого торгового сбора за каждый календарный месяц, в котором осуществляется приобретение товаров. Плательщики сбора в части доходов, полученных от деятельности, связанной с реализацией товаров за пределами РБ, освобождаются от уплаты подоходного налога, налога при упрощенной системе налогообложения, НДС, местных налогов и сборов. Правда, при осуществлении других видов деятельности ИП придется вести раздельный учет и уплачивать по ним налоги в обычном порядке.
При декларировании физическими лицами доходов и имущества и указании в качестве доходов, за счет которых были произведены расходы, доходов, полученных от осуществления деятельности, связанной с реализацией товаров за пределами РБ, в декларации отражаются фактически полученные доходы. Если они превысят 100-кратный размер единого торгового сбора за соответствующий период, дополнительно уплачивается сбор в размере 10% от суммы превышения.
Предпринимателям разрешается без лицензии перевозить товары, предназначенные для оптовой или розничной продажи за рубеж, автотранспортом при условии, что максимальный вес автомобиля не превышает 3,5 т. Кроме того, ИП освобождаются от обязательного зачисления на счет в банке наличной валютной выручки.
Остается уточнить ряд деталей. Например, согласятся ли белорусские заводы отгружать ИП свою продукцию со скидками и отсрочкой платежа, а если нет — рискнут ли предприниматели выкупать у них товары, спрос на которые в России и других странах Таможенного союза столь сильно упал?
Особый вопрос — расчеты ИП со своими поставщиками. До сих пор возможность наличных платежей между субъектами хозяйствования ограничивалась лимитом в 50 БВ, и то с разрешения банка. Теперь же Указ № 477 переносит на 1 октября вступление в силу норм Указа от 15.04.2009 № 194, согласно которым расчеты между юрлицами, их обособленными подразделениями, ИП в Республике Беларусь осуществляются в белорусских рублях наличными денежными средствами в порядке, определяемом Нацбанком. Таким образом, за оставшиеся 3 дня Нацбанк должен определить этот порядок, а субъекты хозяйствования — освоить его на практике. Учитывая строгость контроля за наличной выручкой в РБ, это будет непросто.
Заметим, что Указ № 477 не касается темы НДС. А ведь продав товар отечественным ИП, производители лишаются права на нулевую ставку этого налога, что серьезно отразится на ценах и финансовых результатах. Впрочем, в Беларуси риск избежать претензий контролирующих органов важнее доходности. Особенно если речь идет о сделках с участием посредников-частников. Интересно, не появится ли еще одна форма статотчетности для наблюдения за реализацией Указа?
Остается лишь гадать, как воспримут зарубежные товаропроводящие сети наших производителей конкуренцию ИП, у которых цены благодаря Указу № 477 окажутся гораздо ниже. А вот реакцию российских предприятий легкой и пищевой промышленности, а также торговых сетей на нашествие новоявленных «челноков» спрогнозировать нетрудно. Стоит подумать и о том, впишется ли их деятельность в рамки налогового и иного законодательства РФ и Казахстана.
Таким образом, ИП смогут принять посильное участие в разгрузке складов и исправлении экспортно-импортного дисбаланса — решить задачу, с которой не справились ни чиновники, ни менеджеры многих предприятий Беларуси. Заметим, каждый ИП должен справляться в одиночку — Указ от 29.12.2006 № 760 по-прежнему запрещает им привлекать к своей деятельности наемных работников, кроме членов своей семьи. А ведь еще недавно нас уверяли, что ИП как форма ведения бизнеса безнадежно устарела и изжила себя. И те предприниматели, которые всего 1,5 года назад «трансформировались» в ЧУП в соответствии с Указом от 28.06.2007 № 302, помочь экономике страны на новых, особо выгодных условиях, уже не смогут. Хорошо еще, что не все ИП утратили свой, сегодня так востребованный государством статус. Впрочем, вряд ли они смогут поправить положение с экспортом промежуточных товаров, сократившимся за 7 месяцев на 48,6% к уровню прошлого года, и инвестиционных (сокращение на 59,4%). Будем надеяться, что Указ № 477 поможет хотя бы восстановить объемы экспорта потребительских товаров, сократившиеся за 7 месяцев на 20,8% по сравнению с январем-июлем 2008 г. Хотя не исключено, что ИП смогли бы поторговать, к примеру, и шинами и тракторами — если б им позволили.
Проценты за наш счет
Стимулировать спрос на инвестиционные товары призван Указ от 24.09.2009 № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь». В нем определено, что зарубежным банкам Беларусь будет компенсировать часть процентов по кредитам, выдаваемым ими не более чем на 5 лет и используемым кредитополучателями — нерезидентами РБ в 2009-2010 гг. для приобретения в государствах, с которыми у нашей страны отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, белорусских товаров, за счет средств республиканского бюджета.
Компенсация процентов осуществляется на основании договоров, заключаемых правительством РБ в лице уполномоченного республиканского органа госуправления с каждым из банков — нерезидентов РБ. В этих договорах определяются условия кредитования, сумма процентов и порядок их компенсации. Предельный размер компенсируемых процентов не может превышать ставки рефинансирования, установленной в государстве, на территории которого приобретаются белорусские товары, действующей на дату, определенную в заключаемых договорах.
Сумма компенсации будет перечисляться Минфином зарубежным банкам через спецсчета банков — резидентов РБ, которые в свою очередь получат за это вознаграждение в размерах, предусматриваемых в договорах, но не более 0,02% компенсируемой суммы.
Перечни организаций и товаров, производимых в РБ, на приобретение которых выдаются банковские кредиты, белорусских банков-агентов, через спецсчета которых будет перечисляться компенсация, а также положение о порядке взаимодействия республиканских органов госуправления и банков при реализации Указа должны быть утверждены Совмином.
Суммы компенсации процентов банкам — нерезидентам РБ и неустойки в случае задержки ее перечисления не облагаются налогом на доходы. Впрочем, вряд ли соседние государства ответят нам такой же любезностью: в соответствии с их законодательством поступившие из Беларуси суммы будут считаться внереализационным доходом, облагаемым налогом на прибыль.
Суммы компенсаций зарубежным банкам и вознаграждений для своих предстоит предусмотреть при очередном уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на текущий год и формировании бюджета на 2010-2015 гг.
Правительство считает, что в условиях установленного в России запрета на льготное кредитование покупок белорусских товаров данная мера необходима. По оценке Минпрома, для реализации Указа № 466 потребуется в 2009 г. около 13 млн. USD — сумма достаточно скромная по сравнению с суммами, выделенными с начала года на поддержку спроса в рамках антикризисных программ России, США и Евросоюза. Заметим, что разовый опыт подобных компенсаций уже имеется. Теперь же ему может быть придан массовый характер.
Лизинг: льготный вариант
Еще одним шагом в деле продвижения белорусской продукции на экспорт стал Указ от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь», устанавливающий ряд льгот при осуществлении лизинговых операций. Так, белорусские производители освобождаются от уплаты НДС при реализации лизинговым компаниям своей продукции для последующей передачи по договору международного лизинга за пределы РБ с правом выкупа. Суммы НДС, приходящиеся на эти обороты, подлежат вычету у продавца в полном объеме независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации в целом. Чтобы получить право на льготу и вычет НДС, продавец должен не позднее 60 дней с даты отгрузки товара лизингодателю представить в налоговый орган копии документов, перечисленных в Указе № 465. Определен также порядок заполнения налоговой декларации продавца по НДС в зависимости от сроков получения документов, дающих право на льготы.
Если товары, являющиеся предметами договоров международного лизинга, помещаются под таможенный режим свободного обращения, лизингополучатель — резидент РБ вправе получить рассрочку уплаты таможенных пошлин, НДС на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет, при условии предоставления обеспечения. Погашение рассрочки и уплата процентов (в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка) производятся в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.
По окончании срока договора международного лизинга лизингодатель обеспечивает возврат предмета лизинга либо прекращение в денежной или неденежной форме обязательств по оплате. Если договор предусматривает право выкупа предмета лизинга, то должен оформляться отдельный внешнеторговый договор, если только передача предмета лизинга в собственность лизингополучателю — нерезиденту РБ не предусмотрена договором международного лизинга с полным возмещением стоимости имущества суммой лизинговых платежей.
Поступление каждого платежа, суммы выкупа или возврат объекта лизинга должны быть обеспечены не позднее 90 календарных дней с даты, установленной договорами. Невыполнение этих требований согласно Указу № 465 влечет наложение на лизингодателя штрафа в размере до 2% не полученных (не поступивших) в установленный срок сумм. Соответствующие изменения в КоАП и ПИКоАП РБ правительству поручено внести в парламент страны в течение 6 месяцев со дня вступления Указа № 465 в силу.
* * *
О принятии этих нормативных актов говорилось давно. Например, проект указа о лизинге обсуждался почти два года назад. Понадобился глобальный экономический кризис, чтобы некоторые планы стали явью. Будем надеяться, что еще не поздно