Беларусь совершила лизинговую революцию. Пока в масштабах СНГ
28.09.2009 23:51
—
Новости Экономики
Белорусским производителям предоставлена дополнительная возможность для реализации продукции на экспорт. На днях президент подписал указ № 465 "О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности", а также распоряжение о создании Белорусской лизинговой компании на базе ОАО "Промагролизинг".
Появление национального лизингового оператора станет повторением шагов других стран, заинтересованных таким образом стимулировать сбыт продукции собственных производителей. Как стало известно "Белорусским новостям", БЛК (уставной фонд компании запланирован на уровне 400 млрд. рублей) будет создана с участием трех государственных акционеров — страховых компаний "Белэксимгарант", "Белорусская национальная перестраховочная организация", а также "Белагропромбанка".
Ожидается, что компания будет помогать предприятиям машиностроительной отрасли продавать продукцию за рубеж на льготных для покупателей условиях, а также финансировать поставки импортного оборудования и технологий для белорусских предприятий.
Благодаря указу № 465 Беларусь стала первой страной на территории СНГ, где разработан механизм международного лизинга. "Что касается создания условий для экспортного лизинга, то в пределах СНГ Беларусь первой сделала такой шаг, — заявил "Белорусским новостям" председатель Белорусского союза лизингодателей Александр Цыбулько. — Никто из стран СНГ такого механизма экспортного лизинга не создал. Мы приняли революционные меры, чтобы дать возможность всем компаниям работать на международном рынке лизинга".
Документом предусмотрены некоторые налоговые льготы при лизинговых операциях. В частности, если предприятие-производитель (налоговый резидент Беларуси) по договору купли-продажи реализует продукцию лизингодателю (тоже налоговому резиденту Беларуси) для ее последующей передачи по договору международного лизинга за пределы страны, то это предприятие освобождается от уплаты НДС с данной продукции.
Для получения налоговой льготы продавец в течение 60 дней должен представить в налоговый орган ряд документов, подтверждающих передачу товара лизингодателю и вывоз их за пределы Беларуси.
По словам А.Цыбулько, именно нерешенный вопрос уплаты НДС существенно сдерживал развитие международного лизинга в Беларуси. Несмотря на динамичное развитие белорусского рынка лизинговых услуг, международный лизинг занимал не более нескольких сотых долей процента от всех лизинговых сделок.
Предприятиям белорусской промышленности, которые серьезно увязли в трясине кризиса, лизинговые механизмы, как ожидается, должны помочь не только удержаться на плаву, но и создать основу для последующего роста.
Пока ситуация не ахти. По данным Белстата, за январь-июль 2009 года было экспортировано около 21 тысячи тракторов (минус 42,6% к аналогичному периоду прошлого года), 592 седельных тягачей (минус 88,3%), 1361 грузовой автомобиль (минус 82,5%). 17,5 тысяч единиц сельхозтехники (минус 23,7%).
Впрочем, А Цыюулько воздержался от прогнозов относительно увеличения экспорта белорусской продукции с помощью лизинговых механизмов. "По большому счету, было бы хорошо, если бы документы были подписаны год назад. Сейчас сложно сказать, насколько эффективным окажется их принятие", — подчеркнул А.Цыбулько.
Он отметил, что сегодня в странах-партнерах принимаются беспрецедентные меры по стимулированию сбыта товаров собственных товаропроизводителей: "Это и создание новых лизинговых компаний, и увеличение уставного фонда действующих компаний. Эти средства направляются на заводы-изготовители, техника оплачивается и передается на весьма льготных условиях".
По мнению А.Цыбулько, белорусским производителям будет очень сложно конкурировать с аналогичными компаниями на российском рынке: "Чтобы стимулировать сбыт продукции российского автопрома, там приняты серьезные меры государственной поддержке, влиты миллиарды долларов".
Впрочем, Беларусь не собирается замыкаться на российском рынке. Уже имеется задел для работы с Арменией, Азербайджаном, отрабатываются механизмы лизингового взаимодействия с Украиной, другими странами СНГ и дальнего зарубежья.
Появление национального лизингового оператора станет повторением шагов других стран, заинтересованных таким образом стимулировать сбыт продукции собственных производителей. Как стало известно "Белорусским новостям", БЛК (уставной фонд компании запланирован на уровне 400 млрд. рублей) будет создана с участием трех государственных акционеров — страховых компаний "Белэксимгарант", "Белорусская национальная перестраховочная организация", а также "Белагропромбанка".
Ожидается, что компания будет помогать предприятиям машиностроительной отрасли продавать продукцию за рубеж на льготных для покупателей условиях, а также финансировать поставки импортного оборудования и технологий для белорусских предприятий.
Благодаря указу № 465 Беларусь стала первой страной на территории СНГ, где разработан механизм международного лизинга. "Что касается создания условий для экспортного лизинга, то в пределах СНГ Беларусь первой сделала такой шаг, — заявил "Белорусским новостям" председатель Белорусского союза лизингодателей Александр Цыбулько. — Никто из стран СНГ такого механизма экспортного лизинга не создал. Мы приняли революционные меры, чтобы дать возможность всем компаниям работать на международном рынке лизинга".
Документом предусмотрены некоторые налоговые льготы при лизинговых операциях. В частности, если предприятие-производитель (налоговый резидент Беларуси) по договору купли-продажи реализует продукцию лизингодателю (тоже налоговому резиденту Беларуси) для ее последующей передачи по договору международного лизинга за пределы страны, то это предприятие освобождается от уплаты НДС с данной продукции.
Для получения налоговой льготы продавец в течение 60 дней должен представить в налоговый орган ряд документов, подтверждающих передачу товара лизингодателю и вывоз их за пределы Беларуси.
По словам А.Цыбулько, именно нерешенный вопрос уплаты НДС существенно сдерживал развитие международного лизинга в Беларуси. Несмотря на динамичное развитие белорусского рынка лизинговых услуг, международный лизинг занимал не более нескольких сотых долей процента от всех лизинговых сделок.
Предприятиям белорусской промышленности, которые серьезно увязли в трясине кризиса, лизинговые механизмы, как ожидается, должны помочь не только удержаться на плаву, но и создать основу для последующего роста.
Пока ситуация не ахти. По данным Белстата, за январь-июль 2009 года было экспортировано около 21 тысячи тракторов (минус 42,6% к аналогичному периоду прошлого года), 592 седельных тягачей (минус 88,3%), 1361 грузовой автомобиль (минус 82,5%). 17,5 тысяч единиц сельхозтехники (минус 23,7%).
Впрочем, А Цыюулько воздержался от прогнозов относительно увеличения экспорта белорусской продукции с помощью лизинговых механизмов. "По большому счету, было бы хорошо, если бы документы были подписаны год назад. Сейчас сложно сказать, насколько эффективным окажется их принятие", — подчеркнул А.Цыбулько.
Он отметил, что сегодня в странах-партнерах принимаются беспрецедентные меры по стимулированию сбыта товаров собственных товаропроизводителей: "Это и создание новых лизинговых компаний, и увеличение уставного фонда действующих компаний. Эти средства направляются на заводы-изготовители, техника оплачивается и передается на весьма льготных условиях".
По мнению А.Цыбулько, белорусским производителям будет очень сложно конкурировать с аналогичными компаниями на российском рынке: "Чтобы стимулировать сбыт продукции российского автопрома, там приняты серьезные меры государственной поддержке, влиты миллиарды долларов".
Впрочем, Беларусь не собирается замыкаться на российском рынке. Уже имеется задел для работы с Арменией, Азербайджаном, отрабатываются механизмы лизингового взаимодействия с Украиной, другими странами СНГ и дальнего зарубежья.