Кризис. Монетизация власти

Источник материала:  
31.08.2009 14:47 — Новости Экономики

Беларусь вступила в период затягивания поясов. В 2009 году бюджет страны будет жестко урезан как по доходной, так и по расходной части. Предприятия в срочном порядке перекраивают свои бизнес-планы. У подавляющего большинства заводов сильно упала выручка, прибыль на нуле. Правительство решило сократить им дотации. Банки все убедительнее в предоставлении причин не выдавать кредиты под зарплату крепко засевших в долговые ямы предприятий. Не обойдутся без затягивания поясов и домашние хозяйства. При падении доходов, росте цен на базовые товары и услуги многим придется открыть сберегательную шкатулку, что была на черный день.

Если доходы бюджета страны падают, как минимум, на 10% ВВП, валютная выручка предприятий - более чем на 40%, а прибыль сокращается более чем в 3 раза, то затягивание поясов (то есть, строгое бюджетирование) абсолютно необходимо для выживания. Наступают как раз те самые черные дни, к которым рачительный хозяин всегда готовится, экономит и делает запасы.

Белорусское правительство и государственные предприятия к категории «ответственный хозяин» отнести нельзя. И вот почему. Последние 10 лет Беларусь ежегодно увеличивала свой ВВП на 7,5%. Это очень приличные темпы роста. За это время можно было в стабилизационном фонде накопить миллиарды долларов, модернизировать производство, избавиться от неликвидов. Рачительный хозяин во время бума инвестировал бы в новые технологии, чтобы сегодня, на этапе углубления кризиса, выйти на старые и новые рынки с инновационными, «крутыми», модными товарами под раскрученные в «жирные» времена брэндами.

Белорусские власти ничего этого не сделали. Гнали «вал», за что и получали награды и премии. Официально кризис в Беларуси все еще не признан. Не прошло и года, как он де-факто начался, а ресурсов в стране уже остро не хватает. Правительство в спешке затыкает дырки внешними валютными кредитами, заставляет банки поддерживать не ожидавшие кризиса госпредприятия. Складывается впечатление, что чиновники и директорат «пожарят»: суетятся, нервничают, используют спешку и хаос для решения своих личных, шкурных вопросов.

Очевидно, что распорядители чужим имуществом и активами провалились. Они вели себя, как хозяин, который после нескольких лет хорошего урожая расслабился, начал жить на широкую ногу, развлекаться и увлекаться своим распухшим эго. Он думал, что хорошая погода, богатый урожай и гарантированный сбыт у него есть и будут всегда. И тут вдруг разом пришла засуха, наводнение и неурожай. Только в отличие от природы большинство проблем белорусской экономики рукотворны, созданы менеджерами из администрации президента и Совмина.

Какие бюджетные расходы можно было бы урезать

Напомним, что в первоначальном законе о бюджете на 2009 год расходы консолидированного бюджета были запланированы на уровне Br75,5трлн. (48,7% ВВП). Из них на национальную экономику было запланировано Br19,1трлн. (12,3% ВВП), здравоохранение - 4,2% ВВП, образование - 5,7% ВВП, социальную политику - 13,6% ВВП (в том числе Фонд социальной защиты населения, т. е. пенсии - 10,8% ВВП). Сам Минфин уже признал, что выполнить эти задачи невозможно. Открытым остается вопрос, какие расходы сокращать. Очевидно, что нет возможностей повышать зарплату. Изначально планировалось реальное (с учетом инфляции) увеличение ЗП на 17,6% по сравнению с уровнем 2008 года. Думаю, что по факту средняя выплаченная зарплата в 2009 году будет $250-270, а не $450, как планировалось.

Минфин уже исключил из бюджета субсидии нефтеперерабатывающим заводам. Это почти Br8трлн. Если уж затягивать пояса, то всем. Поэтому нужно отказаться от бюджетного финансирования ЖКУ бюджетным организациям. Пусть платят по общим тарифам. Если не могут, значит, нужно ликвидировать размножившиеся структуры. Это сэкономит бюджету Br2,5трлн.

Очередная статья бюджетных расходов, которую можно и нужно урезать, - госпрограмма возрождения и развития села. Под прикрытием политически корректного лозунга оказания поддержки сельчанам и обеспечения продовольственной безопасности идет банальное «закапывание» денег в землю при неизменных откатах и «канализации» бюджетных ресурсов в личные проекты номенклатуры и «крышуемых» ею коммерческих структур. Ликвидация этой программы сэкономит нам Br3,8трлн. В дополнении к этому планировалось выделить из консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность Br4,56трлн. Коммерциализация данного сектора экономики вкупе с либерализацией импорта продовольствия позволило бы в 2009 году сэкономить для бюджета еще около Br3-3,5трлн.

Государственная программа инновационного развития Беларуси тоже бессмысленна. В ней нет ни инноваций, ни коммерциализации научных открытий, ни реальной поддержки рыночным лидерам. Отмена этой программы дает еще Br939млрд. экономии.

Чтобы не усугублять и без того огромные структурные искажения, а создавать институты будущей конкурентной экономики, нужно отказаться от большей части проектов в рамках бюджетной линии «национальная экономика». Это даст нам экономию Br19трлн. рублей.

Чиновники страны должны первыми показать пример экономного отношения к бюджету и сократить расходы по статье «общегосударственная деятельность» с Br8,87трлн. в первоначальном бюджете до Br4,5-5трлн. Так мы получим послабление еще на 2-3% ВВП.

Из бюджета нужно убрать все расходы по поддержке конкретных предприятий: концерн «Беллесбумпром» (Br34млрд.), МАЗ (Br65млрд.), Минский завод колесных тягачей (Br13млрд.), Завод полупроводниковых приборов (Br14,9млрд.), Витебская бройлерная фабрика (Br1,5млрд.), Брестское пиво (Br,16млрд.) и др. Общий объем расходов по статье «другая общегосударственная деятельность был запланирован на уровне Br1,72трлн. В рамках программы экономии бюджетных средств эту бюджетную статью тоже нужно ликвидировать. То же самое касается инновационных фондов бюджетов всех уровней. Только ликвидация этой структуры в республиканском бюджете сэкономит Br1,48трлн.

Если внимательно подойти к расходам на национальную оборону, здравоохранение и образование, то можно сократить расходы еще, как минимум, на Br2-3трлн. Таким образом, для адекватной адаптации белорусской экономики к глубокому структурному кризису есть возможность сократить расходы консолидированного бюджета на 15 - 20% ВВП от изначально запланированного. Это значит - на Br23-31трлн.

Только такой подход к расходам государства позволит реально сократить налоговую нагрузку, оставить на руках у борющихся с кризисом предприятий те ресурсы, которые сегодня у них изымают распорядители чужим (чиновники + политики). Экономия также будет за счет сокращения издержек по уплате налогов, по содержанию десятков тысяч госслужащих, а также за счет ликвидации обязательных для посещения семинаров, выписки журналов и покупки программного обеспечения. Чем больше средств будет оставаться на руках у их истинных хозяев, тем быстрее будет выход из кризиса.

Предложенное правительством и поддержанное МВФ предложение по увеличению ставки НДС с 18% до 22% противоречит содержанию и духу настоящих рыночных реформ. То, что Совмин и МВФ даже в скорректированном, якобы антикризисном бюджете согласились на сохранение госрасходов на уровне 43,2% в 2009 году и 44,8% в 2010-м, говорит об их системной ошибке. Рост размера государства в кризис - это карт-бланш номенклатурно-олигархическим реформам. Беларуси нужна не централизация, а децентрализация расходов, в том числе инвестиционных. В условиях полной неопределенности будущего и сильной турбулентности внешних рынков правильнее доверять домашним хозяйствам, частным инвесторам, а не чиновникам. Они не только проморгали кризис, но до сих пор продолжают, как божие одуванчики, твердить, что его - кризиса - нет.

О губах

Кризис заметно разогрел аппетиты распорядителей чужим. Как никогда реальными становятся контуры продажи государственного имущества и активов. Как никогда много появляется универсальных отговорок получить бюджетные ресурсы и не быть наказанным за провал в выполнении декларируемого результата. Кризис помешал, Россия заблокировала, валюты не было, ИП-шники создали конкуренцию, спрос резко поменялся - отговорок много. Чиновники взбудоражены возможностью, наконец-то, монетизировать свой административный ресурс в конкретные активы и имущество. Властные политики тоже жаждут трансформации политической власти в экономическую. В такой ситуации в народе говорят, что распорядители чужим раскатали губу на казенное имущество, ресурсы и активы.

Аппетиты растут не по дням, а по часам. Слово «приватизация» уже вернулось в чиновничий обиход. Термин «либерализация» также получил пропуск в высшие эшелоны власти. Ужесточилась борьба номенклатурных группировок. Поскольку «раскатанных губ» больше, чем прибыльных, перспективных активов, то начался «отстрел» конкурентов. Это как раз тот случай, когда победители получают все. По крайне мере, до следующего крупного номенклатурного передела. Так было во многих странах. Все мы видели, как в России кланы эпохи Ельцина ушли в небытие и были заменены кланами эпохи Путина. Даже в Беларуси коммерческие группировки времен В. Кебича в большинстве своем ушли с серьезного коммерческого поля, уступив место коммерсантам новой власти.

Когда у чиновников раскатаны губы на дешевые активы (они способны удешевить до нужного уровня практически любое предприятие), они не особо думают о макроэкономической стабилизации, социальной защите населения или эффективности государственных расходов. Более того, люди, которые ведут переговоры с внешними кредиторами, и те, кто имеет наибольшие шансы удовлетворить свои имущественные аппетиты, - это две разные, практически не пересекающиеся группы чиновников.

Самые «раскатанные губы» Беларуси держатся в тени. Если их модель трансформации совковой плановой экономики будет реализована, их фамилии мы узнаем позже, когда они будут устраивать конкурсы на самого богатого белоруса. На этапе прихватизации вполне вероятно появление ничего не значащих оффшорных, австрийский, китайских или кипрских компаний, которые один за другим будут выигрывать тендеры и аукционы. Ведь власти уже создали позитивный имидж иностранным инвесторам. Вот и вернутся к нам вывезенные от нас капиталы в виде политически корректных иностранных инвестиций.

У МВФ не будет оснований препятствовать такому повороту событий. Буква закона ведь соблюдается. До отдачи кредитов есть еще несколько лет. Услуги юристов стоят гораздо дешевле, чем объем потенциальной прибыли от продажи активов на вторичном рынке. Не исключено, что распорядители чужим будут раскатывать губы и на кредитные ресурсы Фонда и Всемирного банка. Таких сюжетов тоже было сотни в истории взаимоотношений между странами и международными организациями.

А где место обыкновенного человека в этом всем раскладе? Кто за него замолвит словечко? Те, кто с раскатанными губами, уже придумали речевку для обыкновенного человека - затягивайте пояса. Потуже затягивайте. Этого требует Международный валютный фонд и соображения макроэкономической стабилизации. Для пущей значимости будет использован аргумент про национальную безопасность. Все будет именно так до той поры, пока «обыкновенный человек» не перестанет считать себя частью населения, а начнет осознавать себя гражданином и собственником. Ведь ему, гражданину, по идее, и должна принадлежать власть в стране.
Naviny.by

←Коммерсантъ: Импортная вертикаль

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика