Первый поцелуй, организованный побег и даже поход на горшок. Зрители Купаловского рассказали о личном

Источник материала:  
09.01.2020 11:26 — Новости Культуры

В начале октября 2019 года Купаловский обратился к своим зрителям с просьбой поделиться своими воспоминаниями о первых событиях, которые случились в их жизни (первом празднике, поцелуе, предательстве). За три с половиной месяца из этого родилась пьеса, а затем и спектакль «Першы», на предпремьерный показ которого сходил театральный обозреватель TUT.BY Денис Мартинович.


Заголовок этого текста не врет: в спектакле вам расскажут и о первом поцелуе, и даже о первом «сексе». Но все в рамках приличий и Уголовного кодекса.

Вообще театр первоначально интересовали события, случившиеся в жизни их «корреспондентов» до 15 лет. Но в процессе работы было решено ограничиться историями, произошедшими в годы детского сада (включая такой интимный момент, как поход на горшок) и начальной школы. На их основе, а также используя воспоминания исполнителей и истории из интернета, актеры Роман Подоляко и Михаил Зуй создали пьесу «Першы».


Одноименный спектакль, поставленный Подоляко на малой сцене Купаловского, стал примером техники «вербатим», которая постепенно пускает корни в белорусском театре. Стоит сказать, что слово «вербатим» часто используют как синоним слова «документальный театр». Впрочем, таких постановок в Беларуси по-прежнему немного. Самая известная из них — «Мабыць?», которую в 2014-м воплотили в Республиканском театре белорусской драматургии. Для Купаловского это первый спектакль в таком жанре, поэтому для коллектива это своеобразный эксперимент.

Заявленная в постановке тема обыграна художницей Татьяной Диваковой в одежде четырех героев, стилизованной под детскую. Так, у актера Ивана Кушнерука (для меня его работа показалась самой интересной в спектакле) шорты и гетры — а еще и пластырь на колене, у Павла Остроуха — башмаки, похожие на детские. А платья Валентины Гарцуевой и Кристины Дробыш при желании могут сойти и за школьные. Что касается сценографии, то она минималистична. Буква «Я» остроумно напоминает, что зрители столкнутся с документальным театром, где будет много монологов. Есть микрофон для этих самых монологов; ящик, где, словно в волшебном сундуке, прячутся игрушки, а иногда и сами герои; а также экран, на котором, словно диафильмы из детства, показываются фотографии.


Судя по всему, пьеса Романа Подоляко и Михаила Зуя изначально создавалась без сквозного сюжета. В результате «Першы» не имеет четких границ. Можно вырезать тот или иной фрагмент, можно добавить еще один, можно менять некоторые из них местами — на общий результат это кардинально не повлияет.

И в этом сила спектакля. Ведь такая калейдоскопичность с обрывками сюжета и незаконченными линиями довольно точно передает детское восприятие мира. Даже несколько эпизодов, в которых идет речь о насилии, практически не успевают вызвать сострадания (возможно, этого и не требуется), поскольку тонут в миксе общих историй. И в этом есть своя логика и своя правда, поскольку перед нами — истории о детстве в целом.


Одновременно с этим в чрезмерной пестроте заключается и слабость постановки. Сначала скажу сугубо о своем, частном впечатлении. Обсуждая спектакль сразу после показа, я понял, что часть историй, рассказанных со сцены, просто выветрилась из головы (для рецензии их пришлось уточнять по записям, которые делались во время спектакля). Вопрос, хорошо ли это, риторический.

А теперь о более глобальном. При отсутствии четкого сквозного сюжета режиссеры часто делают ставку на этюды. Роман Подоляко не стал исключением. Речь о первом поцелуе, катании на коньках, купание в море. Лучшие из этих этюдов решены остроумно и даже смешно. Но в отдельных случаях, к примеру, когда герои пытаются убежать из детского сада, на зрителя обрушивается просто океан эмоций. Кажется, что в тот момент Подоляко дал актерам полную, даже чрезмерную свободу. Актеры пытаются играть в психологический театр, хотя жанр вербатим предполагает воспроизведение документального текста, а не глубокой разработки характеров героев, психологического объяснения их поведения и решения иных «сверхзадач».


Возможно, из-за этого не все истории «Першага» цепляют с одинаковой силой. А в некоторых сценах спектакль откровенно провисает. Тогда его интереснее не смотреть, а слушать, а собранные истории так и просятся в качестве материала для своеобразного подкаста.

Но по сравнению с другими конкурентами у «Першага» есть одно большое преимущество — его теплота. Она была характерна и для дебютного спектакля Подоляко — «Радзіва Прудок», поставленного на той же малой сцене Купаловского в мае 2018 года. Тот спектакль, пусть неровный и неидеальный, пытался создать что-то простое, теплое и настоящее. Эти черты характерны и для «Першага». Он трогателен, мил, позволяет вспомнить о детстве и найти в героях частичку себя.


А в целом пьеса Подоляко и Зуя довольно точно передает советское и постсоветское детство. С неизбежными обидами, с давлением педагогов, а иногда и родителей, но в целом с ощущением чуда, бесконечности и счастья каждого прожитого дня.

«Першы» 16+

Нацыянальны акадэмічны тэатр Янкі Купалы (вуліца Энгельса, 7)

Рэжысёр-пастаноўшчык — Раман Падаляка

Аўтары дакументальнай п’есы — Раман Падаляка, Міхась Зуй

Мастак-пастаноўшчык — Таццяна Дзівакова

Кампазітар — Андрэй Папкоў

Наступныя паказы: 23 студзеня, 2 і 11 лютага (19.00)

Читайте также


Монарх уходит — но операция «Преемник» идет не по плану. «Кароль Лір» в Купаловском

34 сериала, которые TUT.BY запоем смотрел весь год. Знаете что-нибудь отсюда?

Розыгрыш билетов!

Новый розыгрыш в приложении "Афиша TUT.BY"! Можно бесплатно получить билеты на стендап

←Народнае свята «Каляды» прайшло ў Шаркаўшчынскім раённым цэнтры рамёстваў

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика