Пейте «J:MOPC». Как минский завод делает новинку вместе со звездами
Минский завод безалкогольных напитков знаком белорусам далеко не только по минералке «Минская-4», которую добывают уже 40 лет, или березовому соку, который продают даже в США. В этом году предприятие заявило о себе с новой стороны: вместе с популярной группой J:МОРС они начали производить одноименные морсовые напитки. А мы узнали, как и из чего их делают.
Нам часто дарили «фирменный» напиток — морс
Минский завод безалкогольных напитков появился в 1966 году как цех на пивоваренном заводе «Беларусь». Это произошло сразу после того, как в районе парка Челюскинцев пробурили 418-метровую экспериментальную скважину для добычи воды. Тогда цех начал выпускать соки и напитки на основе чая и трав.
В 90-х годах прошлого века МЗБН стал отдельным предприятием. Сейчас на территории завода находится уже шесть артезианских скважин и работают около 600 человек. Ассортимент тоже значительно расширился: кроме минеральной и питьевой воды завод производит соки и нектары, квасные напитки, березовый сок, энергетики и многое другое.
В прошлом году популярная белорусская группа J:МОРС предложила заводу совместный проект — производство морсовых напитков. Вокалист Владимир Пугач рассказал, как родилась идея:
— Чуть больше 20 лет назад мы придумали название для группы, написав в столбик различные варианты. Уже не помню, как туда попало слово «морс». Когда группа стартанула, я какое-то время жалел, что у нее такое странное название, но менять уже было поздно. В разговоре группу часто называют просто «Морс», а участников — «морсы». Естественно, было много шуток на эту тему. Например, нам часто дарили «фирменный» напиток — морс. Четыре года назад мы поняли, что из этого можно сделать крутой проект.
Клавишник J:МОРС Юрий Геращенко добавил:
— Мы, когда приезжаем в Пинск, любим пообедать у Володи (Пугача. — Прим. TUT.BY). Садимся за стол, и его мама первым делом несет кувшин с морсом. У нее черный пояс по приготовлению ягодных напитков!
— Если то, что мы сделали, понравится моей маме, то все будет хорошо, — смеется солист группы.
Первые вкусы — клюква и черная смородина
Идею выпуска обсуждали с разными производителями, но до дела дошло только с МЗБН. В октябре 2018 года участники группы J:МОРС вместе с сотрудниками завода перепробовали около 15 возможных вариантов вкусов и выбрали два самых понравившихся.
Клюква и черная смородина — такими будут вкусы первых напитков «J:МОРС». Их производство уже стартовало, а купить новинку можно будет с середины февраля: сейчас напитки проходят процедуру декларирования — подтверждения того, что их качество соответствует всем нормам.
— Мой любимый вкус — клюква, — улыбается Владимир Пугач.
Напитки «J:МОРС» состоят только из натуральных компонентов, в том числе, концентрированного сока, воды, сахара и лимонной кислоты.
— Мы занимались производством морсов и раньше, но под другой торговой маркой. Их делали на основе пюре. Сейчас, получив опыт, будем выпускать наш новый «Морсавы напой» в более современном ключе, — рассказала главный технолог Ольга Васильцова, и мы отправились на производство новинки.
Выпуск новых морсовых напитков начинается с купажного участка — места, где смешиваются исходные компоненты. Вода в огромные металлические чаны поступает из артезианской скважины, затем фильтруется и обеззараживается.
Кстати, тут мы не встретили большого количества работников — всё максимально автоматизировано.
— Здесь находятся те емкости, в которых готовится простой сироп: в воде растворяют сахар, затем жидкость пастеризуют и фильтруют, — продолжает экскурсию главный технолог.
Затем сироп перегоняют по закрытому трубопроводу в десятитонные емкости напротив, где добавляется купаж — концентрированные натуральные соки и ароматизаторы. В составе готового напитка содержится не менее 15% сока.
Напиток разливают горячим
В это время в другом помещении выдувают бутылки. Они делаются из преформ — маленьких заготовок длиной буквально десять сантиметров.
— Заготовка поступает в печь, там разогревается и поступает в пресс-форму, где выдувается. Машина способна за час произвести 18 тысяч бутылок разных форматов, — рассказывает главный технолог.
Бутылки пластиковые, но при этом рассчитаны на жидкость температурой до 82−85 градусов. Преформы для них заказывают за границей, потому что в Беларуси такие пока не производят (обычная ПЭТ-бутылка настолько высокую температуру просто не выдержит).
Готовые емкости отправляют в следующее помещение — цех розлива, где уже витает сладкий ягодный запах будущих напитков.
В цеху пустые бутылки ополаскивают в отдельной камере, затем они вереницей едут по закрытому конвейеру туда, где их заполняют напитком и закрывают крышками.
Сейчас «J:МОРС» разливают по литровым бутылкам, но к лету начнут выпускать и полулитровые.
Потом заполненные емкости переворачивают вверх дном. Бутылки охлаждают и подают в последнюю камеру, где специальный механизм надевает на них этикетку в виде так называемого «рукава» или «чулка».
Конвейер увозит напитки в паровой тоннель. Там этикетка проходит термоусадку под воздействием горячего пара. На нее проставляют дату розлива, и всё — перед нами готовый товар.
Групповая упаковка из двенадцати бутылок отправляется по конвейеру в соседнее помещение, где обмоточная машина объединяет сразу несколько таких блоков (всего 720 литров морсового напитка) прозрачной пленкой. В таком виде новинка и поедет в магазины.
Продавать «J:МОРС» пока будут только в Беларуси, но планы у завода более масштабные. Уже сейчас здесь надеются, что с новым напитком выйдет, как в свое время с березовым соком — его предприятие экспортирует в Австрию, США и даже в Китай.
Партнер проекта:
Попробуй первым морсовый напиток J:MORS на концерте любимой группы, который состоится 14.02.19 в Prime Hall!