Министр культуры: "Танцор из меня не очень хороший - еще худший, чем певец". Репортаж с открытия IFMC
В Витебске 21 ноября открылся XXXI Международный фестиваль современной хореографии (IFMC). Зрители шли в концертный зал «на Сергея Безрукова». Самого народного артиста России в этот раз в Витебске не было, но приехал коллектив, которым он руководит — Московский губернский театр. Давали «Калигулу» — спектакль без слов, модный нынче тренд в театрах российской столицы. Постановка про тиранию при римском императоре Гае Юлии Цезаре по прозвищу Калигула потрясла зрителей.
В прошлом году на витебском фестивале танца модерн Сергей Безруков презентовал фильм «После тебя», в котором исполнил роль балетного танцовщика и хореографа. В этот раз звезда не приехала, но ей все равно… аплодировали: перед началом спектакля «Калигула» включили запись, в которой Безруков своим обворожительно-вкрадчивым голосом попросил зрителей отключить мобильники:
— Звук телефона на спектакле мешает в первую очередь не артистам, а вам самим, — сказал артист.
Голосу и просьбе зааплодировали. И сработала она убедительно: мелодии из мобильников в этот вечер на концерте не отвлекали.
Московский губернский театр под руководством Сергея Безрукова — первый драматический коллектив, который выступил на IFMC за всю его 31-летнюю историю. Спектакль «Калигула» по мотивам одноименной пьесы Альбера Камю поставил Сергей Землянский. В России его называют создателем нового направления в театре — «пластической драмы»: в работах режиссера смешаны драма, танцевальное искусство, пантомима.
«Калигулу» Землянский поставил без слов. Перед началом спектакля ведущий концерта Эдуард Чернивчан объяснил, почему постановка драмтеатра попала на фестиваль танца:
— Театральные режиссеры все чаще выбирают современный танец как один из инструментов сценический постановки. Не то чтобы художественный театр изжил себя, нет. Но то, что спектакли без слов появляются в репертуаре многих известных академических театров Москвы, очевидно. Это тренд.
Главный герой постановки — древнеримский император Гай Юлий Цезарь (Калигула), известный жестоким и коварным характером, жаждой власти, сексуальной распущенностью. Стал пожизненным диктатором Римской империи, требовал почитания себя как бога. Изображения и скульптуры Цезаря украшали храмы и улицы Рима. Каждое слово правителя приравнивалось к закону.
Про древнеримского тирана создали десятки фильмов, книг и постановок. В Московском губернском театре «Калигула» идет практически два года, с декабря 2016-го.
«Театр исследует внутренний мир героя, причины его поступков и желаний. Что делает человека жестоким и почему люди до сих пор жаждут именно таких правителей? Что порождает страх и желание подчиняться? Проклятье это или единственная форма существования?» — над этими вопросами предлагает подумать зрителям автор постановки.
В этом спектакле, как мы уже говорили, нет главных инструментов драматических актеров — текста и голоса. Режиссер и артисты передают насилие и распутство при дворе древнеримского тирана с помощью ярких сценографии, костюмов, визуальных и музыкальных эффектов.
Получилось мощно, откровенно и доверительно. Публика аплодировали Московскому губернскому театру стоя и долго не отпускала артистов со сцены.
В исполнителях главных ролей в постановке зрители узнали многих известных артистов. Так, Цезаря на витебской цене сыграл Станислав Бондаренко (снимался в фильмах «Чего хотят мужчины», «Стритрейсеры и т.д.), сестру (и, как предполагают историки, любовницу) императора Друзиллу — Катерина Шпица (играла в «Поддубном», «Метро», «Огнях притона и др.), главу заговора против правителя Кассия Херея — Максим Щеголев (известен как второй тренер в сериале «Молодежка»).
В нынешнем фестивале современной хореографии, который пройдет до 25 ноября, участвуют гости из 22 стран. В его программе — более 60 мероприятий.
Министр культуры Беларуси Юрий Бондарь отметил, что в республике при государственной поддержке проходит более 60 фестивалей. Но IFMC в этом списке, по его мнению, занимает особое место:
— Я давний поклонник этого фестиваля, много лет приезжаю на него. Это уникальный фестиваль. По тому, что происходит на витебской сцене, сверяют часы не только в современном танце в Беларуси, но и в мире.
Министр признался зрителям:
— Танцор из меня не очень хороший — еще худший, чем певец. И я преклоняюсь перед людьми, которые выбрали своей профессией хореографию. Это очень дисциплинированные, целеустремленные люди. Пожелаем им побед на конкурсе фестиваля!
Международный конкурс — по традиции главное фестивальное мероприятие. В этот раз в нем участвуют 39 постановок от 33 коллективов из Армении, Беларуси, Германии, Италии, Китая, Кубы, Литвы, Польши, России, Украины и Японии.
Часть конкурсантов жюри «отсеет» на закрытых отборах 22−23 ноября. Работы финалистов зрители увидят в двух концертах в субботу, 24 ноября. Обладатель Гран-при получит 5700 долларов. Будут также первая, вторая, третья и специальные премии. Призовой фонд фестиваля составляет 15 100 долларов.
В афише также много интересных постановок от именитых гостей. На витебской сцене выступят Spellbound Contemporary Ballet (Италия), Пермский театр «Балет Евгения Панфилова» (Россия), «Киев модерн-балет» (Украина).
Подробнее о программе IFMC-2018 — здесь. Афиша спектаклей — по ссылке.