Бюджет - 18 тысяч долларов. 22-летний минчанин снял на свои деньги фильм о мафии
22-летний минчанин Андрей Андриянчик снял на свои деньги полуторачасовой фильм «Жизнь под черной шляпой», посвященный мафии. Бюджет картины составил 18 тысяч долларов.
Андрей Андриянчик по образованию инженер. В этом году он окончил БНТУ и распределился инженером технического отдела в один из столичных троллейбусных парков.
Кино Андрей увлекся еще в детстве.
— Отец записывал для нас с сестрой на видеокассеты зарубежные фильмы и мультфильмы 90-х годов. Мы их пересматривал десятки раз.
Года четыре назад посмотрел первый черно-белый фильм и теперь смотрю практически только их. Очень люблю картины 1940-х — 60-х годов (работы режиссеров Билли Уайлдера, Альфреда Хичкока, Анатолия Литвака).
А как дела с современным кино? Мой собеседник ждет премьеры нового фильма Тарантино, очередного боевика о Джеймсе Бонде. Но в целом новые фильмы (особенно те, которые хвалят критики) он почти не смотрит.
— Черно-белые картины более живые, чем современные. Мне так кажется. Даже не кажется, я знаю.
Видео: Жизнь под черной шляпойПрофессионального кинообразования у Андриянчика нет. По словам Андрея, он так и не решился поступать в Академию искусств.
— Я выяснял, туда сложно поступить. Да и сдавать туда надо предметы, которые мне не всегда давались хорошо (например, историю). Поэтому серьезно этот вариант не рассматривал.
Немаловажный фактор — позиция родных.
— Сложно быть в семье белой вороной. Пять лет воюю с родными из-за съемок. Практически все они — инженеры по профессии, а потому до сих пор относятся к моему увлечению как к баловству.
Поэтому Андриянчик лишь посещал кинокурсы.
— В середине второго курса я случайно попал в школу «Золотая Заплата» на вводное бесплатное занятие по написанию сценария. Его проводил драматург Сергей Полещенков. Меня впечатлило, как из ничего за 5 минут был построен сюжет целого фильма. Кстати, именно там я познакомился с главным героем моего будущего фильма. Через два месяца школа распалась, но базу я успел изучить.
Позже Андрей окончил курсы по студийной съемке и монтажу.
Как у студента БНТУ появилась идея снять фильм?
— Меня вдохновили эмоции из детства. С 13 лет я держу камеру в руках и постоянно что-то снимаю. Конечно, в том возрасте это была всякая импровизационная ерунда. В 17 лет мы это с друзьями поняли и решили снять что-то большее.
На выбор темы фильма повлияли увлечения Андрея.
— Мне по душе культура прошлого столетия: джаз, черно-белые фильмы, деловой стиль одежды. Чтобы все это объединить, я остановился на теме 1960-х.
Сценарий фильма Андриянчик писал сам, на это ушел один год. Съемки, которые также продолжились еще год, начались, когда Андрей перешел на четвертый курс. Пришлось совмещать их с учебой.
Актеров для своей картины молодой режиссер нашел в Народном театре «Живая планета», который работал при столичном Национальном центре художественного творчества детей и молодежи. При этом все актеры снимались бесплатно.
— Я попытался найти с каждым актером общий язык. Конечно, кого-то пришлось уговаривать, идти на уступки. Но я убедился, что в нашей стране много хороших людей, готовых помочь безвозмездно. Перед съемками я думал, что убедить можно, показав свои работы (до фильма у меня была только парочка рекламных трейлеров к несуществующим фильмам, которые мы снимали с друзьями). Но в итоге понял, что убедить можно только собственной энергией и большим энтузиазмом, который рождался во мне на встречах с актерами.
Съемки картины проходили в Минске и Минской области, многие сцены были сняты на съемных квартирах.
— Помню, было время, когда едва ли не каждую ночь катался по Минску. Искал места для съемок, где к тому же не было бы машин.
Реквизит Андрей Андриянчик брал напрокат у «Беларусьфильма» (перед съемками он консультировался с сотрудниками киностудии, в том числе — с художником Александром Воробьем).
Бюджет картины составил 18 тысяч долларов. Откуда у 22-летнего специалиста такие деньги?
— Бизнесом я не занимаюсь, — улыбается Андрей, но источников было много. Пришлось продать гараж, взять взаймы у друзей. Летом, в паузе между курсами, ездил в Санкт-Петербург на заработки. А еще, разумеется, помогла семья. Часть сумм уже отдал.
Спрашиваю, предлагал ли Андриянчик свою работу на фестиваль «Лістапад».
— Нет. Мне кажется, что фестиваль — это рамки, правила, ограничения. Мне хочется чувствовать себя свободным.
В ближайшее время Андриянчик собирается предложить фильм для показа на телевидении или в кинотеатрах. В случае отказа планирует выложить картину в открытый доступ.
Ведь в конце ноября он уходит по призыву в армию. Правда, всего на полгода. А затем собирается все же получить режиссерское образование (но, скорее всего, не в Минске, а в Санкт-Петербурге) и продолжить снимать фильмы.
— Сейчас пишу сценарии к двум полнометражным фильмам (приключенческому боевику и комедии). А еще работаем над созданием телепередачи под названием «Таланты Белой Руси», где будем рассказывать о представителях белорусской культуры. За время съемок собралась неплохая команда, которая изъявила желание сотрудничать в будущем.