Мистическая легенда «Чёрная панна Несвижа» стала спектаклем-долгожителем в Полесском драмтеатре
Жизнь спектакля, словно жизнь человеческая: одному суждено долголетие, другой скоропостижно умирает, так и не окрепнув. В день премьеры его способность жить в репертуаре театра практически определить невозможно. Так было и со спектаклем-долгожителем Полесского драматического «Черная панна Несвижа». Художественный совет эту изящную постановку принял не сразу.
Осенью 2012 года режиссер Полесского драматического театра Павел Маринич загорелся замыслом поставить на пинских подмостках драматическую поэму «Черная панна Несвижа» белорусского драматурга Алексея Дударева.
«Зрителю интересно смотреть мистический триллер, детектив, – рассказывает режиссер. – История о двух влюбленных сердцах – прочтение дударевской драмы в нашем драмтеатре. Это вторая постановка в Беларуси. «Панну» до этого ставили только в Купаловском театре столицы. И то в 2001 году».
«Черная панна Несвижа» – прекрасная романтическая история со средневековой мистикой, похожая по замыслу на шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта».
Она переносит под своды дворцов и замков, в эпоху королей и королев. Жигимонт влюбляется в прекрасную Барбару, тайно венчается с ней в костеле, соединяя свои чувства навечно. Узнав об этом, мать Жигимонта – королева Бона – приказывает пану Мнишеку убить Барбару. Та выпивает яд. Королевич очень тяжело переносит смерть любимой, он повсюду видит тень своей жены, а призрак молодой женщины бродит по несвижскому парку в надежде воссоединиться со своим суженым и наводит ужас на тех, кто мешает их встрече.
Эту трогательную историю рассказывают со сцены актеры комедии дель арте – Бригелла, Панталоне и Тарталья (интересный художественный режиссерский прием «театр в театре»), которые выступают на подмостках польского дворца. По замыслу режиссера, королева Бона предположительно могла бы пригласить этих итальянских артистов к себе. Одна из интриг спектакля – он начинается с конца, это инверсия.
Главная мысль спектакля – настоящая любовь не умирает, великое чувство живет вне времени, побеждает зло и переходит в вечность. Диалоги в мистической драме безупречны и эффектны. Реплики в прозе сменяются мастерски зарифмованными строками: «Но от тебя его я защищу. Перед тобой стена огня восстанет. Или отступишь прочь, или тебя не станет». «Черная панна Несвижа» – постановка, наполненная музыкой и танцами, соответствующими эпохе.
За шесть лет в спектакле были вводы: менялся актерский состав. В главных ролях неизменно сам режиссер Павел Маринич (Жигимонт) и Антонина Рокало (Барбара). В образе королевы Боны – Ольга Ермалаева.
За блестящей игрой служителей Мельпомены наблюдали в Смоленске, Минске, Барановичах и Ружанах. К слову, на фестивале «Ружанская брама» (прошел на открытой площадке, в стенах замка) во время «Черной панны» даже сама погода усиливала накал страстей. Во время финальной сцены, когда Барбара умирала, неожиданно пошел дождь; солнце же выглянуло в момент воссоединения двух влюбленных. Этот эпизод особенно запомнился и актерам, и зрителям.
«Черная панна Несвижа» – спектакль, которым надо любоваться, едва в зале погаснет свет. Зритель путешествует по исторической эпохе, переносясь то в покои Боны, то в костел, то в замок Радзивиллов, то в парк Несвижа. В постановке воссоздан мир власти, который держится на характерах и темпераментах, живущий по своим законам.
Неизменно на протяжении шести лет зрительский интерес к спектаклю не угасает. Да и сами актеры, каждый раз, как бы это банально ни звучало, играют его как в первый. В репертуаре Полесского драматического театра таких спектаклей-долгожителей немного. Списывать его с афиш не планируется. Есть в мистической драме уникальная формула жизнестойкости.
Елена МИХАЙЛЮК.
Фото Натальи МИЛЕВСКОЙ.