"Этот спектакль - Библия для начинающих". Критик посмотрела "скандальную" оперу "Саломея"
Вечером 7 сентября в Большом театре оперы и балета прошел предпремьерный показ оперы «Саломея». Когда (либо если) ее премьера состоится, театральные критики подробно оценят режиссерские ходы и их художественное воплощение. Пока же мы поинтересовались, есть ли в опере что-то, способное оскорбить чувства верующих. И разочаровались (то есть обрадовались), что ничего подобного в постановке режиссера Михаила Панджавидзе нет.
Делаем максимально краткий пересказ сюжета, чтобы вы понимали, о чем пойдет речь в тексте.
Пророк Иоканаан лежит на пустынной земле. Вокруг, будто из праха, поднимаются люди. Затем происходит потоп. Многие погибают, и только некоторые спасаются на холме вместе с Пророком.
После этого они вступают в русло реки Иордан, из которой выходят в светлых одеяниях. Видят фигуру Спасителя. После чего пустыня зацветает.
Затем на реке появляется лайнер. Иордан пересыхает.
На палубе корабля — Саломея и ее мать Иродиада. Иродиада бьет Саломею. Это видит Иоканаан, от чего приходит в неистовство. Его хватают стражники и бросают за решетку.
Саломея слышит голос Иоканаана, требует у начальника стражи Нарработа показать ей заключенного. Иоканаан в своих словах изобличает грешных царя Ирода и его жену. Зачарованная этой пламенной речью, Саломея просит разрешения у Иоканаана поцеловать его. Пророк отвергает Саломею, проклинает ее и возвращается в свою тюрьму.
Ирод чувствует вожделение к своей падчерице Саломее. Она исполняет для него танец семи покрывал, за который Ирод клянется отдать ей все, что она попросит. Саломея просит принести ей на серебряном блюде голову Иоканаана. Ирод выполняет ее просьбу. Саломея долго не решается открыть крышку с «поданным блюдом». Открывает ее. Вместо головы на тарелке — две грозди винограда.
Ирод убивает Саломею. Корабль гибнет вместе со всеми его обителями.
Надежда Бунцевич — театральный критик. Преподает в Академии музыки и в БГУ, работает редактором в газете «Культура». По мнению Надежды, которым она поделилась после просмотра постановки, «Саломея» Панджавидзе никак не может оскорбить чувства верующих. Ровно наоборот: она служит интересам христиан.
— Еще до просмотра я была уверена, что это будет спектакль, который никого не возмутит. Скорее, я опасалась, что он получится слишком однозначным: вот Саломея — плохая девочка, которая убила Иоканаана, за что и поплатилась. Боялась увидеть слишком простую историю. Но в итоге увидела историю, которую я бы назвала «Библией для начинающих».
Критик объясняет, почему так считает:
— В балетной части спектакля — «Так говорил Заратустра» — нам показывают библейские сюжеты. Мы видим: вот хождение по воде, а здесь — блуждание по пустыне. Одна сцена вовсе была похожа на картину Иванова «Явление Христа народу». То есть, нам очень кратко пересказали часть Священного Писания и методом аллюзии показали библейские сюжеты. Причем показали их очень красиво и художественно. Хотя можно и поспорить: это был балет или пластический спектакль? Собственно, балета как такого в постановке почти нет. Есть пластические сцены, в которых человеческие тела вместе с тканью используются для создания общей картины, антуража.
Далее, рассказывает Надежда, зрителю рассказываю еще одну простую историю о том, что может произойти с человеком, если он поддастся соблазнам.
— Была девочка Саломея. Неважно, сколько ей лет: 15 или 30. Она была вся такая беленькая, хоть уже и с черными элементами на платье, но в целом якобы светлая. Ей не нравится, что муж матери на нее странно смотрит, но она не знает, как себя вести в такой ситуации. К тому же, она не слышит, что ей говорит Иоканаан. В этой версии очень точно выводится на первый план момент, когда Иоканаан указывает Саломее путь истинный: пойти в пустыню, найти Господа и молиться ему. Но она его не слышит.
По сюжету, после того как Иоканаан отказывается поцеловать Саломею, для отца своей матери Ирода она исполняет танец семи покрывал. Надежда объясняет: это танец семи грехов. В разных постановках он проходит по-разному, в некоторых Саломея танцует в обнаженном виде, но не у режиссера Михаила Панджавидзе. По его словам, он не любит эпатировать публику и играть на низменных чувствах, а предпочитает образно показывать подобные сцены.
— Она отпускает свои соблазны в свободное плавание. Неслучайно артистки балета в таких же платья, что и Саломея. Только у нее оно белое, а у артисток — разноцветные. Хотя мы ведь знаем, что белый цвет раскладывается на спектры. Они повторяют за ней движения. Это очень здорово сделано пластически.
В письме православных верующих, которые просили спектакль запретить и даже завести на режиссера уголовное дело, в том числе упоминалось о платьях артисток балета: якобы они соответствуют цветам радуги, а это — «разноцветный флаг пороков ЛГБТ». Надежда рекомендует внимательно присмотреться к оттенкам костюмов: эта деталь помогает расшифровать творческий замысел.
— Цвета ядовитые. Казалось бы, даже голубой — божественный цвет — здесь с примесью неприятного грязно-серого оттенка. В танце семи покрывал все понятно: вот танцует чревоугодие, вот лень, а это прелюбодействование, и прочее. После того, как соблазны вырываются на волю, Саломея становится другой, резко меняется: курит, говорит о том, что хочет заполучить голову Иоанна. Да и платье меняет на черное. Она действительно стала дочерью своей матери.
Словам, которые Иоаканн бросал в лицо Саломеи, режиссер нашел оправдание, — продолжает Надежда. — Хотя в каких-то постановках это выглядит как обвинение несчастной девочки, которая всего лишь родилась у неблагочестивой матери. Здесь же Панджавидзе подчеркивает: Ионаканн — это Пророк. Он еще раньше увидел, что может стать с Соломеей. И поэтому старается он нее отойти, чтобы не выпустить страсти, которые ее одолевают, на волю.
За исполнение танца семи покрывал перед Иродом Саломея требует от него принести ей на серебряном блюде отрубленную голову Иоканаана. Режиссер не стал потрясать публику и показывать сцену буквально. Вместо этого предложил зрителям подумать над символизмом этой. Надежда Бунцевич увидела в ней акт причащения.
— Саломея долго не открывает крышку, под которой вроде как должна находиться голова Иоканаана. Она тянет время с почти садистским удовольствием. Снимает крышку, но под ней не отрубленная голова, а две грозди винограда. И вдруг на сцене появляется Иоканаан. Когда в чашу выдавливают вино из винограда, Саломея опять становится другой.
Она говорит: «Я все-таки тебя поцеловала». И это было не что иное, как сцена причащения. То есть нам рассказали историю: «Была девочка. Она согрешила. Потом причастилась, и все стало хорошо». Вот почему я назвала бы это Библией для несведущих или для начинающих. Этот спектакль — практически агитка: приходите на причащение — и у вас все будет хорошо.
Ирод потому и убивает Саломею, что теперь уже боится ее. А до этого он панически боялся Иоканаана.
При этом как театральный критик Надежда Бунцевич увидела в опере много моментов, которые предстоит доработать.
— Чисто визуально все более-менее сложилось, но еще есть над чем репетировать, чтобы какие-то вещи читались более точно.
Я, например, не поняла, зачем Саломее две грозди внограда. Мне показалось, что она могла петь с закрытыми глазами и держать в руках одну гроздь.
По музыкальной части у меня больше претензий. Конечно, низкий поклон всем, кто участвовал в спектакле. Это сложная, почти неподъемная опера для всех: инструменталистов, вокалистов. Но осталась масса неточностей, недоделок. В самой партитуре много тонкостей, которые хочется вынести на первый план. Но как только туда их выведешь, начинает провисать темпоритм, например.
Но это нормально. «Саломея» — это та недосягаемая планка, которая ранее для нашего театра казалась чем-то совершенно заоблачным. Но он к ней приблизился.
Да, есть претензии к духовикам. Просто над качеством звука нужно еще работать. Есть моменты, когда оркестр нужно потише, голос — погромче. Но в целом — хорошо.
Думаю, все получится. И верующие будут ходить на спектакль, водить сюда детей и приобщать подрастающее поколение как к вере, так и к искусству.
Что произошло?
Премьера оперы «Саломея» была запланирована на 9 сентября — она должна была открыть новый театральный сезон в Оперном театре. Но накануне стало известно о письме православных верующих в адрес главы Администрации президента, генерального прокурора, членов священного синода Белорусского экзархата и Московского патриархата Русской православной церкви. Из-за чего премьеру оперы решили перенести.
В тексте обращения указано, что премьера «Саломеи» назначена «накануне скорбного для православных христиан нашей многострадальной родины дня усекновения главы святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (отмечается 11 сентября. — Прим. ред.)». В письме оперу называют «дерзким антихристианским деянием», «богохульством», «кощунством».
Режиссер «Саломеи» Михаил Панджавидзе назвал перенос премьеры «большой кулуарной игрой».
На данный момент, как указано на сайте Большого театра, премьера запланирована на 14 октября.