От "Иронии судьбы" до "Служебного романа". Лучшие роли Лии Ахеджаковой
Сегодня 80-летний юбилей отмечает актриса Лия Ахеджакова. TUT.BY вспомнил лучшие роли этой замечательной исполнительницы.
Известность к Ахеджаковой пришла только к сорока годам. Совсем не кинематографическая внешность — рост всего метр пятьдесят и «мультяшный» голос — сыграла с ней горькую шутку: режиссеры видели ее только в амплуа травести. Закончив ГИТИС, талантливая девочка из театральной семьи (ее отец был главным режиссером Майкопского драматического театра, а мать — ведущей актрисой в нем) попала в Московский театр юного зрителя и проработала там 16 лет. Ахеджакова играла там птичек и зайчиков, а однажды даже куриные ноги дома Бабы-Яги.
Для большого кино Ахеджакову фактически открыл Эльдар Рязанов, в фильмах которого она сыграла свои лучшие роли.
Таня в «Иронии судьбы, или С легким паром!»
В 1975 году Рязанов предложил малоизвестной актрисе эпизодическую роль подруги главной героини в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!».Актриса отправилась на встречу с режиссером, чтобы отказаться от роли, которую «которую могла бы сыграть и статистка». Но Рязанов уговорил ее попробовать.
Как писал режиссер в мемуарах «Неподведенные итоги», «она сыграла подружку героини — роль практически не выписанную — так, что о персонаже Ахеджаковой можно написать целое исследование. За этой маленькой чернявой „училкой“ вставал образ восторженной идеалистки, беззаветно преданной школе, отдающей всю свою жизнь делу воспитания детей».
Любопытно, что Ахеджакова — в отличие от большинства коллег по съемочной площадке — отказалась сниматься в фильме «Ирония судьбы. Продолжение». Зрителям этой картины сообщили, что ее героиня Таня эмигрировала в Израиль.
Верочка в «Служебном романе»
На волне успеха Ахеджакова в 1977-м перешла в труппу прославленного московского «Современника». В том же году она сыграла роль секретарши Верочки в фильме того же Рязанова «Служебный роман».
Сценарий был создан на основе пьесы «Сослуживцы», которую Рязанов написал со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским.
В этом фильме Ахеджакова создала образ яркой, но своеобразной женщины, которая не пропускает никаких модных новинок. Фразы Верочки «Да на тебе пахать надо», «Хорошие сапоги, надо брать», «Можно и зайца научить курить» стали крылатыми.
«Когда урок Калугиной — как надо завлекать мужчин, нравиться им, какую походку следует выбрать, как одеваться — дает Лия Ахеджакова, это в сто раз богаче, интереснее, сложнее и смешнее…», — писал Рязанов в «Неподведенных итогах».
Кстати, первоначально по сценарию в фильме появлялся и супруг Верочки, с которым она выясняла отношения и уезжала вместе с ним с работы на мотороллере. Но в окончательную версию фильма эти кадры не вошли.
Елена Павловна Малаева в «Гараже»
Видео: ФильмыПрошло еще два года — и Ахеджакова закрепила свой звездный статус, сыграв младшего научного сотрудника Елену Павловну Малаеву в фильме Рязанова «Гараж». Сюжет фильма режиссеру подсказала жизнь — Рязанов участвовал в собрании гаражно-строительного кооператива «Мосфильма» и был потрясен, с каким цинизмом его коллеги избавляются от «лишних» пайщиков.
Роль скромной матери-одиночки написали специально для Ахеджаковой. Именно ее героиня сломала привычный сценарий: возмущенная тем, что из кооператива были исключены четверо самых беззащитных пайщиков, она спрятала ключ от помещения, где проходила встреча.
После фильма в народ ушли фразы Малаевой: «У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба!», «Мы работаем в институте по охране животных. Человек — это тоже животное. Его тоже надо охранять. Человека надо охранять от человека. От жадности, которая нас съедает, от желания захватить, захапать», «Мой ребенок! Хочу кормлю, хочу — нет!»
Фима в «Небесах обетованных»
В большинстве своих звездных картин Ахеджакова сыграла яркие и запоминающиеся роли второго плана. В картине Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» актриса наконец-то исполнила одну из главных ролей — бездомной Фимы. Согласно сюжету, действие картины происходит перед распадом СССР. На городской свалке возле вокзала живут бездомные люди. Городские власти хотят ликвидировать свалку, а ее обитателей отправить в тюрьму, больницу или дом престарелых. В финале картины герои садятся на поезд и символично возносятся на небеса.
По результатам опроса журнала «Советский экран» Ахеджакова была признана лучшей актрисой 1991 года. Также она стала обладательницей престижной российской кинопремии «Ника» .
Общественный деятель, который не боится своей позиции
Лия Ахеджакова с успехом продолжает сниматься и в наше время. Так, она сыграла эпизодическую роль хозяйки квартиры в фильме Кирилла Серебренникова «Лето», который успешно прошел в белорусском прокате. Но все-таки обратим внимание не на пятую звездную роль Ахеджаковой, а на ее общественную деятельность.
В годы перестройки российские актеры, режиссеры и другие представители творческой интеллигенции массово двинулись в политику, но также быстро разочаровались в ней. В последние годы их участие в политических событиях чаще ограничивается ритуальным «одобрямс» тех или иных действий властей.
В отличие от них Ахеджакова никогда не скрывала своих политических пристрастий. Она поддерживала Бориса Ельцина в его конфликте с парламентом в 1993 году и критиковала Владимира Путина, выступала на Болотной площади и протестовала против возможности введение российских войск в Украину в 2014 году. Можно принимать или не принимать позицию актрисы, но цельность ее убеждений, как минимум, вызывает уважение.