Арт-терроризм. Кто и зачем портит шедевры мирового искусства
25 мая 2018 года в Третьяковской галерее вандал повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (полотно больше известно под названием «Иван Грозный убивает своего сына»). Он разбил стекло и нанес несколько ударов металлической стойкой ограждения. 37-летний мужчина объяснил свой поступок тем, что был пьян. Он был не первым, кто напал именно на эту картину Репина. Как портят шедевры мирового искусства и по каким причинам — в обзоре TUT.BY.
«В припадке душевной болезни»
В январе 1913 года в Третьяковской галерее молодой иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов «в припадке душевной болезни» с криком «Довольно крови! Долой кровь!» порезал знаменитую картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Три пореза прошли по лицу царевича, однако не затронув глаз. Картину удалось спасти благодаря усилиям реставраторов и самого художника, который приехал по вызову со своей дачи в Финляндии.
Шедевр спасли, но это нападение не пережил хранитель Третьяковской галереи — узнав о порче картины, он бросился под поезд.
«Акт протеста из-за ареста подруги»
В марте 1914 года в Лондонской национальной галерее 25-летняя Мэри Ричардсон ножом порезала в нескольких местах картину Диего Веласкеса «Венера с зеркалом». Ричардсон была суфражисткой (участницей движения за предоставление женщинам избирательных прав. — Прим. TUT.BY), причем одной из самых воинственных — она занималась поджогами, била окна в Министерстве внутренних дел, взрывала железнодорожные станции. Свое нападение на картину она назвала «актом протеста из-за ареста ее подруги». За порчу картины Ричардсон была приговорена к 6 месяцам тюрьмы.
«Приступ необъяснимой злобы»
В 1956 году молодой боливиец по имени Уго Унгаза Виллегас в приступе необъяснимой злобы запустил камнем в полотно Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»). С тех пор у левого локтя «Моны Лизы» едва заметная отметина.
Всего же за последние десятилетия на «Мону Лизу» нападали четыре раза, из-за участившихся случаев вандализма картину защитили пуленепробиваемым стеклом. Это помогло сохранить картину от других нападений. Например, в апреле 1974 года, когда «Джоконда» была выставлена в Токийском национальном музее, японка распылила из баллончика красную краску на картину — таким образом она протестовала против политики музея в отношении инвалидов. Полотно спасло стекло.
«По приказу Иисуса Христа»
В сентябре 1976 года в амстердамском Рейксмузеуме бывший школьный учитель, психически нездоровый голландец Вилхелмус де Ринк, хлебным ножом нанес 12 порезов рембрандтовскому шедевру «Ночной дозор». Он объяснил, что повредил полотно якобы по приказу Иисуса Христа.
Де Ринк был отправлен в психиатрическую лечебницу, где и покончил жизнь самоубийством.
«Политический мотив»
В июне 1985 года в Эрмитаже литовец Бронюс Майгис облил холст Рембрандта «Даная» серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом. Он объяснил свой поступок политическими мотивами. Мужчина был признан душевнобольным и направлен на принудительное лечение.
«Вандализм против абстракционизма»
В марте 1986 года в амстердамском музее «Стеделек» Герар Ян ван Бладерен порезал ножом картину «Кто боится красного, желтого и голубого III» американского абстракциониста Барнетта Ньюмана. Свое нападение он объяснил тем, что прочитал монограмму о современном искусстве, в которой раскритиковали идеи абстракционизма.
Он был приговорен к 8 месяцам тюремного заключения, но идею «вандализм против абстракционизма» не оставил. В ноябре 1997 года он вновь отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана «Кафедру». Специальным постановлением голландских властей арт-террористу был запрещен доступ во все музеи страны.
«Недовольство политикой Тэтчер»
В июле 1987 года британец Роберт Кембридж пронес под пальто ружье в Лондонскую национальную галерею. Он открыл огонь по картине Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем». Картечь остановило защитное стекло, однако его осколки все равно серьезно повредили картину.
Кембридж объяснил свой поступок «недовольством политикой» тогдашнего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Впоследствии его признали невменяемым.
«Против коммерциализации искусства»
В январе 1997 года в музее «Стеделек» в Амстердаме уроженец Алма-Аты, художник-акционист Александр Бренер нанес повреждение картине Казимира Малевича «Белый супрематический крест» (также известна как «Белый крест на сером фоне», «Супрематизм». — Прим. TUT.BY). Он нарисовал на полотне зеленой краской из баллончика символ доллара — свой акт Бренер назвал актом против «коммерциализации искусства».
Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно. Кроме того, на него наложили двухгодичный запрет на посещение «Стеделека», а также обязали оплатить стоимость работ по реставрации картины.
«Сильно расстроился и рассвирепел при виде Голиафа»
В апреле 2007 года в Художественном музее Милуоки в американском Висконсине 21-летний американец Тимоти Кубена набросился на картину итальянского художника Оттавио Ваннини «Триумф Давида».
Мужчина, увидев картину, стукнул по ней кулаком, пробив большую дыру. Затем он сорвал полотно со стены и начал топтать его ногами. В свое оправдание задержанный заявил, что «сильно расстроился и рассвирепел при виде Голиафа». Выяснилось, что Тимоти Кубена страдал от психического заболевания.
«Акт политического неповиновения»
В июне 2012 года в музее американского города Хьюстон Menil Collection 22-летний Уриэль Ландерос испортил картину художника Пабло Пикассо «Женщина в красном кресле». Воспользовавшись спреем и трафаретом, вандал оставил на полотне изображение тореадора, быка и слово conquista (исп. — завоевание).
Позже Ландерос заявил, что не сожалеет о содеянном. Свой поступок он назвал актом политического неповиновения. «Это — просто кусок ткани, который имеет большее значение, нежели человеческие страдания. Я хотел дать голос тем, кого не слышат. К сожалению, наше общество стало испорченным, жаждущим войны, убивающим и насилующим».
Он получил два года тюрьмы.
«Теория заговора»
В феврале 2013 года подверглась акту вандализма картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (также известна как «Свобода на баррикадах». — Прим. TUT.BY), выставленная в филиале Лувра во французском Лансе. 28-летняя посетительница музея написала на полотне черным маркером «АЕ911».
Позже выяснилось, что оставленная женщиной надпись является названием сообщества сторонников «теории заговора», убежденных в том, что «власти скрывают правду» о настоящих организаторах терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.